Аланы в Монголии и Китае: основные письменные источники (1253–1811 гг.)
- Авторы: Казиев Э.В.1
-
Учреждения:
- Институт истории и археологии Республики Северная Осетия-Алания
- Выпуск: Том 13, № 1 (2025)
- Страницы: 116-128
- Раздел: Публикации
- URL: https://journal-vniispk.ru/2308-152X/article/view/289295
- DOI: https://doi.org/10.22378/2313-6197.2025-13-1.116-128
- EDN: https://elibrary.ru/PFFACK
- ID: 289295
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Настоящее исследование является источниковедческим обзором, имеющим целью представление основных сведений, отражающих историю службы алан монголам в Монголии и Китае. Материалами для исследования послужили разноязычные письменные источники, охватывающие период с середины XIII по начало XIX вв. Обобщение в одном обзоре сведений источников по указанному вопросу, охватывающих такой широкий хронологический диапазон, составило научную новизну представленного исследования. Отсутствие в научной традиции такого рода работ определило его актуальность. По результатам обзора был сделан общий вывод о том, что аланы, служившие монголам в Монголии и Китае, приняли участие во многих наиболее значимых внешне- и внутриполитических событиях монгольской истории, имевших место в этих странах с середины XIII в., начиная от завоевания Южного Китая, завершившегося в 1279 г., и заканчивая внутриполитической борьбой в монгольских землях, начавшейся после свержения в Китае династии Юань «красными войсками» в 1368 г. Кроме того, отмечается, что один из аланских лидеров, Аругтай, даже смог в первой четверти XV в. на некоторое время объединить враждующие восточномонгольские народы. Вместе с тем указывается, что аланы, оказавшиеся по воле исторической судьбы в Монголии и Китае, конечно же, не смогли избежать ассимиляции со стороны монголов, став частью этого народа, известной как асуты. Однако утверждается, что даже став частью монгольского народа, аланы вплоть до начала XIX вв. продолжали сохранять такой важный элемент своего этнического самосознания как самоназвание.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
Как известно, одним из следствий монгольской евразийской экспансии, начатой Чингиз-ханом в начале XIII в. и продолженной его наследниками на монгольском престоле, стало появление большого числа представителей т.н. западных народов, служивших правителям-Чингизидам в Монголии и Китае. К числу этих западных народов относились и асы/аланы, значительная часть которых оказалась в Монголии и Китае после Западного Похода монголов 1236–1243 гг.
Сведения об этой части аланского народа имеются во множестве европейских, китайских и монгольских источников, однако для новоевропейской научной традиции они оставались неизвестными вплоть до 1739 г., когда французский иезуит А. Гобиль (отец Антоний), живший в Китае с 1722 г. и скончавшийся там в 1759 г., не опубликовал свой труд «История Чингиз-хана и всей монгольской династии» (имеющий в своей основе «Историю Юань»), в котором, комментируя сведения о рейде Субэдэя и Джэбэ 1222–1223 гг. в западную часть Кипчакской степи, он локализовал «страну асов» неподалеку от Каспийского моря и указал на то, что после ее монгольского завоевания асы дали монголам множество способных военачальников, принявших участие в войнах монголов против империи Южная Сун [33, с. 40–41, 147, 172]. В 1773 г. сведения А. Гобиля об аланах, служивших монгольским императорам в Китае, использовал академик Г.Ф. Миллер для аргументации своего предположения о тождестве алан/асов разноязычных средневековых письменных источников и осетин [22, с. 18].
В 1823 г. Ю.Г. Клапрот прямо констатировал наличие сведений об аланах в официальной «Истории Юань» [36, с. 82–88]. Об исключительном использовании в монгольских и китайских средневековых источниках названия асы для обозначения народа, именующегося аланами, писал В. де Сен-Мартен [32, с. 189]. О монгольском аймаке Асут, существовавшем в Монголии после падения династии Юань, сообщал в своем труде член 12-й Русской духовной миссии в Пекине (1840-1847 гг.) В.В. Горский [8, с. 131].
