Художественное образование младших школьников Ирака и России

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Художественное образование в настоящее время является одним из обязательных направлений начального образования в большинстве стран. В данной статье исследуется влияние культурных традиций на художественное образование школьников в Ираке и России. Цель данной статьи – выявить, как культурные традиции влияют на содержание и методы начального художественного образования. Система художественного образования в России опирается на европейские, а не национальные традиции, старается познакомить детей с культурой и искусством разных стран, а не только России, в то время как художественное образование в Ираке в большей степени подчинено задаче сохранения культурных традиций. Обучение художественным дисциплинам в России опирается на глубокие теоретические разработки в сфере психологии и педагогики. В настоящее время в России принята единая программа по изобразительному искусству, в то время как в Ираке нет единой программы, учителя могут работать по рекомендованным программам или предлагать собственные. Программа художественного образования в России носит светский характер. В Ираке долгое время борются тенденции светского и религиозного образования, влияние Ислама на обучение изобразительному искусству прослеживается во многих школах, где отдается предпочтение традиционным видам искусства, таким как орнаменты и каллиграфия.

Об авторах

Анна Анатольевна Адаскина

Московский государственный психолого-педагогический университет

Email: adaskinaaa@mgppu.ru
кандидат психологических наук, доцент, доцент Москва, Россия

Хуссейн Исмайл Аль-харган

Московский государственный психолого-педагогический университет

Email: uyugum96@gmail.com
аспирант Москва, Россия

Список литературы

  1. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Психология художественного творчества. Развитие художественных способностей детей в пространстве общеобразовательной школы: учебное пособие для средних и высших педагогических учебных учреждений. М.: Изд-во Московского ун-та, 2022. 239 с.
  2. Неменский Б. М., Полякова И. Б., Сапожникова Т. Б. Особенности обучения школьников по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»: лекции 1–4. М.: Пед. ун-т «Первое сентября», 2007. 124 с.
  3. UNESCO (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization). Road Map for Arts Education: The World Conference on Arts Education: Building creative capacities for the 21st century / UNESCO (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization). URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000384200 (дата обращения: 08.04.2024).
  4. Мезенцева Ю. И., Руднев И. Ю. О современных образовательных программах по изобразительному искусству // Право и практика. 2017. № 2. С. 204–214. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29364439 (дата обращения: 08.04.2024).
  5. Изобразительное искусство: сборник примерных рабочих программ. Предметная линия учебников. 1–4 классы. Предметная линия учебников. 5–8 классы: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / Б. М. Неменский и др.; под ред. Б. М. Неменского. 3-е изд. М.: Просвещение, 2020. 304 c.
  6. Аль-Харган Хуссейн Исмайл Хуссейн. Влияние культурных традиций на художественное образование школьников Ирака и России // Вызовы современности и стратегии развития общества в условиях новой реальности: материалы конференции. Москва, 10 ноября 2023 года. М.: Алеф, 2023. С. 30–34. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=lkyqng&ysclid=lupv990ehp106320986 (дата обращения: 08.12.2024).
  7. Гурьянова И. В. Современные концепции преподавания изобразительного искусства в начальной школе // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2009. Т. 15, № 4. С. 5–42. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15188911&ysclid=lupvlz7x1c393409817 (дата обращения: 08.12.2024).
  8. Different Cultural Traditions Around the World. URL: https://www.tomedes.com/translator-hub/24-culturaltraditions-around-world (дата обращения: 08.04.2024).
  9. Garber E. Teaching Art in the Context of Culture: A Study in the Borderlands // Studies in Art Education. 1995. № 36. Р. 218–232.
  10. Glossary of Arts and Education Terms // Grantmakers in the art. URL: https://www.giarts.org/article/glossaryarts-and-education-terms (дата обращения: 08.12.2024).
  11. Salam S. Promoting Cultural Identity Through Arts Education: The Indonesian Context. In1st International Conference on Language // Literature, and Arts Education (ICLLAE 2019). 2020 Aug 5. P. 460–463. Atlantis Press.
  12. Allison B. The Relationship between Child Arts and Their Cultural Foundations // The Journal of Aesthetic Education. 1980. № 14. С. 59–79.
  13. Rasheed Q. H. The Importance of cultural heritage in Iraq // World heritage review. 2015. № Special issue. Р. 4–7.
  14. Аль-Басиуни Махмуд. Искусство двадцатого века. Дар Аль-Маареф, 1983. 406 с.
  15. Махди А. С. Диалектика традиционного и новаторского в искусстве современного Ирака // Вестник Дагестанского научного центра РАН. 2013. № 49. С. 126–129. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21175762 (дата обращения: 08.12.2024).
  16. Аль-Джазаери М. К. Традиции в системе художественного образования в Ираке // Сибирский педагогический журнал. 2023. № 3. С. 36–45. URL: http://sp-journal.ru/article/13501 (дата обращения: 04.04.2024).
  17. Гуружапов В. А. Проблема формирования замысла сюжетных рисунков младших школьников (комментарии к статье Ю. А. Полуянова) // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14, № 3. С. 114–118. doi: 10.17759/chp.2018140311
  18. Полуянов Ю. А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам: пособие для школьных психологов. М.; Рига: Эксперимент, 2000. 160 с.
  19. Полуянов Ю. А. Взаимодействие учителя и учеников в ситуациях спонтанного проявления учебной самостоятельности младших школьников на занятиях изобразительным искусством в системе развивающего обучения // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14, № 3. С. 101–113. doi: 10.17759/chp.2018140310
  20. Аль-Мохаммедави Хайтам Саад Хасан. Основания Ислама в развитии художественного творчества учащихся начальной школы в Ираке. Научный форум: педагогика и психология // Сборник статей по материалам X Международной заочной научно-практической конференции. М.: Международный центр науки и образования, 2017. Т. 8 (10). С. 26–38. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29837886 (дата обращения: 08.12.2024).
  21. Ибрагим Л. Х., Фаузи Я. М. Учебные программы и методы преподавания художественного образования. Мухаммад Абдул Карим Хасан Пресс, 2008. 230 с.
  22. Аль-Басиуни М. Проблемы художественного образования. 2-е изд. Мир книг, 1985. 292 с. (на араб. языке).
  23. ﺰﻳﺎﻓ ﺏﻮﻘﻌﻳ : (ﻥﻮﻠﻟﺍ ﺭﺎﻀﺣ )، ﺔﻌﺒﻄﻟﺍ ،ﻰﻟﻭﻷﺍ ﺭﺍﺩ ﺕﺎﻗﻼﻌﻟﺍ ﺔﻴﻓﺎﻘﺜﻟﺍ ،ﺔﻣﺎﻌﻟﺍ ،ﺩﺍﺪﻐﺑ 2007. Аль-Хамдани, Файез Якуб. Цвет – это цивилизация. 1-е изд. Багдад: General Culture Relations, 2007. 124 с. (на араб. языке).
  24. Аль-Амери Камил Мустафа Камил. Исламские и европейские традиции в художественном образовании современного Ирака: дис. … магистра. Саратов, 2020. 115 с.
  25. Аль-Машхадани Хусам Хазаал Мохаммед. Преподавание дисциплин художественного цикла в профессиональных учреждениях России и Ирака: дис. … магистра. Саратов, 2020. 164 с.
  26. Саяхов Р. Л., Аминов Т. М. Исламская педагогика: учеб. пособие для бакалавров по направлению 47.03.03 Религиоведение. Уфа: Изд-во БГПУ, 2019. 136 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».