Virtual and real space of modern belarusian youth: social and psychological context

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The virtual space of modern youth includes social networks. Active participation in them leads to dependence on social networks, and it is associated with a number of manifestations of psychological distress. Therefore, the study of dependence on social networks is very important. The purpose of this study is to test the hypothesis about possible links between social media addiction and self-confidence, emotional intelligence, and style of behavior in conflict situations. The article found that the virtual space for a significant number of young Belarusians has already become preferred in communication, entertainment and work, and that boys and girls have negative associations of dependence on social networks with self-confidence and positive associations with dependence on smartphones and with all the factors that shape it. It is shown that it is psychological problems that are the main cause of dependence on social networks. The dependence of young men on social networks is negatively associated with social courage and positively with the “conflict avoidance” style. Boys and girls have completely different connections between social media addiction and emotional intelligence components. These results are new, since neither domestic nor foreign publications have been able to find reliable conclusions about the relationship of dependence on social networks with components of emotional intelligence and behavior in conflicts. The facts obtained testify to the negative impact of the new virtual reality on a number of important socio-psychological parameters of the personality of a modern young person.

About the authors

Viktor Pavlovich Sheynov

Republican Institute of Higher Education

Email: sheinov1@mail.ru
Minsk, Belarus

Vladislav Olegovich Ermak

Belarusian State University of Informatics and Radioelectronics

Email: yermakvladislav@yandex.ru
Minsk, Belarus

References

  1. Бубнов Ю. М. Взаимосвязь жизненных ценностей учащейся молодежи и рисков интернет-зависимости // Социологическая наука и образование: современные вызовы и риски: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти проф. Г. П. Давидюка, Минск, 10 нояб. 2021 г. / Белорус. гос. ун-т; редкол.: А. Н. Данилов (гл. ред.) и др. Минск: БГУ, 2021. 279 с.
  2. Бубнов Ю. М. Симптомы компьютерной лудомании у могилевских старшеклассников // Гісторыя Магілева: мінулае і сучаснасць: зборнік навуковых прац удельнікаў ХII Міжнар. навук. канф., 25–26 июня 2021 г., г. Магілеў / уклад. І. А. Пушкін. Магілеў: БДУХ, 2021. 378 с.
  3. Шейнов В. П., Девицын А. С. Разработка надежного и валидного опросника зависимости от социальных сетей // Системная психология и социология. 2021. № 2 (38). С. 41–55.
  4. Шейнов В. П., Девицын А. С. Взаимосвязь зависимости от социальных сетей и признаков психологического неблагополучия // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2022. Т. 7, № 2 (26). С. 83–106. doi: 10.38098/ipran.sep_2022_26_2_04
  5. Шейнов В. П. Взаимосвязи ассертивности с психологическими и социально-психологическими характеристиками личности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15, № 2. С. 147–161.
  6. Шейнов В. П. Ассертивное поведение: преимущества и восприятие // Современная зарубежная психология. 2014. Т. 3, № 2. С. 107–120.
  7. Шейнов В. П. Ассертивность индивида и его здоровье // Российский гуманитарный журнал. 2014. Т. 3, № 4. С. 256–274.
  8. Шейнов В. П. Зависимость от социальных сетей и характеристики личности: обзор исследований // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021. Т. 18, № 3. С. 607–630. doi: 10.22363/2313-1683-2021-18-30
  9. Шейнов В. П. Опросник «Оценка степени незащищенности индивидов от кибербуллинга»: разработка и предварительная валидизация // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020. Т. 17, № 3. С. 521–541.
  10. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерения, исследования: сб. ст. / Ин-т психологии Рос. акад. наук; под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М., 2004. С. 129–140.
  11. Mayer J. D., Roberts R. D., Barasade S. G. Human abilities: Emotional intelligence // Annual Review of Psychology. 2008. V. 59. P. 507–536.
  12. Гроголева О. Ю., Дронова А. А. Типология личности подростков, склонных к общению в социальных сетях // Активность и ответственность личности в контексте жизнедеятельности: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 300-летию г. Омска. Омск, 6–7 октября 2016 года. Омск: Омский гос. ун-т им. Ф. М. Достоевского, 2016. 193 с.