В 1866 г. начальник 15-й Русской духовной миссии (1865–1878 гг.) П.И. Кафаров открыл для европейской науки монгольскую эпическую хронику «Сокровенное сказание» и опубликовал ее первый русскоязычный перевод, в комментариях к которому он указал на сведения об аланах и асах, имеющиеся в вышеупомянутой юаньской хронике, а также на их тождество с ясами русских хроник [2, с. 247]. В публикации 1877 г. П.И. Кафаров представил первый краткий перевод жизнеописаний некоторых аланских военачальников из «Истории Юань» [3, с. 47–48].
В 1876 г. российский востоковед Э.В. Бретшнейдер в своем объемном очерке об исторической географии Центральной и Западной Азии представил подробные переводы части сведений из жизнеописаний аланских военачальников юаньской хроники, сведения об асутах и аланском городе *Магас из монгольского «Сокровенного сказания», а также другие сведения об аланах [29, с. 147, 150, 258–263]. Очерк Э.В. Бретшнейдера в том же году вышел отдельным изданием и впоследствии дважды переиздавался вместе с тремя другими его историко-географическими работами. В 2018 г. эти работы Э.В. Бретшнейдера были изданы на русском языке [5].
Английский востоковед Г. Юл в своем труде о Китае и путях туда привел и прокомментировал сведения различных средневековых повествований и хроник о военачальниках аланах-христианах, служивших при юаньском дворе [30, с. xcix, cxxxi, 313–321, 317, 336, 373]. Из многочисленных переводов «Книги» Марко Поло, выходивших на протяжении XIX в., содержащей рассказ об убийстве аланских воинов в одном из городов Южного Китая во время его завоевания войсками империи Юань, также следует выделить перевод Г. Юла, соотнесшего, как и Г.Ф. Миллер, указанный рассказ Марко Поло именно с кавказскими аланами/осетинами [46, с. 140–143].
В 1914 г. А.И. Иванов перевел почти полностью все жизнеописания аланских военачальников, содержащиеся в «Истории Юань», за исключением жизнеописания аса Адачи (阿荅赤, цз. 135), которого он справедливо отождествил с асом Атачи (阿塔赤), отметив, что аналогичные и более подробные сведения о нем содержатся в жизнеописании отца этого юаньского военачальника – аланского правителя Ханхусы (杭忽思) [11, с. 291]. Кроме того, в этой же работе А.И. Иванов представил перевод части сведений об аланских гвардейцах, содержащихся в трактате «Войско» юаньской хроники [11, с. 286], а также кратко описал структуру некоторых властных и военных органов и учреждений империи Юань [11, с. 283, 287, 295, 296, 298].
В это же время и в ближайшие последующие годы выходят работы французского востоковеда П. Пеллио, в свою очередь представляющие сведения об аланах из повествования Марко Поло, китайских, монгольских и др. источников, а также сведения из переписки алан с папой Бенедиктом XII [41, с. 641–644; 42, с. 16–25]. Тогда же выходят работы по истории христианства в Китае английского востоковеда А.К. Моула, где также приводятся сведения китайских, монгольских и европейских источников об аланах, служивших в Китае и Монголии [39, с. 12–14, 19, 26, 30–31; 40, с. 140–141; 252–254, 260–264]. Совместным переводческим и исследовательским трудом П. Пеллио и А.К. Моула стало комментированное англоязычное издание «Книги» Марко Поло, критически скомпилированное из различных частей этого источника, представленных в первых его списках и печатных изданиях [38, с. 149–150, 509]. Фрагменты переписки аланских князей с папой Бенедиктом XII, а также письма пекинского епископа Джованни Монтекорвино в это же время публикует Г. Хенниг [34, с. 104–128, 191–206].
