Designing individualized educational routes in teaching master’s degree students oral foreign language communication

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article explores the key aspects of designing individualized educational routes in teaching oral foreign language communication to Master’s degree students. The technology of designing an individual educational route in teaching oral foreign language communication is defined, which includes content planning, resource selection and organization of both student’s and teacher’s activities. For the implementation of an individual educational route we suggest a structured, multi-faceted approach, based on a variable practice in oral foreign language communication, a modular course design, and use of blended learning technologies. The peculiarities of basic-invariant (essential for all learners), differentiated (tailored to individual learners’ needs), and variant-developmental components (focused on advancing professional skills) of individual educational routes are considered. The study identifies potential communicative barriers (linguistic, didactic, evaluative and self-management) and proposes strategies to overcome them. The design process is revealed by two algorithms of activities: for a teacher and a student. The teacher’s design algorithm consists of five stages: diagnostic, projective-reflexive, motivational, organizational-activity and resultant-reflexive; the student’s algorithm consists of organizationalmotivative, activity and resultant-reflexive. The article describes the possibilities of the proposed designing technology that allow building trajectory of individualized alignment of students’ foreign language skills and speech abilities, necessary for creating equal opportunities for their participation in foreign language communication. The didactic potential of the designed algorithm for individualizing the process of Master’s degree students teaching foreign language communication skills manifests itself in expanding research-oriented foreign language experience and varying degree of learner autonomy and specialization.

About the authors

Tatyana Vladimirovna Matsalak

Tomsk State University

Email: mtv3000@yandex.ru
Tomsk, Russian Federation

Olga Andreyevna Obdalova

Tomsk State University

Email: o.obdalova@mail.ru
Tomsk, Russian Federation

References

  1. Лабунская Н.А. Индивидуальный образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2002. № 2 (3). C. 79–90.
  2. Писарева С.А., Тряпицына А.П. Методологические аспекты перехода к новой организации образовательного процесса // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 3. С. 281–288. doi: 10.18500/2304-9790-2020-9-3-281-288
  3. Арзамасцева Н.Г., Константинова В.В. Индивидуальный образовательный маршрут как форма организации педагогической поддержки студентов вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2022. Т. 16, № 3. С. 305–311. doi: 10.30914/2072-6783-2022-16-3-305-311
  4. Байбородова Л.В., Бурлакова Т.В. Индивидуализация образовательного процесса // Концепции ведущих ученых института педагогики и психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2015. С. 20–36.
  5. Лескова И.А. Проблема индивидуализации обучения в контексте смены парадигмальных оснований // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11, № 2. С. 1–17. doi: 10.26795/2307-1281-2023-11-2-1
  6. Тимкина Ю.Ю. Вариативное иноязычное образование в условиях многопрофильного неязыкового вуза. Пермь: Прокростъ, 2017. 204 с.
  7. Жарова Ю.В., Обдалова О.А. Системообразующие результаты интегративных форматов совместной работы в иноязычной подготовке будущих инженерно-технических специалистов // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 488. С. 37–47. doi: 10.17223/15617793/488/4
  8. Обдалова О.А., Харапудченко О.В. Научно-проектный коворкинг в обучении устному иноязычному дискурсу студентов магистратуры // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 453. С. 205-214. doi: 10.17223/15617793/453/25
  9. Довыдова М.В. Моделирование индивидуальных образовательных маршрутов как фактор повышения эффективности подготовки учителя технологии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Новокузнецк, 2004. 23 с.
  10. Гарашкина Н.В., Дубровина Н.Н. Моделирование индивидуального образовательного маршрута учащегося как технология деятельности современного педагога // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 4. С. 33–45. doi: 10.18384/2310-7219-2022-4-33-45
  11. Зверева Н.Г. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов педвуза на основе комплексной психолого-педагогической диагностики: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Шуя, 2007. 22 с.
  12. Лытнева В.В. Акмеологический подход к индивидуализации обучения будущих инженеров иностранному языку: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Армавир, 2010. 23 с.
  13. Соколова М.Л. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Архангельск, 2001. 18 с.
  14. Колдаев В.Д. Моделирование субъектно-центрированных образовательных маршрутов студента вуза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2012. № 3. С. 119–126.
  15. Полупан К.Л. Концептуальные основы проектирования индивидуального образовательного маршрута студента в цифровой образовательной среде университета: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Калининград, 2021. 43 с.
  16. Яроцкая Л.В. Иностранный язык и становление профессиональной личности (неязыковой вуз). М.: Триумф, 2016. 258 с.
  17. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  18. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / коллектив авторов: под ред. Н.Б. Бордовской. 3-е изд., стереотип. М.: КРОНУС, 2017. 432 с.
  19. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса: учеб.метод. пособие. М.: Высшая школа, 1989. 144 с.
  20. Соболева А.В., Мацалак Т.В. Индивидуальный образовательный маршрут при обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 481. С. 215‒229. doi: 10.17223/15617793/481/24
  21. Мацалак Т.В., Обдалова О.А. Особенности индивидуального образовательного маршрута обучения устной иноязычной коммуникации на основе языковой платформы EnglishProUni // Язык и культура: сборник статей XXXIV Международной научной конференции (15–17 октября 2024 г.). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2024. С. 238‒244.
  22. Гуревич К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика. Избранные труды. СПб.: Питер, 2008. 336 с.
  23. Соболева А.В., Обдалова О.А. Развитие иноязычных умений межкультурной коммуникации студентов на основе коммуникативно-когнитивного подхода // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2024. № 1. С. 121–136. doi: 10.15593/2224-9389/2024.1.10
  24. Барвенко О.Г. Психологические барьеры в обучении иностранному языку взрослых: дис. … канд. психол. наук. Ростов н/Д., 2004. 230 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».