Life guidelines as a resource for formating the system of value orientations of modern high school students

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article presents the results of analysing the correlation between values` orientations and life guidelines of high school students. The sample consists of 270 students of 10th – 11th grades 15–17 years old (134 boys and 136 girls). Methods: questionnaire of respondents’ socio-demographic data and questions about the degree of importance of different fields of life activity; method “Study of the peculiarities of value orientations formation”; refined and finalized questionnaire of life guidelines Results: the data on the state of the system of values` orientations of high school students are presented; the questionnaire of life guidelines for respondents of 15–17 years old was refined and the main directions of their life guidelines were revealed. It is shown that the system of values` orientations of 15–17 year old high school students is not mature and poorly differentiated by substantive characteristics as well as gender and age. This is not only its weakness, but also its development resources. Values` orientations can be formed together with and on the basis of life guidelines as far as they are more dynamic and are largely based on the direct tasks of age development, clear and understandable to high school students. It is shown that the senior school age is a sensitive period for the formation of the value-semantic sphere of personality, especially for the development of life guidelines.

About the authors

Marina Viktorovna Danilova

Saint-Petersburg State University

Email: dan_m@mail.ru
Saint-Petersburg, Russian Federation

References

  1. Кулешова Е.Н. Смысл жизни в понимании современной молодежи // Вестник ВлГУ. 2022. № 48 (67). С. 106–118.
  2. Прокопцева В.Ф., Маркина Н.В., Мохова З.Д., Первухина Е.С. Специфика ценностно-смысловых и регулятивных особенностей личности восьмиклассников профильных классов // Вестник ВлГУ. 2024. № 2 (76). С. 91–105.
  3. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. М.: Смысл, 2003. 487 с.
  4. Абакумова И.В., Годунов М.В. К вопросу о выявлении маркеров смыслообразующих стратегий // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 5 (27). С. 150–156. doi: 10.23951/2307-6127-2019-5-150-156
  5. Годунов М.В., Ахмедова С.Н. Кызы, Портнов Е.А. Специфика избегающего поведения студентов в различных ситуациях // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2024. Вып. 2 (54). С. 122–128. doi: 10.23951/2307-6127-2024-2-122-128
  6. Баксанский О.Е., Скоробогатова А.В. Философский и психологический аспекты изучения смысложизненных ориентаций личности в отечественной и зарубежной литературе // Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. 2019. № 4 (19). С. 10–21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskiy-i-psihologicheskiy-aspekty-izucheniya-smyslozhiznennyh-orientatsiy-lichnosti-v-otechestvennoy-i-zarubezhnoy-literature (дата обращения: 25.11.2024).
  7. Колмогорова Л.С., Холодкова О.Г., Ральникова И.А., Шамардина М.В. Смысловые образования личности старшеклассников, проживающих в различных условиях новой российской действительности // Перспективы науки и образования. 2023. № 6 (66). С. 259–277. doi: 10.32744/pse.2023.6.15
  8. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального по ведения личности: Диспозиционная концепция. 2-е расширенное изд. М.: ЦСПиМ, 2013. 376 с.
  9. Левкова Т.В. Поиск смысла жизни как задача развития современного подростка // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/01/62286 (дата обращения: 25.11.2024).
  10. Самылова О.А. Чувства и переживания эмоционального компонента нравственной сферы // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015. Т. 21, № 2. С. 94–98.
  11. Пушкина Т.Ф., Кучерова С.В. Специфика системы ценностей современных подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2020. Т. 67, № 3. С. 309–312.
  12. Омельченко Е.Л. Воображаемые горизонты будущего. Жизненные ориентиры и миграционные планы молодежи Северо-Западного региона России // Социологические исследования. 2023. № 12. С. 121–135. doi: 10.31857/S013216250029342-9