С середины XX в. и по настоящее время сведения источников об алано-монгольских отношениях XIII-XIV вв. уже активно привлекаются для исследований различных аспектов собственно аланской истории [1, с. 253–254; 7, с. 178, 188, 195, 202–215; 44, с. 242–246; 4, с. 481–487, 518–558; 9, с. 80–87, 114–118; 14, с. 283–289; 26, с. 522–528], истории Золотой Орды [19, с. 41–42; 13, с. 162–176, 356], а также истории Китая [35, с. 46–47, 97–98, 103; 37, с. 283, 289] и Монголии [21, с. 54–57]. Переводы погодных записей «Истории Юань», относящихся к периоду правления императора Хубилая, где также содержатся сведения об аланах/асах, состоявших при нем на гвардейской службе, представил отдельным изданием Р.П. Храпачевский [27, с. 281, 444, 457, 498, 499, 510, 543].
Актуальность и цели исследования
Очевидно, что изучение проблемы алано-монгольских отношений XIII–XIV вв., начавшись с простой констатации сведений о нахождении алан на монгольской службе в Китае, было особенно плодотворным в период со второй половины XIX по первую половину XX вв., когда появились первые подробные переводы соответствующих сведений китайских и других источников, благодаря чему процесс изучения указанной проблемы в последующие годы XX в. и вплоть до настоящего времени вышел на новый уровень, получив возможность использования этих сведений в исследованиях по средневековой истории Китая, России, Монголии и других стран. Вместе с тем приведенные работы, как и большинство других трудов, посвященных схожей проблематике, как правило, представляют лишь часть сведений из соответствующего корпуса источников, необходимых для решения конкретных вопросов того или иного исследования. Отсутствие же обобщающих источниковедческих исследований определяет актуальность настоящего небольшого обзора, целью которого является представление сведений основных источников, отражающих историю службы алан монголам в Монголии и Китае1.
Обсуждение
Хронологически первые известные на сегодняшний день сведения об аланах, служивших монголам в Монголии, представлены в повествовании Гийома де Рубрук – посла-минорита французского короля Людовика IX, совершившего поездку в монгольскую столицу Каракорум в 1253-1255 гг., где при дворе Мункэ-каана он видел алан-христиан [24, с. 14, 161].
Первым же источником, содержащем сведения об аланах, служивших монголам в Китае, является «Книга о разнообразии мира» венецианского купца Марко Поло, состоявшего на службе у каана и юаньского императора Хубилая с 1275 по 1291 гг. В своей «Книге», составленной между 1296 и 1299 гг. [38, с. 34–35; 4, с. 230], Марко Поло подробно, хотя и противоречиво, описал эпизод массовой гибели алан при взятии юаньскими войсками одного из южно-китайских городов, а также мятеж монгольского владетеля Наяня против Хубилая [38, с. 194–199; 4, с. 231]. Описывая события этого мятежа, Марко Поло не упоминает алан, но в жизнеописаниях аланских военачальников Атачи, Юйваши, Демидиэра, Шила-Бадуэра и Бадуэра «Истории Юань» (см. ниже) содержатся сведения об их участии в его подавлении [4, с. 523, 529, 532, 533–534, 536].
Сведения о тридцати тысячах аланах, служивших юаньскому императору и окормляемых первым католическим архиепископом Пекина Джованни Монтекорвино, имеются в письме францисканца Перегрина де Кастелло, прибывшего в Ханбалык (Пекин) в 1309/10 г. и позднее ставшего епископом Зайтуна/Цюаньчжоу (泉州), где он скончался 7 июля 1323 г. [43, с. 366; 4, с. 228]. Известно еще и анонимное письмо одного из миноритов в Пекине, датируемое декабрем 1318 г., также сообщающего о пребывании на службе при юаньском дворе алан-христиан, чьим пастырем вместе с членами их семей был Джованни Монтекорвино, но ограничивающем их числом в двадцать тысяч [40, с. 208].
Сведения о христианском вероисповедании алан, служивших юаньским императорам, также содержатся в переписке монгольского каана и китайского императора Тогон-Темура (прав. в 1333-1368 гг.) и состоявших у него на службе алан с папой Бенедиктом XII. Пятеро аланских князей в своих письмах просили папу прислать нового архиепископа взамен Джованни Монтекорвино, умершего в 1328 г. [15, с. 27–47].
