Приходское попечение как стратегия педагогической поддержки детей

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность исследования состоит в выявлении специфики приходского попечения (социально-педагогической деятельности в православном приходе) как области педагогической поддержки; уточняется понятие педагогической поддержки в контексте рассматриваемого вопроса. Новизна заключается в описании педагогической тактики попечения как варианта педагогической поддержки, возникающей в обстоятельствах взаимодействия детей и педагогов прихода. Центром развития общения внутри прихода является встреча двух акторов: человека и другого человека (социальный аспект), человека и сокровенного его я (психологический аспект), человека и Бога (богословский аспект). Попечение как тактика педагогической поддержки базируется на практике, центральной категории и основе приходского взаимодействия детей и педагога. Категория практики в попечении проявляется тогда, когда педагог стремится прожить и пережить вместе с ребенком события, равнозначимые для них. Тактика попечения как максимально естественная для православной традиции культурная практика может лежать в основе выстраиваемой стратегии приходского попечения о детях, которая характеризуется типичными признаками, определенными в исследовании. В зависимости от тенденций функционирования приходского попечения о детях педагогами могут выбираться и другие педагогические тактики, отличные от тактик педагогической поддержки детей. Кроме того, в статье обозначаются проблемы, мешающие распространению и применению тактик педагогической поддержки в православных приходах.

Об авторах

Дарья Дмитриевна Кочкина

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви

Email: dariakochkina@gmail.com
специалист сектора приходского просвещения Москва, Россия

