From word to gesture: conveying the semantic nuances of a literary work in conducting

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Noting the complexity and multifaceted nature of conducting art, the author emphasizes the need for a deep understanding of the historical and theoretical context of musical performance for the successful training of the conductor’s professional activity, setting the goal of mastering by students the methods of transferring the semantic nuances of the literary text in the conductor’s gesture and offer a step-by-step technology of effective work with the text in the preparation of choral performance by the conductor. In order to realize the set goal, we used methods of teaching conducting, comparative analysis of approaches to teaching conducting of vocal-choral music and interpretation of literary text in conducting gesture, which is a complex and insufficiently studied problem. The step-by-step technology of solving the creative problem of interpreting the semantic content of the text of a vocal-choral work in the conductor’s gesture is demonstrated in the mastering by foreign students of conducting choral works by Russian authors, which determines the novelty of the study. The results of the study demonstrate the necessity of special training for working with literary text in vocal-choral music, which expands the existing ideas about the methodology of teaching conducting. They can be used to develop new methodological recommendations for training conductors, with an emphasis on working with the literary text and conveying its semantic nuances through gesture.

About the authors

Vjacheslav Nikolaevich Tsarev

Tomsk State Pedagogical University

Email: tsar68@list.ru
Tomsk, Russian Federation

References

  1. Казачков С.А. От урока к концерту. Казань: Издательство Казанского университета, 1990. 343 с.
  2. Сейтмеметова Э.А. Музыкально-педагогическая подготовка студентов в классе дирижирования // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-1. С. 182–189. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25900616 (дата обращения: 05.01.2025).
  3. Егемкулова Ж.А. Методы управления хоровым пением в классе хорового дирижирования // Вестник Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева. 2019. № 2. С. 21. doi: 10.33514/1694-7851-2019-2-101-107
  4. Мовчан Л.А. Специфика обучения приемам дирижерского жеста в классе по специальности «хоровое дирижирование» // PHILHARMONICA. International Music Journal. 2024. № 1. С. 18–32. doi: 10.7256/2453-613X.2024.1
  5. Кошкарева Н.В. Семантика литературно-текстовых источников в полифонических произведениях для хора a capella отечественных композиторов второй половины XX – начала XXI века // Философия и культура. 2022. № 2. С. 26–34. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semantika-literaturno-tekstovyh-istochnikov-v-polifonicheskih-proizvedeniyah-dlya-hora-a-cappella-otechestvennyh-kompozitorov (дата обращения: 28.12.2024).
  6. Смирнов Б.Ф. Дирижерское искусство как художественный и социокультурный феномен: автореф. … д-ра искусствовед. Челябинск, 2004. 32 с.
  7. Соболева Н.А. Художественно-невербальная коммуникация и ее преломление в дирижерском исполнительстве: автореф. … канд. искусствовед. СПб., 2013. 28 с.
  8. Тремзина О.С. Дирижерский жест как художественный феномен: автореф. … канд. искусствовед. Саратов, 2014. 38 с.
  9. Каюков В.А. Дирижер и дирижирование / вступ. ст. П.С. Гуревич, А.Р. Кашаев. М.: ДПК Пресс, 2014. 214 с.
  10. Калашникова Н.В. Формирование навыков целостного восприятия хоровой партитуры у будущего дирижера-хормейстера в процессе высшего профессионального образования: автореф. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009. 24 с.
  11. Абакшонок А.В. Педагогические заметки об эффективности занятий в классе дирижирования // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2011. № 191. С. 14–22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-zametki-ob-effektivnosti-zanyatiy-v-klasse-dirizhirovaniya (дата обращения: 30.12.2024).
  12. Юрченко Н.Е. Формирование культуры творческого общения в профессиональной подготовке дирижера – будущего руководителя музыкально-инструментального коллектива: автореф. … канд. пед. наук. М., 2013. 25 с.
  13. Кузнецов Ю.М. Визуальные исследования дирижерской коммуникации // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2008. № 18-2. С. 204–211. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24896256 (дата обращения: 07.01.2025).
  14. Афанасьева А.А. Художественная интерпретация как важная составляющая дирижерского исполнительства // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 45-2. С. 105–112. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennaya-interpretatsiya-kak-vazhnaya-sostavlyayuschaya-dirizherskogo-ispolnitelstva (дата обращения: 03.01.2025).
  15. Форкин Р. Б. Проблема приобретения интерпретационного опыта обучающимися дирижированию оркестром народных инструментов в процессе освоения образовательных программ в вузе культуры // Молодой ученый. 2024. № 6 (505). С. 277–283. URL: https://moluch.ru/archive/505/111079/ (дата обращения: 03.01.2025).
  16. Айкина Л.П., Скоморохова Т.С. К проблеме воплощения художественного образа музыкального произведения в обучении дирижеров // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств) 2022. № 3 (33). С. 79–85. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-voploscheniya-hudozhestvennogo-obraza-muzykalnogo-proizvedeniya-v-obuchenii-dirizherov (дата обращения: 03.01.2025).
  17. Оксененко Ю.В. Динамика в дирижировании // Молодой ученый. 2020. № 21 (311). С. 632–635. URL: https://moluch.ru/archive/311/70489/ (дата обращения: 04.01.2025).
  18. Лаба А.А. Формирование хормейстерских навыков в процессе групповых занятий по дирижированию // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2021. № 2 (54). С. 78–87. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46226800 (дата обращения: 10.01.2025).
  19. Критский Б.Д. Метод контекстного проектирования в исполнительской деятельности (на примере занятий по дирижированию) // Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство и образование. 2013. № 4 (4). С. 95–103.
  20. Россоловский П.А. Применение основных положений «системы» К.С. Станиславского к процессу обучения в классе хорового дирижирования // Musicus: Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. 2024. № 1 (77). С. 20–27. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=65642273 (дата обращения: 10.01.2025).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».