Косвенные сведения о пребывании алан в Китае также содержатся у францисканца Одорико Парденоне (c. 1280–1331 гг.), побывавшего в Китае между 1324 и 1328 гг. и сообщающего в своем надиктованном предсмертном повествовании об этой поездке о напитке под названием bigni, справедливо соотнесённом Г. Юлем с осетинским традиционным пивом бæгæны и аланами, находившимися в Пекине [30, с. 117–118, liv].
В ответ на вышеупомянутую просьбу аланских князей в 1338 г. из Авиньона в Ханбалык была отправлена миссия во главе с францисканцем Джованни Мариньолли, включившем некоторые сведения о своем путешествии в «Богемскую хронику», составленную им в 1353 или 1354 гг. В этих сведениях содержатся дискуссионные утверждения о том, что на службе уже у Чингиз-хана (прав. 1206–1227 гг.) находилось семьдесят два аланских князя [31, с. 110; 16, с. 244].
Большая часть сведений об аланах, служивших монголам в Монголии и Китае, содержится в китайских источниках. В 1345 г. под руководством монгольского чиновника и историографа Тогто была составлена официальная «История Сун», охватывающая период правления в Китае этой династии, приходящийся на 960–1279 гг.2 Эта хроника, насчитывающая сорок томов в своем современном издании, не переводилась на европейские языки. Хотя в ней не удалось обнаружить сведения, содержащие прямое упоминание алан, она описывает события монгольского завоевания Южного Китая, в которых аланы принимали непосредственное участие. В частности, в ней содержится описание эпизода массовой гибели алан в одном из южно-китайских городов (см. выше) [49, с. 930, 13265]3.
Основная часть сведений об Алании и аланах, в том числе служивших монгольским правителям на Дальнем Востоке, содержится в официальной «Истории Юань», составленной в 1369-1370 гг. коллективом редакторов и писцов под руководством литератора и ученого Сун Ляня [48, с. 36, 38–40, 328, 3011, 3037–3038, 3131, 3205–3206, 3208–3210, 3212–3213, 3277, 3280, 3284, 3285; 11, с. 281–300; 4, с. 523–538; 27, с. 12, 281, 444, 457, 498, 499, 5109, 543]4.
Кроме того, сведения об участии шести тысяч алан в попытках подавления восстания «красных войск», свергнувшего в 1368 г. династию Юань, содержатся в Неофициальной истории императора Гэн-шэня, записанной очевидцем (庚申帝外史聞見錄), более известной как Неофициальная история Гэн-шэня (庚申外史), составленной историком Цюань Хэном в первые годы правления династии Мин, сменившей в том же 1368 г. династию Юань на китайском престоле [50, с. 24]. Эти же сведения вошли в хронику Продолжение “Всеобщего зерцала, правлению помогающего” (续资治通鉴), продолжающую компилятивное историко-энциклопедическое повествование, составленное историком и государственным деятелем Сыма Гуаном в 1084 г. и охватывающее период с 403 г. до н. э. по 959 г. Под своим полным названием хроника известна как Высочайше утвержденное официальное издание “Всеобъемлющего зерцала, правлению помогающего” (御批資治通鑑綱目正編). Указанное «Продолжение» этой хроники является коллективным трудом ряда авторов, издававшемся с 1801 г. на протяжении XIX в. под именем ее первого составителя Би Юаня (畢沅, 1730–1797 гг.) и охватывающем период с 960 по 1370 гг. [47]. Часть этой хроники, не содержащая упоминания алан, но подробно излагающая события монгольского завоевания Южного Китая, пришедшиеся на время правления каана Мункэ, переведена Н.Я. Бичуриным (Иакинфом) и включена им в его перевод анналов правления первых четырех монгольских каанов, содержащихся в «Истории Юань» [12, с. iii–v, 321, 327, 333–336, 343–347, 350–354].
