Existential concepts in the family upbringing of primary school children (using the concepts of “meaning”, “freedom”, “fear”, “love” and “death” as an example)

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The results of an empirical study are presented. Data collection was carried out using a questionnaire, which was attended by 120 parents raising children aged 7–11 years. It was found that parents are aware of the importance of the existential concepts of “meaning”, “freedom”, “fear”, “love” and “death” in family education; these concepts are discussed in families mainly several times a month; both adults and children are the initiators of discussions; The difficulties for parents are: lack of time, lack of pedagogical tools, inability to explain to a younger student the essence of these concepts in connection with his age characteristics. Recommendations are formulated for parents to improve their work with existential concepts in the process of family education: it is advisable to assist a child in understanding existential concepts from primary school age; familiarization of children with existential concepts should be carried out through a joint assessment and interpretation of their life events; in the process of working with existential concepts, it is necessary to use pedagogical tools based on the personal reflection of a younger student (the method of moral dilemmas, social tests, dialogue, keeping personal diaries and their analogues, diagnostic map, portfolio design of personal self-development, metaphorical associative maps). The results obtained in the course of the study can serve as the main basis for the development of methodological support for the education and upbringing of younger schoolchildren in terms of the formation of their existential sphere.

About the authors

Vladimir Vladimirovich Volodin

Blagoveshchensk State Pedagogical University

Email: volodinmladshy2017@yandex.ru
Blagoveshchensk, Russian Federation

References

  1. Karpenko O.A. et al. Impact of covid-19 pandemic on anxiety, depression and distress – online survey results amid the pandemic in Russia // Consortium psychiatricum. 2020. Vol. 1. P. 8–20.
  2. Vashakide N., Devall Ju. The negative influence of the coronavirus pandemic on the psychological health of adolescents in the USA: ways to overcome // Actual Problems of Medicine and Biology. 2021. Vol. 1. P. 186–193.
  3. Talevi D. et al. Mental health outcomes of the COVID-19 pandemic // Rivista di Psichiatria. 2020. Vol. 55 (3). P. 137–144.
  4. Herdian H., Suwarti S., Estria S.R. Psychological wellbeing and psychological distress in the elderly during the COVID-19 pandemic // Consortium Psychiatricum. 2022. Vol. 3. P. 88–96.
  5. Звоновский В.Б., Ходыкин А.В. Стратегии адаптации сторонников и противников спецоперации к жизни в ее условиях (на примере жителей Самарской области) // Социологический журнал. 2023. № 1. С. 8–35.
  6. Макеева Н.Ю. Особенности психоэмоционального благополучия детей в условиях специальной военной операции // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2023. № 2 (63). С. 31–39.
  7. Овдиенко В.И., Болотова Е.А. Проблема смысла жизни как вектор становления личности в современной философии // Общество: философия, история, культура. 2023. № 5 (109). С. 94–99.
  8. Марцинковская Т.Д. Переживание кризиса транзитивности в реальном и виртуальном пространствах: личностный и социальный контекст // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2022. № 4. С. 30–40.
  9. Марченко С.А. Влияние модернизации современного социума на экзистенциально-ценностное самоопределение личности // Социально-гуманитарные знания. 2021. № 4. С. 168–172.
  10. Махаматов Т.М., Пулатова Д.В. Феноменология экзистенции и возможность ее регулирования // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2022. № 1 (22). С. 60–67.
  11. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260/ (дата обращения: 22.08.2024).
  12. Жемков Л.А., Чистякова О.Е. Развитие профессионального самоопределения старшеклассников методом личностно ориентированного тренинга: материалы 73-й научно-практической конференции преподавателей и студентов БГПУ. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2024. С. 1006–1012.
  13. Шершнева А.В. Концептуальные основы формирования экзистенциальной сферы: дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2001. 204 с.
  14. Володин В.В. Экзистенциальный подход к организации образовательного процесса: основные положения // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 10 (173). С. 118–125.
  15. Суржанская Ю.В. Концепт как философское понятие // Вестник Томского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Политология. 2011. № 2 (14). С. 70–78.
  16. Окладникова В.Д., Сафонова М.В. К вопросу о возможности рассмотрения конструкта жизненного мира с позиции экзистенциалов человеческого бытия // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2023. № 1 (63). С. 144–157.
  17. Рожков М.И. Концепция экзистенциональной педагогики // Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4 (33). С. 14–29.
  18. Золотарева Т.А. Экзистенциальные концепты ориентиров личности в современном социуме // Гуманитарный вектор. 2018. Вып. 13, № 3. С. 68–74.
  19. Омарбекова С.В. Любовь как экзистенциал человеческого бытия // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2012. № 2. С. 131–135.
  20. Боровой Е.М. Страх и одиночество личности в ситуации тотальной урбанизации современного общества // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2020. № 5. С. 40–45.
  21. Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие для вузов. 5-е изд., стер. М.: Академия, 2011. 383 с.
  22. Blowlby J. Childhood mouring and implications for psychiatry // Am. J. Psychiat. 1961. Vol. 118. P. 481–498.
  23. Желателев Д.В. Возрастной аспект экзистенциальных представлений детей и подростков // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2017. № 4. С. 63–71.
  24. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. М.: АСТ, 2021. 360 с.
  25. Lansdown R. The Development of the Concept of Death and Its Relationship to Communicating with Dying Children // Current Issues in Clinical Psychology. 1987. Vol. 3. P. 37–47.
  26. Nagy M. H. The children theories concerning death // Gen. Psychol. 1948. Vol. 7. P. 3–27.
  27. Antony S. he discovery of death in childhood and after. New York: Basic books, 1972. 280 p.
  28. Wolff S. Children under stress. Harmondsworth: Penguin Books, 1973. 284 p.
  29. Исаев Д.Н. Формирование понятия смерти в детском возрасте и реакция детей на процесс умирания // Обозрение психиатрии и медицинской психологии института имени В.М. Бехтерева, 1992. № 2. С. 17–28.
  30. Эльячефф К. Затаенная боль. Дневник психоаналитика. М.: Ин-т общегуман. исследований, 2018. 150 с.
  31. Peseschkian N. Positive Psychotherapy. Theory and practice of a new method. Berlin, 2000. 443 p.
  32. Машарова Т.В. Роль ситуативной доминанты в самоопределении учащихся // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2015. № 1 (34). С. 40–46.
  33. Иванова И.В. Педагогическое сопровождение саморазвития подростков в дополнительном аэрокосмическом образовании // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 1. С. 107–115.
  34. Корчагина Н.С., Якутина Н.А. Использование метафорических ассоциативных карт в практике школьного психолога // Народное образование. 2024. № 1. С. 54–58.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».