Анализ школьных сочинений-отзывов о прочитанной книге обучающихся разных поколений

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проводится сравнительный анализ школьных сочинений на тему «Отзыв о прочитанной книге», написанных шестиклассниками в 1985 г., 2005 г. и 2022 г. Для анализа были взяты сочинения учеников МБОУ СОШ № 88 г. Северска, МАОУ СОШ № 36 и МБОУ СОШ № 49 г. Томска. Сравнительный анализ сочинений демонстрирует, как менялись читательские предпочтения советских школьников (поколение Х), подростков поколения нулевых (Y) и современного поколения (Z), а также показывает сформированность у школьников текстовой компетенции. Представлены выводы относительно перспективы работы с подростками на уроках литературы.

Об авторах

Екатерина Анатольевна Сафонова

Томский государственный педагогический университет

Email: Safonova_k@mail.ru
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры литературы и методики ее преподавания Томск, Россия

Список литературы

  1. Результаты общероссийской оценки по модели PISA-2021. ФГБУ: «ФИОКО», 2022. 79 с. URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/Результаты%20общероссийской%20оценки%20по%20модели%20PISA.pdf (дата обращения: 01.02.2023)
  2. Ожиганова Е. М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. № 1 (1). С. 94–97.
  3. Болотнова Н. С. Текстовая компетенция и пути ее формирования в школе // Коммуникативно-деятельностные и текстоориентированные подходы к преподаванию русского языка: материалы научной конференции (12 марта 2001 г.). Томск: ТГПУ, 2001. С. 66–67.
  4. Ляшок А. С. «Дети перестройки»: жизненные миры школьников 1980–1990-х годов // Вестн. Пермского ун-та. Серия: История. 2013. № 2 (22). С. 149–155.
  5. Савенкова Е. В. Культ пионеров-героев: жертвенный энтузиазм в жанре для среднего школьного возраста // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». 2005. № 1 (17). С. 43–53.
  6. Федеральная рабочая программа основного общего образования «Литература» (для 5-9-х классов образовательных организаций). М: Ин-т стратегии развитии образования, 2022. 123 с.
  7. Скоробогатько Е. Миллениалы: особенности и проблемы поколения Y // StudNet. 2018. № 1. С. 5.
  8. 30 фактов о современной молодежи: исследование Сбербанка и Validata // Янгспейс. 2017. № 11. URL: http://youngspace.ru/faq/sberbank-issledovanie-molodezhi (дата обращения: 15.02.2023).
  9. Дворянчиков Я. В., Шепелева Е. С. Роль TikTok в социализации детей и подростков // Форум молодежной науки. 2021. № 6. С. 11–16.
  10. Брякотнина Е. Б., Полева Е. А. Изучение круга чтения подростков как педагогическая проблема // Научно-педагогическое обозрение. 2016. № 2 (12). С. 129–134.
  11. Обласова Т. В. Почему подростки не любят читать классику? // Филологический класс. 2020. Т. 25, № 2. С. 247–257.
  12. Свирина Н. М. Чтение подростков: Результаты исследования и сравнительный анализ // Филологический класс. 2017. № 3 (49). С. 64–72.
  13. Липовка В. О., Полева Е. А. Изучение читательских интересов и потребностей семиклассников по результатам анкетирования // Концепт. 2014. № 07 (июль). C. 81–85.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».