После ухода монголов из Китая на территории Монголии было образовано государство Северная Юань (кит. 北元), фактически просуществовавшее в междоусобных воинах вплоть до окончания периода правления последнего Чингизида Лигдэн-каана, скончавшегося в 1634 г., чей малолетний сын Эджей в 1635 г. сдался маньчжурским завоевателям, отдав им печать императоров Юань [28, с. 23]. Поздние монгольские хроники, описывающие этот период (1368-1635 гг.) также содержат сведения об аланах, уже ставших частью монгольского народа.
В летописи «Золотой свод», составленной ламой Лубсан Данзаном между 1655 и 1660 гг., представлены сведения, аналогичные сведениям Джованни Мариньолли (см. выше), о том, что еще при Чингиз-хане аланы входили в западный монгольский тумен Йоншэбу [20, с. 12–13, 28, 244]. Ошибочность этих сведений отмечалась в литературе [6, с. 96; 17, с. 367–368]. Кроме того, в анонимном летописном своде «Желтая история», составленном не ранее 1689-1700 гг., говорится, что аланы вошли в тумен Йоншэбу только при Элбэг Нигулэсугчи-каане (прав. в 1394–1399 гг.), т.е. после того, как этот тумен вместе с девятью другими монгольскими туменами вышел из Китая после свержения династии Юань [10, с. 62, 97–98]. Хроника «Драгоценный свод», составленная в 1662 г. ордосским князем Саган Сэцэном, сообщает о восточно-монгольском владетеле (нойоне) асуте Аругтае/Аргутае (阿魯台, ум. в 1434 г.), фактически управлявшем Восточной Монголией при его номинальных ставленниках-Чингизидах – сыне Элбэг Нигулэсугчи-каана Буньяшри Олдзей Тэмур-каане (прав. в 1408–1412 гг.) и Атай-каане (нач. прав. в 1426 г.) [45, с. 146–147; 23, с. 33–42, 46–49: 4, с. 484–486; 9, с. 149–151]. Хроники «Желтая история» и «Драгоценный свод» также сообщают о Номдар-Холочи-нояне, управлявшем туменом асутов при Тумэн-Дзасагту-каане (1539–1592 гг.), объединившем на некоторое время монголов [45, с. 201; 10, с. 62, 89].
Одними из последних сведений об аланах, вероятно, уже совершенно идентифицирующих себя как часть монгольского народа, являются сведения Г. Путимцева (отчество, к сожалению, не известно) – переводчика при начальнике Сибирской линии генерал-лейтенанте Г.И. Глазенапе. В июне 1811 г. Г. Путимцев был отправлен с разведывательной миссией вдоль линии разграничения российских и китайских владений от р. Бухтарма (приток р. Иртыш) через г. Чугучак и Джунгарские ворота до г. Кульджа. У минеральных источников Арашан/Арасан, расположенных в 20 км к востоку от оз. Алоколь, в буддийском храме, построенном калмыцким ханом Галданом в XVIII в., Г. Путимцев видел надпись на калмыцком языке, в которой говорилось, что «монголы, называемые аланы, и киргизы всегда приезжают в сие место для излечения болезней своих в начале сентября и проживают здесь до октября месяца» [25, с. 39–40]. По словам Г. Путимцева, один из сопровождавших его калмыков также утверждал, что «кумирня» в ближайшее время подвергнется разорению со стороны киргизов, «если кочующие аланы ее не поддержат» [25, с. 40]. Необычным в этих сведениях является использование этнонима аланы, что не характерно для монголов, называвших алан асуты. Вероятно, этот этноним являлся самоназванием для алан, служивших монголам на Дальнем Востоке, и использовался этими аланами даже после ассимиляции их монголами.
