Педагогическая модель формирования информационно-психологической безопасности обучающихся в образовательном процессе вуза

Обложка
  • Авторы: Кравчук М.В.1,2
  • Учреждения:
    1. Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина
    2. Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова
  • Выпуск: № 1 (2025)
  • Страницы: 9-15
  • Раздел: ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
  • URL: https://journal-vniispk.ru/2307-6127/article/view/281952
  • DOI: https://doi.org/10.23951/2307-6127-2025-1-9-15
  • ID: 281952

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснована актуальность и необходимость разработки модели педагогического сопровождения формирования информационно-психологической безопасности обучающихся юношеского возраста в вузе в условиях всеобщей информатизации и погруженности молодежи в открытую интернет-среду. Рассмотрены основные подходы к определению понятия «информационно-психологическая безопасность личности». Уточнено содержание данного понятия. Предложена теоретическая модель процесса формирования информационно-психологической безопасности обучающихся вуза. В проекте модели выделены четыре блока: методологический, содержательный, процессуальный, результативно-целевой. Дана подробная характеристика каждого блока модели. Выделены критерии сформированности информационнопсихологической безопасности личности обучающихся вуза. Представлена характеристика уровней сформированности данного личностного новообразования. Результатом реализации модели является рост уровня сформированности информационно-психологической безопасности обучающихся в вузе. Это выражается в более осознанном и ответственном отношении к поступающей информации, в развитии умений безопасной работы с различным контентом, размещенным в глобальной сети, в формировании навыков психологической самозащиты в случае негативного информационного воздействия и умения своевременно распознавать манипулятивные приемы в условиях виртуальной и реальной коммуникаций. Предлагаемая модель может быть использована педагогами при составлении программы педагогического сопровождения формирования информационно-психологической безопасности студентов в образовательных учреждениях высшего образования.

Об авторах

Марина Валентиновна Кравчук

Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина; Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова

Email: artsnn@gmail.com
аспирант; преподаватель Рязань, Россия

Список литературы

  1. Указ Президента РФ от 09.05. 2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг.». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 21.03.2024).
  2. Мусифуллин С. Р. Формирование медиаграмотности студентов педагогического вуза в условиях трансформации образовательного процесса // Science for Education Today. 2023. № 1. С. 7–27.
  3. Ахметвалиева А. А. Развитие культуры информационно-психологической безопасности студентов вуза: дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2011. 189 с.
  4. Баришполец В. А. Информационно-психологическая безопасность: основные положения // Радиоэлектроника. Наносистемы. Информационные технологии. 2013. Т. 5, № 2. С. 62–104. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-psihologicheskaya-bezopasnost-osnovnye-polozheniya (дата обращения: 25.03.2024).
  5. Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М.: Изд-во РАГС, 1998. 125 с. URL: http://licman.narod.ru/books/psychology/01/gratchov.htm (дата обращения: 21.03.2024).
  6. Манойло А. В. Государственная информационная политика в особых условиях. М.: МИФИ, 2003. 388 с. URL: https://www.koob.ru/manoilo/state_information_policy (дата обращения: 25.03.2024).
  7. Синицын Д. С. Психолого-педагогические условия обучения информационно-психологической безопасности подростков: дис. … канд. пед. наук. СПб., 2005. 155 с.
  8. Байкова Л. А., Матвеев Р. Е. Проблемы психолого-педагогического сопровождения формирования информационно-психологической безопасности обучающихся в вузе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. № 1. С. 155–162.
  9. Васько Т. П. Особенности информационно-психологической безопасности студентов гуманитарного вуза: дис. … д-ра философии. Алматы, 2019. 156 с.
  10. Ляшук А. В. Личностные детерминанты информационно-психологической безопасности студентов: дис. … канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2008. 199 с.
  11. Байкова Л. А., Кравчук М. В. Ценностные ориентации как критерий сформированности информационно-психологической безопасности обучающихся в вузе // Психолого-педагогический поиск. 2023. № 3 (67). С. 73–82.
  12. Дашкова Н. В. Психолого-педагогическое сопровождение психологической безопасности образовательной среды школы: дис. … канд. психол. наук. Самара, 2005. 220 с.
  13. Астахова Л. В., Харлампьева Т. В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности. М.: РАН, 2009. 136 с.
  14. Холодный Ю. И., Тарапанова Е. А. Информационно-психологическая безопасность, лженаука и критическое мышление // Социально-политические науки. 2018. № 5. С. 89–93.
  15. Орлова А. В., Талов Д. П. Взаимосвязь уровня развития критического мышления подростков с их личностными характеристиками и показателями интеллекта // Психология человека в образовании. 2021. № 2. С. 153–161. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-urovnya-razvitiya-kriticheskogomyshleniya-podrostkov-s-ih-lichnostnymi-harakteristikami-i-pokazatelyami-intellekta (дата обращения: 28.03.2024).
  16. Жукова М. В., Шишкина К. И., Лямагина А. Н., Фролова Е. В., Волчегорская Е. Ю. Взаимосвязь между личностными характеристиками и степенью цифровой зависимости у студентов педагогического вуза // Science for Education Today. 2023. № 3. С. 28–43.
  17. Николаева М. В. Ценностные ориентации личности как основной критерий сформированности информационно-психологической безопасности обучающихся юношеского возраста в вузе // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы ХIII Междунар. науч.-практ. конф. (13–15 октября 2022 г.). Рязань, 2022. С. 71–76.
  18. Южанинова Е. Р. Реализация ценности свободы в пространстве интернета // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 4. С. 214–218. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-tsennostisvobody-v-prostranstve-interneta.pdf (дата обращения: 23.03.2024).
  19. Ежевская Т. И. Ценности как системообразующий фактор информационно-психологической безопасности личности // Приволжский научный вестник. 2011. № 1. С. 80–85. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennosti-kak-sistemoobrazuyuschiy-faktor-informatsionno-psihologicheskoybezopasnosti-lichnosti (дата обращения: 23.03.2024).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».