  13. Журавлева И.А., Иванов Р.В., Тетерин В.В. Жизненные ориентиры и стратегии провинциальной молодежи // Социология. 2020. № 2. С. 117–127.
  14. Агаджанова Э.Р. Теоретические подходы к проблеме исследования жизненных ориентаций личности в отечественной и зарубежной психологии // Симбирский научный Вестник. Психология и педагогика. 2017. № 2 (28). С. 7–13.
  15. Антилогова Л.Н., Евтихов О.В. Девиантность подростков и их жизненные ориентиры // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2023. Т. 28, № 1 (92). С. 28–33. doi: 10.24412/1999-6241-2023-192-28-33
  16. Taseer F., Saima A., Mussarat K., Waseem F. (2019). Relationship Between Life Orientation (Optimism/Pessimism) and Mental Health // Pakistan Armed Forces Medical Journal. Vol. 69, № 5. P. 992–997. https://www.researchgate.net/publication/342364473_RELATIONSHIP_BETWEEN_LIFE_ORIENTATION_OPTIMISMPESSIMISM_AND_MENTAL_HEALTH (дата обращения: 25.11.2024).
  17. Чернова А.И., Гараганов А.В. Представленность качества жизни в структуре жизненных ориентаций молодежи // Гуманизация образования. 2017. № 5. С. 69–74.
  18. Кученкова А.В. Интерес к политике в структуре жизненных ориентаций россиян // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2015. №7. С. 39–46.
  19. Хромов В.А., Попова Н.В., Меннер А.Э. Анализ проблемы профессиональной ориентации будущих специалистов // Психология и педагогика служебной деятельности. 2024. № 1. С. 137–140. https://doi.org/10.24412/2658- 638X-2024-1-137-140
  20. Коржова Е.Ю., Волкова Е.Н., Рудыхина О.В., Туманова Е.Н. Психология человека как субъекта жизнедеятельности и жизненного пути личности: основные итоги исследований // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2018. № 187. С. 40–50.
  21. Грачев А.А. Жизненные ориентации человека: от фундаментальной теории к психологической практике // Разработка понятий современной психологии. Т. 3. Сер.: Методология, история и теория психологии. 2021. С. 473–499. doi: 10.38098/thry_21_0439_14
  22. Москвичева Н.Л., Реан А.А., Костромина С.Н., Гришина Н.В., Зиновьева Е.В. Жизненные модели молодых людей: представления о будущей семье и модели, транслируемой родителями // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 3. C. 5–18. doi: 10.17759/pse.2019240301
  23. Цинь П. Влияние базовых жизненных ориентаций на качество жизни китайских студентов // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2024. № 3. С. 83–91. doi: 10.24147/2410-6364.2024.3.83-91
  24. Никулина А.А. Психологическая структура жизненных ориентаций личности в экстремальной социогенной ситуации // Ярославский педагогический вестник. 2024. № 4 (139). С. 167–174. doi: 10.20323/1813-145X-2024-4-139-167
  25. Алексеева О.С., Ржанова И.Е. Ценностные ориентации представителей четырех возрастных групп россиян // Новые психологические исследования. 2021. № 3. С. 121–133. doi: 10.51217/npsyresearch_2021_01_03_06
  26. Schwartz S. Value Orientations: Measurement, Antecedents and Consequences Across Nations // Measuring Attitudes Cross-Nationally. 2007. Chapter: 9. P. 169–203. Publisher: Sage. doi: 10.4135/9781849209458.n9
  27. Russo-Netzer P., Tarrasch R. The path to life satisfaction in adolescence: life orientations, prioritizing, and meaning in life // Current Psychology. 2024. № 43. P. 16591–16603. doi: 10.1007/s12144-023-05608-8
  28. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 301 с.
  29. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Речь, 2002. 693 с.
  30. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / под ред. Л.А. Головей. 2-е изд., испр. М.: Юрайт, 2018. 413 с.
  31. Кузьмина И.Е. Сравнительный анализ ценностных ориентаций в сфере патриотического сознания у учащихся школ Санкт-Петербурга // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 2019. Т. 25, № 1. Р. 26–32.
  32. Шамионов Р.М., Бочарова Е.Е., Невский Е.В. Соотношение жизненных ориентаций, социальной идентичности и социальной активности молодежи // Российский психологический журнал. 2021. Т. 18, № 4. С. 91–105. doi: 10.21702/rpj.2021.4.7

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».