Результаты
Таким образом, можно утверждать, что сведения об аланах, служивших монголам на Дальнем Востоке, содержатся в ряде письменных источников, охватывающих период с середины XIII по начало XIX вв. Согласно этим сведениям, аланы приняли участие во многих наиболее значимых внешне- и внутриполитических событиях монгольской истории в этот период, начиная от завоевания Южного Китая, завершившегося в 1279 гг., и заканчивая внутриполитической борьбой в монгольских землях, последовавшей после свержения в Китае монгольской династии Юань, случившегося в 1368 г. в ходе восстания «красных войск». Один из аланских лидеров, Аругтай, даже смог в первой четверти XV в. на некоторое время объединить враждующие восточномонгольские народы. Тем не менее аланы, оказавшиеся по воле исторической судьбы на Дальнем Востоке, конечно же, не смогли избежать ассимиляции со стороны монголов, став частью этого народа, известной как асуты. Однако, даже став частью монгольского народа, аланы вплоть до начала XIX в. продолжали именовать себя аланами, сохраняя до этого времени такой важный элемент своего этнического самосознания как самоназвание.
1 Обзор основных исторических сюжетов, составивших алано-монгольские отношения в XIII–XV вв. представлен в специальной работе, содержащей и соответствующие сведения мусульманских авторов, но не относящиеся к теме настоящей работы, поскольку они ничего не сообщают об аланах, служивших монголам в Монголии и Китае [18, с. 432–438].
2 20 февраля 1276 г. четырехлетний сунский император Чжао Сянь после взятия юаньскими войсками в осаду его столицы Линьаня/Ханчжоу официально отрекся от престола [27, с. 274], но до 1279 г. на юге страны продолжалось сопротивление сунских лоялистов, последовательно провозглашавших императорами двух сводных братьев отрекшегося Чжао Сяня.
3 В этих сведениях нет непосредственного упоминания алан, но говорится о «юаньских войсках».
4 Поскольку сведения об аланах, содержащиеся в «Истории Юань», объемны и относятся к целому ряду исторических сюжетов, приводить их все в обобщающей источниковедческой статье не было возможности. Вместе с тем эти сведения представлены здесь постраничными сносками на оригинальный текст хроники, а также на полные (А.И. Иванов, А. Алемань) или частичные (Р.П. Храпачевский) их русскоязычные переводы.
Об авторах
Эдуард Викторович Казиев
Институт истории и археологии Республики Северная Осетия-Алания
Автор, ответственный за переписку.
Email: kedmon@rambler.ru
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
Россия, ул. Ватутина, 46, Владикавказ, 362025Список литературы
- Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. М.-Л.: АН СССР, 1949. Т. 1. 607 с.
- Архимандрит Палладий. Старинное монгольское сказание о Чингисхане // Труды членов Российской духовной миссии в Пекине. 1866. Т. 4. С. 3–261.
- Архимандрит Палладий. Старинные следы христианства в Китае, по китайским источникам // Восточный сборник. 1877. Т. 1. С. 1–67.
- Алемань А. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. М.: Менеджер, 2003. 608 с.
- Бретшнейдер. Э.В. Азия и Европа в эпоху средневековья: сравнительные исследования источников по географии и истории Центральной и Западной Азии XIII–XVII веков / Пер. И.В. Кучумова. СПб.: Своё издательство, 2018. 280 с.
- Бубенок О.Б. Аланы-асы в Золотой Орде (XIII-XV вв.). Киев: Истина, 2004. 324 с.
- Гаглойти Ю.С. Аланы и вопросы этногенеза осетин. Тбилиси: Мецниереба, 1966. 254 с.
- Горский В.В. Начало и первые дела Маньчжурского дома // Труды членов Российской Духовной Миссии в Пекине. 1852. Т. 1. С. 1–187.
- Гуриев Т.А. Сборник избранных статей. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2010. 295 с.
- Желтая история (Шара туджи). М.: Наука-Вост, лит., 2017. 406 с.
- Иванов А.И. История монголов (Юань-ши) об асах-аланах // Христианский Восток. 1914. Т. 2. Вып. 3. С. 281-300.
- История первых четырех ханов дома Чингисова / Пер. с кит. монаха Иакинфа (Н.Я. Бичурина). СПб.: Типография К. Крайя, 1829. 440 с.
