A competency-based training model for national healthcare systems: the experience of Mudanjiang Medical University

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article systematizes the experience of Mudanjiang Medical University in the field of personnel training for the domestic healthcare system, which can be used in the educational activities of medical universities in other countries, primarily Russia. The result of the generalization is a competency-based model for training qualified doctors who are able to demonstrate effective and innovative approaches to solving professional problems, taking into account the specifics of the current situation. The study is based on the results of an analysis of current problems in the training of doctors for medical institutions in the northeastern regions of China bordering Russia. The situations common to Russia and China in the work of medical institutions are noted, related to the shortage of personnel in basic medical institutions, the aging of medical personnel, and the low level of professional competencies. These factors determine the need to develop new solutions. As an option for such a solution, it is proposed to introduce an innovative model of graduate training at a modern medical university, which is being implemented at Mudanjiang Medical University. The model is based on the integration of 3 types and 3 specializations in the training of medical personnel: applied, innovative, complex types of training and such areas of specialization of training as intellectualization, versatility, adaptation to elderly patients (abbreviated as “three types and three specializations”). The article substantiates the choice of appropriate pedagogical strategies, tactics and technologies in the form of restructuring curricula, creating intelligent practical platforms and developing ways and mechanisms of social support for professional personnel. The described model integrates achievements in the field of technological support, the introduction of innovative educational technologies, the implementation of scientific and applied content and social support for students of medical universities. It solves the problem of improving the efficiency of medical care, including primary health care, in border regions and optimizes the work of national medical services, in accordance with the government’s “China’s Health” strategy. This educational initiative and the experience gained as a result of its implementation in the learning process of medical students can be considered as a development option by Russian medical universities.

About the authors

Chuntszyan Li

Mudanjiang Medical University

Email: paveltgpu@yandex.ru
Mudanjiang, People’s Republic of China

References

  1. Конопля А.И. Компетентностная модель подготовки специалиста-медика // Высшее образование в России. 2010. № 1. С. 98–101.
  2. Неволина В.В., Белоновская И.Д. Концептуальная модель профессионального саморазвития студента медицинского вуза. М.: Перо, 2019. 236 с.
  3. Амиров А.Ф., Мурзагалина Л.В. Профессиональная социализация будущих врачей в медицинском университете. Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2010. 268 с.
  4. Лю Ж. Современная ситуация с пожилым населением в Китае: анализ с точки зрения культуры, образования и экономики // Молодой ученый. 2025. № 31 (582). С. 109–114.
  5. Плутницкий А.Н., Загоруйченко А.А. Анализ кадровых ресурсов в повышении доступности и качества медицинской помощи в сельской местности // Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития. 2012. № 3. С. 40–43.
  6. Денисова Р.Р., Лю Х. Модели подготовки медицинских работников в Китае // Социальная безопасность и социальная защита населения в современных условиях: материалы международной научно-практической конференции / отв. ред. А.М. Бадонов. Улан-Удэ: Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, 2023. С. 72–75.
  7. Мусалитина Е.А., Ахметова А.В., Бобышев С.В. Современная система превентивной медицины в Китае (на примере провинции Хэйлунцзян) // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2022. Т. 19, № 1. С. 204–210.
  8. Хуан Ц. Актуальные проблемы и перспективы развития здравоохранения в КНР // Наука нового времени: сохраняя прошлое – создаем будущее: сб. науч. тр. СПб.: Культ-информ-пресс, 2017. С. 399–404.
  9. Карпова О.Б., Загоруйченко А.А. Актуальные вопросы кадрового обеспечения в здравоохранении в России и в мире // Здравоохранение Российской Федерации. 2022. Т. 66, № 3. С. 181–187.
  10. Слепцова Е.В., Гапеева В.О. Современные проблемы кадровой политики в сфере здравоохранения // Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. № 5-2. С. 64–67.
  11. Омельяновский В.В., Безденежных Т.П., Алхасов Т.Г., Лукьянцева Д.В. Международный опыт планирования кадровых ресурсов здравоохранения // Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2019. № 3. С. 32–45. doi: 10.31556/2219-0678.2019.37.3.032-045
  12. Песенникова Е.В., Перхов В.И. Направления развития медицины и здравоохранения в постпандемическом мире // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2020. № 4. С. 535–551.
  13. Тихонова Н.К., Калинина А.Р. Здравоохранение Китая и России. Общность, различия и сотрудничество // Медицина и организация здравоохранения. 2023. Т. 8, № 2. С. 26–36. doi: 10.56871/MHCO.2023.70.59.003
  14. Гордиенко Е.Н. Из опыта международного сотрудничества в сфере медицинского образования – 30 лет спустя // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 77-2. С. 18–21.
  15. Аминов И.И., Дедюхин К.Г. Сотрудничество Китая и России в сфере медицинского образования в контексте обновления глобального права // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 2: Юридические науки. 2025. № 1 (45). С. 91–101.
  16. Болбачан О.А., Ибраимова Д.Д., Кузнецов М.Ю., Ананченкова П.И., Тонконог В.В. Экспорт медицинского образования на мировом рынке образовательных услуг // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2024. Т. 32, № S2. С. 1068–1071.
  17. Матющенко В.С., Дыфорт А.В. Сотрудничество России и Китая в сфере здравоохранения на приграничной территории // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: материалы VIII Международной научно-практической конференции / отв. ред. Д.В. Буяров, Д.В. Кузнецов. Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2018. С. 561–564.
  18. Цзян Ч. Освещение в СМИ китайско-российского сотрудничества в области здравоохранения // Глобальный научный потенциал. 2024. № 3 (156). С. 261–264.
  19. Гуань Г., Дай В. Роль великих держав в региональных интеграционных процессах: на примере России и Китая в Евразии // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2020. № 5. С. 85-96. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-velikih-derzhav-v-regionalnyh-integratsionnyh-protsessah-na-primere-rossii-i-kitaya-v-evrazii?ysclid=mfdybnxsrd59905647 (дата обращения: 07.09.2025).
  20. Бухарина Т.Л. Внедрение инновационных технологий в педагогический процесс медицинского вуза // Врач. 2011. № 10. С. 71–73.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».