Том 12, № 1 (2024)

Обложка

Весь выпуск

Публикации

Маркер кара в тюркской этнонимике XII в.

Тимохин Д.М., Тишин В.В.

Аннотация

Цель статьи: статья посвящена рассмотрению некоторых аспектов проблемы образования и функционирования этнонимов с цветовыми маркерами в среде кочевнических тюркоязычных народов. Разбираются двухкомпонентные этнонимы, где слово, обозначающее название цвета, выступает в функции атрибутива. В научной литературе существует несколько точек зрения на практику использования таких маркеров и различные объяснения их набора и семантики. Авторы настоящей статьи исходят из соображения, что какие-либо универсалистские объяснения являются преждевременными и никакие обобщения не могут оказать помощи в раскрытии всех зарегистрированных в исторической и этнографической литературе конкретных примеров. Для каждого хронологического периода и конкретного региона практика использования цветовых маркеров имела свои особенности, будучи, по всей видимости, обусловлено разными факторами, которые следует выявлять непосредственно на узком конкретном материале. Непосредственно письменные источники, однако, прямых данных на этот счет почти не содержат.

Материалы исследования: авторами привлечен персоязычный источник XII в. «ʻЭкд ал-ʻОлā леʼл-маукеф ал-аʻлā», принадлежащий авторству Афз̣ал ад-Дӣна Кермāнӣ, сведения которого представляет собой редкий пример, позволяющий пролить свет на конкретный случай.

Результаты и новизна: приводимые в сочинении сведения о группе гуззов, прибывших в Керман из Хорасана, именуемых также в тексте именем кара гузз, позволяют утверждать, что, по меньшей мере, во второй половине XII в. среди племен огузского круга, как обозначающий вторичное сообщество, отколовшееся от исходного коллектива, собственно название которого представлено вторым элементом двухкомпонентного этнонима с цветовым маркером.

Золотоордынское обозрение. 2024;12(1):8-19
pages 8-19 views

История Золотой орды, рассказанная через монеты

Атик К.

Аннотация

Цель исследования: эта статья рассматривает книгу Ясуки Синичиро, опубликованную на японском языке под названием 貨幣が語るジョチ・ウルス в октябре 2023 года издательством Сэйфудо Сётэн.

Результаты и научная новизна: В обзоре раскрывается суть монографии Ясуки Синичиро «История Золотой Орды, рассказанная через монеты», представляющей новый экономический взгляд на Золотую Орду. В эпоху возрождения научного интереса к Монгольской империи и Золотой Орде работа Синичиро выделяется своим фокусом на экономические, а не исторические или военные аспекты. Каждая из десяти глав методично резюмируется, подчеркивая уникальный подход Синичиро, экономиста, в изучении экономической структуры и влияния Золотой Орды. Обзор раскрывает книгу в более широком контексте международной литературы о Монгольской империи, выделяя ее уникальность и необходимость широкого доступа за пределами японоговорящего академического сообщества. Подробное резюме каждой главы подчеркивает инновационный подход автора к пониманию экономической динамики Золотой Орды, предлагая новый взгляд в области монгольских исследований.

Золотоордынское обозрение. 2024;12(1):20-27
pages 20-27 views

Новый взгляд на «Историю монголов» Иоанна де Плано Карпини

Дробышев Ю.И.

Аннотация

Цель исследования: в статье анализируется новое издание книги знаменитого францисканского посла к монголам Иоанна де Плано Карпини (1182–1252), который совершил в 1245–1247 гг. большое путешествие от Лиона до Центральной Монголии, где был свидетелем интронизации хагана Гуюка (1246–1248). По итогам своего трудного и опасного путешествия он написал отчет «История монголов», в котором достаточно полно и точно изложил то, что видел и слышал.

Результаты и научная новизна: Сочинение Плано Карпини выходило на русском языке трижды: в 1795, 1825 и 1911 гг.; последний перевод, выполненный А.И. Малеиным, издавался затем еще неоднократно и постепенно обрастал комментариями, однако, все эти издания не могут считаться вполне удовлетворяющими требованиям публикации средневековых источников. Новое издание, о котором здесь идет речь, соответствует стандартам современной науки. Оно включает в себя вводную часть, критический текст источника, его новый перевод на русский язык и подробные комментарии, выполненные профессиональными историками-медиевистами. В комментариях с максимально возможной полнотой освещаются различные аспекты центрально-азиатской цивилизации XIII в., с которыми довелось соприкоснуться францисканской миссии: материальная и духовная культура номадов, организация их общества, военное дело и многие другие. Несмотря на высокий уровень подготовки данного издания, некоторые моменты в нем не исключают и альтернативную трактовку.

Золотоордынское обозрение. 2024;12(1):28-38
pages 28-38 views

Генуэзские консулы Таны (Азака) по материалам регистров сталий Генуэзского государственного архива: хронология правлений (1449–1475)

Карпов С.П.