  13. Arrivillaga C., Rey L., Extremera N. A mediated path from emotional intelligence to problematic social media use in adolescents: The serial mediation of perceived stress and depressive symptoms // Addictive Behaviors. 2022. V. 124, January 2022, 107095. URL: https://doi.org/10.1016/j.addbeh.2021.107095 (дата обращения: 10.03.2023).
  14. Mulawarman M., Hudab F. N., Suharsoc S. The Correlation Between Emotional Intelligence, Academic Achievement, and the Use of Social Media in Senior High School Students // International Journal of Innovation. Creativity and Change. 2020. Vol. 11, iss. 3. P. 325–335.
  15. Sundvik L. M. S., Davis S. K. Social media stress and mental health: A brief report on the protective role of emotional intelligence // Curr. Psychol. 2022. URL: https://doi.org/10.1007/s12144-022-03035-9 (дата обращения: 10.11.2022).
  16. Măhăț A. C. The impact of the Time Spent on Social Networks on Emotional Intelligence in Adolescents // Educaia Plus. 2020. Iss. 1. P. 239–246.
  17. Kaura H., Saini S. The Correlation Between Emotional Intelligence, Academic Achievement, and the Use of Social Media // Indian Journal of Health & Wellbeing. 2020. Vol. 11, issue 10–12. P. 581–584.
  18. Cabral J. Is generation Y addicted to social media // Future of children. 2008. P. 5–14.
  19. Kircaburun K., Griffiths M. D., Şahin F. The Mediating Role of Self/Everyday Creativity and Depression on the Relationship Between Creative Personality Traits and Problematic Social Media Use Among Emerging Adults // Int. J. Ment. Health. Addiction. 2020. V. 18. P. 77–88. URL: https://doi.org/10.1007/s11469-018-9938-0 (дата обращения: 10.11.2022).
  20. Yu S., Wu A. M. S., Pesigan I. J. A. Cognitive and Psychosocial Health Risk Factors of Social Networking Addiction // Int. J. Ment Health. Addiction. 2016. V. 14. P. 550–564. URL: https://doi.org/10.1007/s11469-015-9612-8 (дата обращения: 10.11.2022).
  21. İskender M. Investigation of the Effects of Social Self-Confidence, Social Loneliness and Family Emotional Loneliness Variables on Internet Addiction // Malaysian Online Journal of Educational Technology. 2018. V. 6, № 3. P. 1–10.
  22. Almenayes J. J. Religiosity and the perceived consequences of social media usage in a Muslim country // Journal of Arts and Humanities. 2014. V. 3, № 5. P. 108–117.
  23. Boursier V., Gioia F., Griffiths M. D. Do selfie-expectancies and social appearance anxiety predict adolescents’ problematic social media use? // Computers in Human Behavior. 2020. V. 110. September. 106395. URL: https://doi.org/10.1016/j.chb.2020.106395 (дата обращения: 10.11.2022).
  24. Costanzo A., Santoro G., Russo S. Attached to virtual dreams: The mediating role of maladaptive daydreaming in the relationship between attachment styles and problematic social media use // The Journal of Nervous and Mental Disease. 2021. V. 209, iss. 9. P. 656–664. doi: 10.1097/NMD.0000000000001356
  25. Bilgin O., Tas I. Effects of Perceived Social Support and Psychological Resilience on Social Media Addiction among University Students // Universal Journal of Educational Research. 2018. V. 6, iss. 4. P. 751–758.
  26. Siah P. C., Hue J. Y., Wong B. Z. R., Goh S. J. Dark Triad and Social Media Addiction among Undergraduates: Coping Strategy as a Mediator // Contemporary Educational Technology. 2021. V. 13, iss. 4. P. 320.
  27. Wong B. Z. R., Goh S. J., Hui J. Y. Dark triad and social media addiction: the mediating roles of coping strategies // UTAR Institutional Repository. 2020. URI: http://eprints.utar.edu.my/id/eprint/3805 (дата обращения: 10.11.2022).
  28. Hurley L.N. The relationship between resilience, coping, and social media // The Relationship Between Resilience, Coping, and SocialMedia. Masters Theses. 2018. P. 36–83. URL: https://thekeep.eiu.edu/theses/3683 (дата обращения: 10.03.2023).
  29. Шейнов В. П. Короткая версия опросника «Шкала зависимости от смартфона» // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2021. Т. 6, № 1. С. 97−115. https://doi.org/10.38098/ipran.opwp.2021.18.1.005 (дата обращения 03.11.2022).
  30. Шейнов В. П. Адаптация и валидизация опросника «Шкала зависимости от смартфона» для русскоязычного социума // Системная психология и социология. 2020. № 3 (35). С. 75–84.
  31. Ромек В. Г. Тесты уверенности в себе // Практическая психодиагностика и психологическое консультирование. Ростов н/Д.: Ирбис, 1998. С. 87–108.
  32. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. C. 57–59.
  33. Гребень Н. Ф. Психологические тесты для профессионалов. Минск: Современная школа, 2007. 496 с.
  34. Шейнов В. П., Девицын А. С. Трехфакторная модель зависимости от социальных сетей // Российский психологический журнал. 2021. № 3. С. 145–158.
  35. Шейнов В. П., Девицын А. С. Факторная структура модели зависимости от смартфона // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2021. Т. 6, № 3 (23). С. 174−197.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».