Список литературы

  1. Дорожная карта первоочередных мер (комплексных предложений) по формированию и развитию благоприятных условий для духовного просвещения детей в приходских общинах Русской Православной Церкви // Наставник.Онлайн: портал о приходском просвещении. URL: https://наставник.онлайн/дорожная-карта-первоочередных-мер-вш/ (дата обращения: 01.11.2024).
  2. Регламент церковного служения специалиста по приходскому просвещению Единого профиля // PRAVOBRAZ.RU: официальный сайт СОРОиК РПЦ. URL: https://pravobraz.ru/reglament-cerkovnogo-sluzheniya-specialista-po-prixodskomu-prosveshheniyu-edinogo-profilya/ (дата обращения: 01.11.2024).
  3. Митрополит Евгений принял участие в работе секции Рождественских чтений «Приходское просвещение детей и взрослых» // PRAVOBRAZ.RU: официальный сайт СОРОиК РПЦ. URL: https://pravobraz.ru/mitropolit-evgenij-prinyal-uchastie-v-rabote-sekcii-rozhdestvenskix-chtenij-prixodskoe-prosveshhenie-detej-i-vzroslyx/ (дата обращения: 01.11.2024).
  4. Митрополит Екатеринбургский Евгений провел онлайн-совещание с руководителями епархиальных отделов религиозного образования и катехизации // PATRIARCHIA.RU: официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5904978.html (дата обращения: 01.11.2024).
  5. В рамках Международных образовательных чтений состоялся семинар «Приходское просвещение» // PATRIARCHIA.RU: официальный сайт Московского патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5811415.html (дата обращения: 01.11.2024).
  6. Встреча-семинар «Приходское попечение о детях, педагогическое сопровождение взрослых» // Официальный сайт отдела религиозного образования и катехизации Самарской епархии. URL: https://oroiksamara.ru/3192 (дата обращения: 01.11.2024).
  7. Иеромонах Геннадий (Войтишко) представил новые методические разработки педагога Кубанской митрополии // PRAVOBRAZ.RU: официальный сатй СОРОиК РПЦ. URL: https://pravobraz.ru/ieromonax-gennadij-vojtishko-predstavil-novye-metodicheskie-razrabotki-pedagogam-kubanskoj-mitropolii/ (дата обращения: 01.11.2024).
  8. Кочкина Д.Д. Педагогическое сопровождение детей в приходских общинах // Вестник Ярославской духовной семинарии. 2023. № 5. С. 170–177.
  9. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М.: Инноватор, 1995. Вып. 3. С. 58–63.
  10. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М., Касицина Н.В. Педагогика поддержки: третье пространство образования: в 2 кн. Кн. 1: Приближения к теме. Четыре тактики / под ред. А.С. Русакова. СПб.: Образовательные проекты, 2023. 208 с.
  11. Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики. Книга для молодого педагога, ищущего альтернативные пути в педагогике. М.: Народное образование, 2003. 441 с.
  12. Шакурова М.В. Педагогическое сопровождение становления и развития социокультурной идентичности школьников: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2007. 47 с.
  13. Сапожникова Т.Н. Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Кострома, 2010. 47 с.
  14. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. 3-е изд., исправ. и доп. М.: Генезис, 2002. 298 с.
  15. Александрова Е.А. Педагогическая поддержка как культурно-педагогическая практика: история понятия, тактики и стратегии // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2023. № 210. С. 117–123.
  16. Ульянова И.В., Свинарева О.В. Особенности педагогического сопровождения обучающихся в контексте различных педагогических подходов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20857 (дата обращения: 01.11.2024).
  17. Ускова С.А. Сопровождение как базовая категория современной педагогики: теоретическое обоснование // ЧиО. 2013. № 2 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soprovozhdenie-kak-bazovaya-kategoriya-sovremennoy-pedagogiki-teoreticheskoe-obosnovanie (дата обращения: 01.11.2024).
  18. Свинарева О.В. Интерпретация понятия «Педагогическое сопровождение» в современной науке // Инновации в науке. 2014. № 40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interpretatsiya-ponyatiya-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-v-sovremennoy-nauke (дата обращения: 01.11.2024).
  19. Любаскина В.Г. Тьюторское сопровождение процесса самообразования в школе дистанционного обучения (из опыта психолого-педагогического сопровождения) // Экстернат.РФ. 2022. № 2 (16). С. 27–32.
  20. Чупаха И.В. Проблема психолого-педагогического сопровождения ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и его семьи // Мировые стратегии развития науки и образования в новой реальности: междисциплинарные исследования: материалы I Междунар. науч.-практ. конф., Краснодар, 29–30 января 2024 года. Краснодар: Наука и технологии, 2024. С. 103–106.
  21. Донгаузер Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение подростков с проявлениями тревожности в образовательной организации // Социальное партнерство в решении проблем детей, находящихся в социально опасном положении: тренды, вызовы, решения: сб. тр. Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 26 октября 2023 года. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2024. С. 11–17.
  22. Касицина Н.В., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Четыре тактики педагогики поддержки // Homekid.ru: официальный сайт СПбГБУ «Городской информационно-методический центр „Семья“». URL: http://homekid.ru/content/docs/met_help/rabotu_speczialistov_czentra/kasicina/Касицина_Четыре%20тактики%20педагогики%20поддержки.pdf (дата обращения: 01.11.2024).
  23. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Тюмень, 2006. 42 с.
  24. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Индивидуальность как встреча с собой – Другим // Psychology-online.net: электронная библиотека. URL: https://www.psychology-online.net/articles/doc-1274.html (дата обращения: 01.11.2024).
  25. Писания мужей апостольских. Рига: Латв. библ. о-во, 1992. 667 с.
  26. Крылова Н.Б. Особенности взаимодействия с детьми с позиции понимающей педагогики // Новые ценности образования: сайт. URL: https://www.newedvalues.ru/wp-content/uploads/2014/11/Крылова-особенности_взаимодействия_2014_11_18_11_03_51_007.pdf (дата обращения: 01.11.2024).
  27. Слободчиков В.И. Со-бытийная образовательная общность – источник развития и субъект образования // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2010. № 2. С. 3–8.
  28. Основы педагогического сопровождения детей и взрослых в системе приходского просвещения // Наставник.Онлайн: портал о приходском просвещении. URL: https://наставник.онлайн/основы-педагогического-сопровождени/ (дата обращения: 01.11.2024).
  29. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Париж, 1934. Ч. 1. 258 с.
  30. Кочкина Д.Д. Концепция смыслового подхода к преподаванию вероучительных дисциплин в системе приходского попечения о детях // Нива Господня. Вестник Пензенской духовной семинарии. 2021. № 4 (22). С. 84–92.
  31. ЕУМК «Бог и человек: движение навстречу» // Наставник.Онлайн: портал о приходском просвещении. URL: https://наставник.онлайн (дата обращения: 01.11.2024).
  32. Войтишко Геннадий, иером., Кочкина Д.Д., Ракушин А.В. и др. Жизнь с Евангелием. Курс для приходских занятий с подростками 14–17 лет // Наставник.Онлайн: портал о приходском просвещении. URL: https://наставник.онлайн/product-category/eumk/14-17/ (дата обращения: 01.11.2024).
  33. Тема эффективных методов работы с детьми стала главной на семинаре по приходскому просвещению // Pravobraz.ru: официальный сайт СОРОиК РПЦ. URL: https://pravobraz.ru/tema-effektivnyx-metodov-raboty-s-detmi-stala-glavnoj-na-seminare-po-prixodskomu-prosveshheniyu/ (дата обращения: 01.11.2024).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».