Development of the skills of introspection of the professional activity of teachers

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

In modern conditions of the development of the education system, the implementation of a whole complex of pedagogical and managerial innovations, inter alia, with the assessment of the quality and effectiveness of the professional activity of teachers, is being introduced. The effectiveness of the educational process currently largely depends on how much the teacher is capable and ready not only for the formation of certain knowledge, skills in students, to disclose their creative potential, as well as to the development of their own professional competencies, the ability to find solutions in various pedagogical situations. In the work on the issue of introspection of pedagogical activity, several directions of studying this problem are systematized and distinguished: the formation and development of research, analytical and reflective skills of the teacher; Features of the training of teachers for various types of innovation, taking into account its specifics, including educational, methodological, expert, research. The article justifies the assumption that the formation of teachers of introspection skills is a prerequisite for their successful professional activity. The ability of a modern teacher to carry out introspection is the result of the interiorization of another experience. Three levels of readiness of the teacher to implement introspection are substantiated: at the first level, the formation of goal-setting and individual self-determination in pedagogical activity are assessed at the first level, the allocation of value guidelines; the second level is characterized by sufficient technological work, performing culture, normative literacy, guaranteeing the achievement of the goal; a feature of the third level is the formation of a reflexive superstructure, thanks to which the teacher is able to analyze his activities. Determination of levels allows us to distinguish the criteria and indicators of assessing the teacher’s readiness for introspection. Accordingly, it will be successful if professional pedagogical education is built in the logic of developing learning and professional dialogue and is aimed at developing introspection mechanisms, and modeling of reflective and analytical activity, the development of individual introspection models, become priority in the learning process. The results presented in the article can be used in the system of training future teachers and improving their qualifications.

About the authors

Marina Viktorovna Aleksandrova

Novgorod State University named after Yaroslav the Wise

Email: m-alex05@rambler.ru
Veliky Novgorod, Russian Federation

Svetlana Aleksandrovna Trashchenkova

Novgorod State University named after Yaroslav the Wise

Email: svetlana.trashchenkova@yandex.ru
Veliky Novgorod, Russian Federation

Elena Alekseyevna Mednik

Novgorod State University named after Yaroslav the Wise

Email: emednik@yandex.ru
Veliky Novgorod, Russian Federation

References

  1. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. URL: https://snn-mn.ru/2022/07/01/новая-концепция-подготовки-педагоги (дата обращения: 02.12.2022).
  2. Профессиональный стандарт 01.001 – Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) // Справочник кодов общероссийских классификаторов. URL: https://classinform.ru/profstandarty/01.001-pedagog-vospitateluchitel.html (дата обращения: 02.12.2022).
  3. Ашанина О. Ю. Роль, содержание и виды инновационной деятельности преподавателя в условиях модернизации общества и образования // Молодой ученый. 2019. № 38 (276). С. 145–148.
  4. Парамонова А. Ю. Социально-педагогические условия повышения качества вузовского педагогического образования: на примере подготовки социальных педагогов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2007. 24 с.
  5. Митина Л. М. Значение самооценки учителя // Педагогика. 1991. № 1. С. 90–93.
  6. Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике. Ростов н/Д., 2005. 448 с.
  7. Чернова Е. Ю. Самоанализ деятельности преподавателя как показатель ее качества: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Новосибирск, 2005. 21 c.
  8. Перенкова Е. В. Развитие способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности в процессе методической работы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. 20 с.
  9. Конаржевский Ю. А. Анализ урока. М.: Педагогический поиск, 2013. 240 с.
  10. Гусев А. Г. Диалог как средство формирования у педагогов умений самоанализа профессиональной деятельности в системе повышения их квалификации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Великий Новгород, 2002. 23 с.
  11. Беспалько В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989. 141 с.
  12. Монахова Л. Ю. Продуктивный механизм самоанализа педагогической деятельности в условиях реализации профессионального стандарта // Человек и образование. 2018. № 3 (56). С. 139–144.
  13. Анисимов О. С. Основы методологического мышления. М.: Высшая школа, 1999. 412 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».