- Кадырбаев А.Ш. Золотая Орда: очерки истории и историографии. М.: ИВ РАН, 2022. 368 с.
- Камболов Т.Т. Очерк истории осетинского языка. Владикавказ: Ир, 2006. 463 с.
- Казиев Э.В. Переписка монгольского каана и китайского императора Тогон-Темура и аланских князей на его службе с папой Бенедиктом XII (1336-1338 гг.) // Аланское православие: история и культура: сборник материалов 7 Свято-Георгиевских чтений «Православие. Этнос. Культура». Владикавказ, 2019. С. 27–47.
- Казиев Э.В. О времени появления асов на монгольской службе // Золотоордынское обозрение. 2019. Т. 7, № 2. С. 242–253. https://doi.org/10.22378/2313-6197.2019-7-2.242-253
- Казиев Э.В. Аланы на монгольской службе в первой трети XIII века // Научный диалог. 2021, (11): 363–378. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-11-363-378.
- Казиев Э.В. Аланы и Чингизидские государства в XIII–XV веках // Научный диалог. 2024, 13(3): 427–444. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-3-427-444.
- Кычанов Е.И. Сведения из «Истории династии Юань» («Юань ши») о Золотой Орде // Источниковедение истории Улуса Джучи (Золотой Орды). От Калки до Астрахани. 1253–1256. Казань: Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2001. С. 30–43.
- Лубсан Данзан. Алтан Тобчи («Золотое сказание»). М.: Наука, 1973. 439 с.
- Мамиев М.Э. Местность Нарт в топонимии Монголии // Вестник СОГУ им. К.Л. Хетагурова. 2020, №4. С. 52–59. https://doi.org/10.29025/1994-7720-2020-4-52-59.
- [Миллер Г.Ф.] О народах издревле в России обитавших / Пер. с нем. И. Долинского. СПб., 1773. 132 с.
- Покотилов Д.Д. История восточных монголов в период династии Мин (1368-1634). СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1893. 230 с.
- Путешествие в Восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М.: Государственное издательство географической литературы, 1957. 270 с.
- Путимцев Г. Дневные записки переводчика Путимцева в проезде его от Бухтарминской крепости до китайского города Кульжи и обратно в 1811 году // Сибирский вестник. 1819. Часть 7. С. 29–96.
- Фидаров Р.Ф. О некоторых неточностях в переводе А.С. Козина «Тайной истории монголов» // Золотоордынское обозрение. 2023. Т. 11, № 3. С. 521–531. https://doi.org/10.22378/2313-6197.2023-11-3.521-531.
- Храпачевский Р.П. «Анналы Хубилая», главный источник по истории правления первого императора династии Юань (цзюани 4–7 «Юань ши»). М.: Центр по изучению военной и общей истории, 2019. 744 с.
- Чимитдоржиев Ш.Б. Национально-освободительное движение монгольского народа в ХVII–ХVIII вв. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002. 214 с.
- Bretschneider E.V. Notices of the Mediæval geography and history of Central and Western Asia // Journal of the North China Branch of the Royal Asiatic Society. 1876. №10. P. 75–309.
- Cathay and the way thither; being a collection of medieval notices of China. In 2 Vols. / Trans. and edit. by H. Yule. London: Hakluyt Society, 1866. Vol. 1. xxxliii+250 p; Vol. 2. P. 251–596+xcviii.
- Chronicon Riverendissimi Joanis dicti de Marignolis de Florentia Ordinis Minorum Bysinianensis. Monumenta Historica Boemia nusquam antehac edita, etc. Pragae: J.J. Clauser, Regii Typography, 1768. T. 2. 506 p.+Index.
- de Saint-Martin L.V. Etudes Ethnographiques et Historiques sur les Peuples Nomades qui se sont Succede au Nord du Caucase dans les six Premier Siecles de notre ere. Les Alains // Nouvelles annales des voyages, de la géographie et de l’histoire. 1848. T. 3. P. 129–205.