Аннотация

Цель исследования: Существовавшая на территории Золотой Орды, а затем Крымского ханства генуэзская торговая фактория – Тана была тесно связана с центром Генуэзской Газарии – Каффой и служила важным перевалочным пунктом в связях Генуи с Востоком, а также местом приобретения важнейших товаров – ценных сортов рыбы, икры, соли, привозимых сюда специй, мехов, кож и так далее, а также являлась важнейшим рынком работорговли. Однако она изучена гораздо меньше, в сравнении с аналогичным венецианским поселением в том же месте. Еще в большей мере это относится к последнему периоду её существования, после захвата османами Константинополя и блокирования турками проливов – Босфора и Дарданелл. Этот период, с 1453 по 1475 гг. к тому же мало обеспечен документальными источниками. Поэтому привлечение новых архивных данных позволяет расширить наши представления о Тане, ее связях с Улусом Джучи и Крымским ханством. Имена высших магистратов генуэзской Таны – консулов, избираемых Банком св. Георгия Генуи, которому принадлежало управление всеми Причерноморскими факториями Генуэзской республики с 1453 г. были до сих известны только благодаря случайным и спорадическим упоминаниям. Между тем- это важнейший датирующий признак в истории фактории. В статье производится возможная реконструкция дат правления магистратов этих факторий на основании не разрозненных, но относительно верифицируемых данных записей налога на их оклады – так называемых сталий.

Материалы исследования: в качестве источника привлечены не введенные еще в научный оборот архивные источники – регистры сталий (уплачиваемых магистратами налогов), хранящиеся в Генуэзском государственном архиве. Проведены сравнения этих записей с массариями (приходно-расходными книгами) генуэзской Каффы и другими источниками.

Результаты и научная новизна: произведенное уточнение дат правлений генуэзских консулов Таны позволяет реконструировать события и обстоятельства политической истории региона в середине XV в., после захвата турками Константинополя в 1453 г., получить более точные датировки событий, наконец, доказать существование генуэзской Таны, пусть и сокращавшейся в размерах, вплоть до османского завоевания в 1475 г.

Золотоордынское обозрение. 2024;12(1):39-47
pages 39-47 views

О традиции использования вислых металлических печатей в канцеляриях Золотой Орды и постордынских государств

Беляков А.В.

Аннотация

Цель исследования: после того как М.А. Усманов заявил о том, что в ордынских канцеляриях не использовали какие-либо вислые печати, это стало непреложным фактом. Однако Д. Колодзейчик доказал существование на шертных крымских грамотах XVII в. золотых вислых печатей, которые официально назывались алтунбайса. Он предположил, что эта новация была привнесена в канцелярию Гиреев. Последние исследования позволяют уверенно говорить о широком бытовании золотых и серебряных вызолоченных печатей на территории Сибирского, Крымского и Казанского ханств, в Ногайской Орде, на Кавказе в XVI в. Помимо этого они фиксируются у народов Среднего Поволжья и Зауралья. Такими печатями заверяли только два типа документов – шертные и жалованные грамоты. Следы этого явления ведут в поздние золотоордынские канцелярии. В данной работе исследуются известия об использовании металлических вислых печатей в канцеляриях Золотой Орды и постордынских государств.

Материалы исследования: сообщения описей архивов Посольского приказа и Коллегии иностранных дел, русско-крымских и русско-ногайских посольских книг, а также документов внутреннего делопроизводства внешнеполитического ведомства.

Результаты и научная новизна исследования: доказывается существование золотых и серебряных вислых печатей, которыми скрепляли отдельные документы в постордынских государствах XVI в. При этом косвенные данные и логика трансформации канцелярских практик позволяет предполагать их наличие как минимум в XV в. Золотые печати, по-видимому, стали логичным этапом постепенной трансформации ханских ярлыков и пайцз. В какой-то момент эти два предмета объединились в один. Подобное могло произойти после того, как практика пожалования пайцз прекращается. Сделанные наблюдения позволяют переосмыслить устоявшиеся в научной среде представления об ордынских канцелярских традициях.

Золотоордынское обозрение. 2024;12(1):48-62
pages 48-62 views

Сосуды с эпиграфическими и псевдоэпиграфическими надписями с территории Царевского городища

Юдин Н.И., Нуретдинова А.Р.

Аннотация

Цель исследования: изучить сосуды с эпиграфическими и псевдоэпиграфическими надписями XIV в.

Материалы исследования: керамические сосуды, хранящиеся в Археологическом музее Казанского федерального университета.

Результаты и научная новизна: в 1960-е гг. на памятнике велись широкомасштабные археологические работы Поволжской археологической экспедиции под руководством Г.А. Федорова-Давыдова. В работе экспедиции принимал участие отряд Казанского государственного университета (рук. И.С. Вайнер). В результате был получен большой пласт вещественных источников, среди которых наиболее массовым материалом является керамика. На сегодняшний день предметы археологии, обнаруженные в ходе раскопок Царёвского городища в 1961–1968 гг., хранятся в фондах Археологического музея Казанского (Приволжского) федерального университета.

Кроме художественных достоинств керамические изделия золотоордынской эпохи имеют особую научную источниковедческую значимость, поскольку, будучи полученными в результате полевых исследований, они стратифицированы и обеспечены археологическим контекстом. В рамках исследования рассмотрено пять поливных сосудов на кашинной основе, один среднеазиатский штампованный кувшин и одна матрица для изготовления штампованной посуды. Сосуды с эпиграфическими надписями встречают аналогии среди материалов нижневолжских и среднеазиатских памятников.

