Применение картографических игр на уроках географии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается проблема формирования картографических навыков у обучающихся общеобразовательных учреждений в процессе преподавания географии. Изучены требования, предъявляемые к содержанию картографической грамотности школьников как одному из предметных результатов обучения. Проанализировано содержание школьных учебников географии на наличие в них заданий по работе с географической картой. Описана игра как вид деятельности человека и дидактическая игра как учебная деятельность школьников. Дано определение картографической игре с ее особенностями в учебном процессе. Приведены примеры разработанных авторами картографических игр по каждому курсу школьной географии, охарактеризованы способы формирования картографических навыков обучающихся при выполнении игровых заданий. Цель статьи состоит в описании заданий картографических игр, применяемых для развития умений школьников работать с географическими картами, систематизировать полученную информацию, закреплять полученные знания. Результаты контрольных работ, проведенных после применения картографических игр на уроках географии, показали, что данный вид деятельности повышает мотивацию к обучению, способствует формированию картографической грамотности, повышает качество усвоения школьниками нового материала и улучшает обучение школьников.

Об авторах

Елена Юрьевна Петрова

Томский государственный педагогический университет

Email: Petrowaeu@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент Томск, Россия

Татьяна Владимировна Ершова

Томский государственный педагогический университет

Email: Ershova10@mail.ru
кандидат физико-математических наук, доцент, заведующая кафедрой географии Томск, Россия

Список литературы

  1. Картоведение: учебник для вузов / А.М. Берлянт, А.В. Востокова, В.И. Кравцова и др. М.: Аспект Пресс, 2003. 477 с.
  2. Козлова И.В. История картографии: иллюстрированный курс лекций. Томск: Интегральный переплет, 2020. 102 с.
  3. Душина И.В. Как учить школьников географии: пособие для начинающих учителей и студентов педагогических институтов и университетов по географическим специальностям. М.: Московский лицей, 1996. 192 с.
  4. Таможняя Е.А. Методика обучения географии: учебник и практикум для вузов / под общ. ред. Е.А. Таможней. М.: Юрайт, 2021. 321 с.
  5. Практикум по методике преподавания географии для студентов педагогических вузов / под ред. Е.А. Таможней. М.: Экзамен, 2008. 222 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт № 287 [от 31.05.2021] // Гарант. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/#1000 (дата обращения: 10.01.2025).
  7. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Ч. 1. М.: Просвещение, 2022. 92 с.
  8. Федеральная рабочая программа основного общего образования география (для 5–9 классов образовательных организаций) // Единое содержание общего образования. URL: https://edsoo.ru/rabochieprogrammy/ (дата обращения: 10.01.2025).
  9. Летягин А.А. География. Начальный курс. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / под общ. ред. В.П. Дронова. М.: Вентана-Граф, 2016. 192 с.
  10. География: 5–6 классы: учебник / А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. М.: Просвещение, 2022. 191 с.
  11. География. 7 класс: учебник / А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. М.: Просвещение, 2022. 256 с.
  12. География. 8 класс: учебник / А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. М.: Просвещение, 2022. 255 с.
  13. География. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А.И. Алексеев и др. М.: Просвещение. Полярная звезда, 2023. 239 с.
  14. Максаковский В.П. География. 10–11 классы : учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень. М.: Просвещение, 2020. 416 с.
  15. Гладкий Ю.Н. География. 10 класс. Базовый и углубленный уровень. М.: Полярная звезда, 2023. 272 с.
  16. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1. М.: Народное образование, 2005. 556 с.
  17. Петрова Е.Ю. Современные технологии в обучении географии: учеб. пособие для студентов педагогических университетов. Томск: Изд-во ТГПУ, 2018. 124 с.
  18. Петрова Е.Ю. Система коррекционно-развивающей деятельности учителя географии // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 5 (158). С. 12–16.
  19. Петрова Е.Ю. Методика обучения географии: учебно-методический комплекс для студентов географических профилей педагогических университетов: практикум. Томск: Изд-во ТГПУ, 2015. 100 с.
  20. Одно из Семи чудес России: плато Маньпупунёр, или «Мансийские болваны» в тайге Северного Урала // Яндекс Путешествия. URL: https://travel.yandex.ru/journal/plato-manpupunyor/ (дата обращения: 1.04.2025).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».