- Gaubil A. Histoire de Gentchiscan et de toute la Dinastie des Mongous ses successeurs conquérans de la chine: tirée de l’histoire chinoise. Paris: Briasson, Piget, 1739. 317 p.
- Hennig R. Terrae incognitae. Eine Zusammenstellung und kritische Bewertung der wichtigsten vorkolumbischen Entdeckungsreisen an Hand der darüber vorliegenden Originalberichte. 4 Bände. Leiden: E.J. Brill, 1938. Band 3. 389 p.
- Hsiao Ch’i-Ch’ing. The Military establishment of the Yuan dynasty. Harvard University Press, 1978. 314 p.
- Klaproth J.H. Asia polyglotta nebst Sprachatlas. Paris, 1823. xv+384+144 p.
- Liščák V. The Christian Nobles at the Court of Great Khan, as Described in Mediaeval European Sources // Золотоордынское обозрение. 2017. Т. 5, № 2. С. 276–289. https://doi.org/10.22378/2313-6197.2017-5-2.276-289
- Marco Polo. The description of the world / Trans. and compil. by A.C. Moule & P. Pelliot. London, G. Routledge & Sons Ltd. Publ., 1938. Vol. 1. 593 p.
- Moule A.C. The Minor friars in China // The Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. 1917. January. P. 1–36.
- Moule A.C. Christians in China before the year 1550. London: Society for promoting Christian knowledge, 1930. xvi+293 p.
- Pellio P. Chrétiens d’Asie Centrale et d’Extrême-Orient // T’oung Pao ou Archives concernant l’histoire, les langues, la géographie et l’ethnographie de l’Asie Orientale. 1914. Vol. 15. Leiden, E.J. Brill. P. 623–644.
- Pelliot P. Notes on Marco Polo. Paris: Imprimerie Nationale, 1959. Vol. 1. 611 p.
- Peregrinus de Castello. Epistola // Sinica francescana: Itinera et relationes fratrum Minorum saeculi XIII et XIV / a cura di A. Van den Wyngaert. Firenze, 1929. Vol. 1. P. 366–367.
- Roerich G.N. Les troupes alanes à l’époque mongole // Рерих Ю.Н. Избранные труды. М.: Наука, 1967. С. 242–246.
- Schmidt I.J. Geschichte der Ost-Mongolen und ihres Fürstenhauses, verfasst von Ssanang Ssetsen Chungtaidschi der Ordus; aus dem Mongolischen übersetzt und mit dem Originaltexte, nebst Anmerkungen, Erläuterungen und Citaten aus andern unedirten Originalwerken herausgegeben. St. Petersburg: Gedruckt bei N. Gretsch, 1829. 509 p.
- The book of ser Marco Polo, the Venetian, concerning the kingdoms and marvels. In 2 vols. / Trans., edit. and noted by H. Yule. London: J. Murray, 1871. Vol. 2. xviii+525 p.
- 續資治通鑑 / An Encyclopaedia on Chinese History, Literature and Art [Электронный ресурс]. URL: http://www.chinaknowledge.de/Literature/Historiography/xuzizhitongjian.html (дата обращения 12.03.2024).
- 宋濂 等撰 [Сун Лянь и др. авторы]. 元史 [История Юань]. 北京 [Пекин]: 中華書局 [Китайское книжное издательство], 1997. Цэ 册 1 (Том 1). 262 с.; Цэ 册 2 (Том 2). С. 263–596; Цэ 册 10 (Том 10). С. 2869–3180; Цэ 册 11 (Том 11). С. 3181–3470.
- 脱脱 等撰 [Тогто/Тото и др авторы]. 宋史 [История Сун]. 北京 [Пекин]: 中華書局 [Китайское книжное издательство], 1997. Цэ 册 [Том] 3. С. 615–948; Цэ 册 [Том] 38. С. 13149–13493.
- 權衡 [Цюань Хэн]. 庚申外史 [Неофициальная история Гэн-шэня]. 北平 [Пекин]. 文殿閣書莊 [Книжный магазин Вэнь Дянь Гэ], 1937. 69 с.
Дополнительные файлы
