Развитие педагогической системы дошкольного учреждения в современных условиях

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследуется проблема развития педагогической системы современного детского сада в контексте открытости и инновационности. Рассматриваются синергетические эффекты взаимодействия с организациями-партнерами: повышение качества образования, уровень профессионального развития педагогов. Представлены сущностная характеристика понятия «открытая педагогическая система дошкольного образовательного учреждения» и ее компоненты: содержание образования, роль и функции педагога, инновационная образовательная среда, а также исследование готовности педагогов к созданию инновационной образовательной среды, построению образовательного процесса, в котором учтены мнения, инициативы ребенка, а родитель включен как со-педагог и равноправный участник деятельности. Материалом послужило анкетирование среди воспитателей МАДОУ № 13 г. Томска, воспитателей-слушателей курсов повышения квалификации «Современные технологии в профессиональной деятельности воспитателя» в рамках реализации дополнительной профессиональной программы на базе Томского государственного педагогического колледжа, студентов 3-го курса Томского государственного педагогического колледжа, обучающихся по специальности «Дошкольное образование» с присвоением квалификации «Воспитатель детей дошкольного возраста». Результаты диагностической работы по выявлению трудностей воспитателей в условиях открытой педагогической системы стали отправной точкой в разработке модульной программы развития педагога-воспитателя, включающей последовательно усложняющиеся образовательные задачи и план мероприятий по устранению дефицитов конкретного педагога. Подчеркивается важность новых тенденций в развитии современного детского сада, связанных с пересмотром системы дошкольного образования. Делается вывод о том, что только динамичная открытая педагогическая система современного дошкольного учреждения способна обеспечить гармоничное воспитание и разностороннее развитие личности ребенка.

Об авторах

Наталья Юрьевна Щигарцова

Томский государственный педагогический университет

Email: tatatereshkova@mail.ru
магистр управления персоналом, аспирант Томск, Россия

Список литературы

  1. Цигулева О. В., Абакумова Н. Н., Поздеева С. И. Гуманитарные характеристики человеческого капитала в контексте компетентностного подхода к образованию // Язык и культура. 2022. № 57. С. 292–307.
  2. Министерство просвещения Российской Федерации // Национальный проект «Образование». URL: https://edu.gov.ru/national-project/about (дата обращения: 24.08.2023).
  3. Успенский П. Д. Tertium organum. Ключ к загадкам мира. М.: Т8, 2020. 452 с.
  4. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.
  5. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования: учебное пособие для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2023. 334 с.
  6. Поддьяков Н. Н., Говоркова А. Ф. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. М.: Педагогика, 1985. 200 с.
  7. Онокой Л. С. Открытое образование в современной России: социологическая концепция и модель: дис. … д-ра пед. наук. М., 2004. 292 с.
  8. Рюттингер Р. Основы предпринимательства. М.: Эком, 1992. 240 с.
  9. Залевский Г. В. Психология личности: фиксированные формы поведения: учеб. пособие для вузов. 2-е изд. М.: Юрайт, 2023. 306 с.
  10. Щигарцова Н. Ю. Особенности развития открытой педагогической системы современного дошкольного учреждения // Информация и образование: границы коммуникации INFO’23: сб. науч. тр. № 15 (23) / под ред. А. А. Темербековой, И. В. Соловкиной. Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2023. С. 179–180.
  11. Поздеева С. И. Концепция развития открытого совместного действия педагога и ребенка в начальной школе: дис. … д-ра пед. наук. Томск, 2015. 393 с.
  12. Мейран С., Терешкова Н., Гач О. Цифровой детский сад как эффективный вектор развития современной образовательной организации // Инновации в образовании: концепции, проблемы, перспективы (29–30 октября 2019 г.): материалы V Междунар. научно-практ. конф. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2020. С. 192–197.
  13. Качалов Д. В. Концепция формирования педагогической культуры у студентов вуза – будущих учителей в инновационной образовательной среде. М.: Академия естествознания, 2011. 157 с.
  14. Брюханцева Н. В., Щигарцова Н. Ю. Идеалы социума и становление открытой педагогической системы всех уровней образования // Сб. ст. участников Всерос. научно-практ. конф. с международным участием «VII Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности» (Казань, 24–25 марта 2022 г.). Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2022. С. 15–20.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».