The concept of personal potential in the study of personal characteristics of high technology specialists

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article describes the problem of creating psychological and pedagogical conditions for training specialists in global high-tech markets is one of the pressing areas in modern education. It is necessary to take into account personal characteristics when teaching students in modern socio-economic conditions. The article outlines the prospects for the development of modern technologies in the context of a new technological structure. Based on a study of scientific psychological literature, the personal characteristics of specialists working in the areas of the Aeronet market of the National Technology Initiative are described using the example of unmanned aerial vehicle operators. The need for professional psychological selection and training of high-tech specialists is outlined. We proposed the CDIO concept as an educational technology that takes into account the personal characteristics of students in the process of training high-tech specialists. Invent-Develop-Implement-Manage is the basic principle of an innovative educational environment for training a new generation of engineers. The goal of CDIO: an engineer is a person who can change the world for the better. A comparative analysis of CDIO standards and the traditional university education system was carried out. The directions for taking into account the personal characteristics of students studying in the specialty “Management in Technical Systems” during their studies at the university are indicated.

About the authors

Dina Rafailovna Merzlyakova

Udmurt State University

Email: dinamerzlyakova26@gmail.com
Izhevsk, Russian Federation

References

  1. Юдина М.А. Индустрия 4.0: перспективы и вызовы для общества // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. № 60. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/industriya-4-0-perspektivy-i-vyzovy-dlya-obschestva (дата обращения: 24.05.2024).
  2. Мерзлякова Д.Р. Особенности психологического здоровья педагогов с разным уровнем профессионального мастерства в условиях цифровой трансформации образовательного процесса // Психолого-педагогические исследования. 2022. Т. 14, № 2. С. 48–63.
  3. Соколова И.И., Ильина Л.Н. Новые дискурсы образования взрослых: от дополнительного профессионального образования к обучению через всю жизнь // Непрерывное образование. 2018. № 4 (26). С. 10-12.
  4. Поваренков Ю.П., Цымбалюк А.Э. Оперативность развития системы саморегуляции профессиональной деятельности // Психология: журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 16, № 4. С. 608–625.
  5. Кашапов М.М. Понимание ресурсности в контексте профессионализации мышления субъекта // Методология современной психологии. 2020. № 11. С. 116–130.
  6. Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика: теория, методология, практика: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2003. 768 с.
  7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2002. 576 с.
  8. Москвина Ю.А. Исследование личностных и мотивационных характеристик студентов технического вуза // Концепт. 2019. № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-lichnostnyh-i-motivatsionnyh-harakteristik-studentov-tehnicheskogo-vuza (дата обращения: 24.05.2024).
  9. Балакшина Е.В. Индивидуально-психологические особенности студентов инженерных специальностей как детерминанты профессиональной надежности // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 5 (122). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualno-psihologicheskie-osobennosti-studentov-inzhenernyh-spetsialnostey-kak-determinanty-professionalnoy-nadezhnosti (дата обращения: 24.05.2024).
  10. Лавриненко С.В. Подходы к оптимизации профессиональной подготовки студентов технического вуза // Russian Journal of Education and Psychology. 2017. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-optimizatsii-professionalnoy-podgotovki-studentov-tehnicheskogo-vuza (дата обращения: 24.05.2024).
  11. Гузанов Б.Н., Баранова А.А., Офицерова Н.Ю. Цифровая трансформация инженерной подготовки в федеральном университете // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 28-й Междунар. науч.-практ. конф., 23–24 мая 2023 г., Екатеринбург / Рос. гос. проф.пед. ун-т. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2023. С. 248–251.
  12. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкая и др.; под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. М.: Изд. дом Высшей шк. экономики, 2019. 342 с.
  13. Трофимов В.В. Проблемы и риски высшего образования в период цифровой трансформации // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 3 (129). URL: https://research-journal.org/archive/3-129-2023-march/10.23670/IRJ.2023.129.32 (дата обращения: 24.05.2024).
  14. Борисова Е.В. Личностные характеристики в процессах контроля компетенций студентов // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 12-4 (102). С. 9–14. doi: 10.23670/IRJ.2020.102.12.113
  15. Коломоец М.В. Проблемы адаптации студентов технических специальностей в профессиональной деятельности // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т. 15, № 4. С. 207–210.
  16. Микова И.С., Павлюкевич Л.В. Учет особенностей развития студентов поколения Z при организации учебного процесса в высшей школе // Лингводидактика и методика преподавания иностранных языков в свете современных исследований: сб. науч. ст. XXXIII Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2022. С. 210–216.
  17. Остапенко Н.А. Учет возрастных особенностей как условие педагогического обеспечения адаптации студентов-первокурсников в многоуровневом образовательном комплексе // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 6 (74). С. 192–196.
  18. Слепко Ю. Н. Психологическое содержание и динамика целей учебной деятельности студентов педагогического вуза // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27, № 2. С. 69–81.
  19. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: https://www.fgosvo.ru/ (дата обращения: 24.05.2024).
  20. Реестр профессиональных стандартов. URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/ (дата обращения: 24.05.2024).
  21. Национальная технологическая инициатива. URL: https://nti2035.ru/nti/ (дата обращения: 24.05.2024).
  22. Williams K.W. A summary of unmanned aerial aircraft accidentincident data: Human factors implications. Technical report, New York: Praeger, 2004. 352 р.
  23. Величковский Б.Б. Инженерно-психологические проблемы проектирования интерфейсов управления беспилотными летательными аппаратами // Национальный психологический журнал. 2020. № 1 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inzhenerno-psihologicheskie-problemy-proektirovaniya-intrefeysov-upravleniya-bespilotnymi-letatelnymi-apparatami (дата обращения: 24.05.2024).
  24. Караяни А.Г., Караваев А.Ф. Психологические и психофизиологические особенности деятельности операторов боевых беспилотных летательных аппаратов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. № 1 (84). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-i-psihofiziologicheskie-osobennosti-deyatelnosti-operatorov-boevyh-bespilotnyh-letatelnyh-apparatov (дата обращения: 24.05.2024).
  25. Переосмысление инженерного образования. Подход CDIO / Э.Ф. Кроули, Й. Малмквист, С. Остлунд, Д.Р. Бродер, К. Эдстрем; пер. с англ. С. Рыбушкиной; под науч. ред. А. Чучалина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. 504 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».