Таким образом, статья вводит в научный оборот новые данные, полученные в результате эпиграфического, лингвистического, сравнительного анализов коллекции, происходящей с территории восточного пригорода Царевского городища XIV века.

Золотоордынское обозрение. 2024;12(1):63-78
pages 63-78 views

Историография изучения булгаро-татарских эпиграфических памятников в Заказанье и современные методы исследования

Хамидуллин С.Р., Гайнутдинов А.М., Гайнуллин И.И., Абдуллин Х.М., Касимов А.В.

Аннотация

Цель исследования: проследить историографию изучения булгаро-татарских эпиграфических памятников в обширном регионе Заказанья Республики Татарстан, а также показать возможности современных методов исследования в этом вопросе.

Материалы исследования: булгаро-татарские эпиграфические памятники (надмогильные камни) XIII–XVII вв. В работе также задействованы обширные данные историографии изучения булгаро-татарских эпиграфических памятников и результаты современных методов исследования эпиграфических памятников.

Результаты и научная новизна: в хронологическом порядке проведен обзор истории изучения булгаро-татарских эпиграфических памятников в регионе Заказанья от первого исследователя до продолжающихся на сегодняшний день изысканий. Приведены сведения о конкретных персоналиях исследователей и количественные данные изученных эпиграфических памятников по районам Заказанья.

Показаны современные методы изучения эпиграфических памятников булгаро-татарского времени, включая 3D-сканирование, фотограмметрию, высокоточную фотофиксацию, с размещением цифровых копий памятников на web-ресурсе.

В рамках данного исследования впервые были проведены обследования памятников эпиграфики на современном методологическом и техническом уровне. Благодаря результатам высокоточной фотограмметрической съемки и 3D-моделированию удалось получить цифровые копии объектов, что делает возможным определить изменения форм, а также восстановить форму утраченных объектов по архивным данным.

Золотоордынское обозрение. 2024;12(1):79-90
pages 79-90 views

Мавзолеи восточных районов Золотой Орды

Зиливинская Э.Д.

Аннотация

Цель исследования: рассмотреть формирование культовой архитектуры в восточных районах Золотой Орды на примере памятников мемориального зодчества. Проследить региональные различия и влияние различных архитектурных школ и строительных традиций на возникновение и развитие форм мавзолеев.

Материалы исследования: мавзолеи, которые являются наиболее многочисленными объектами монументальной архитектуры, исследованными на всей территории Золотой Орды. В работе рассматриваются как археологические памятники, так и различные изображения мавзолеев: рисунки XVIII–XIX вв. и фотографии начала XX в.

Результаты и научная новизна: в работе собраны и рассмотрены все мавзолеи восточных районов Золотой Орды. Обзор показывает, что среди всех построек на основании строительной техники можно выделить два направления зодчества – строительство из камня и строительство из кирпича (обожженного и сырцового). Анализ типов планировки, строительных приемов, архитектурных деталей мавзолеев и строительных материалов приводит к выводу, что в сложении мемориального зодчества прослеживается несколько направлений. Каменные мавзолеи Приуралья по своей архитектонике тесно связаны с архитектурой Волжской Булгарии, которая, в свою очередь, возникла под сильным влиянием сельджукской Малой Азией и отчасти Закавказья.

Большая часть мавзолеев построена из обожженного и сырцового кирпича. Среди них выделяется группа кубических мавзолеев с шатровым куполом на барабане и массивным порталом. Эти здания находят прямые аналогии среди памятников Средней Азии, прежде всего, Хорезма. Группа башенных или пирамидальных мавзолеев представляет собой постройки архаического облика, которые повторяют поминальные памятники тюрок. Также в восточных районах строились двухкамерные мавзолеи, состоявшие из комнаты для проведения обрядов (зиярат-ханэ) и усыпальницы (гур-ханэ). Мавзолеи такой планировки не имеют прямых аналогий за пределами Золотой Орды и являются творческой переработкой уже известных схем.

Золотоордынское обозрение. 2024;12(1):91-124
pages 91-124 views

Этнокультурный ландшафт средневековых мавзолеев Волго-Уралья

Иванов В.А.

Аннотация

Цель статьи: показать, что золотоордынские мавзолеи (кэшэнэ) Южного Предуралья – Хусейн-бека, Тура-хана, Бэндэбике, Кесене («Башня Тамерлана») – принадлежат не только к разным архитектурным школам, но и относятся к разным этнокультурному и географическому пространствам.

В этой связи поставлены следующие задачи: показать, что кэшэнэ Бэндэбике и «Башня Тамерлана» относятся к многочисленной группе т.н. степных кирпичных мавзолеев, сооруженных в степях Заволжья и Южного Предуралья по канонам среднеазиатской архитектурной школы. Возведенные во второй половине – конце XIV в. (или даже в начале XV в.) они были предназначены для увековечения памяти представителей элиты золотоордынских кочевников. В отличие от кирпичных, каменные мавзолеи-кэшэнэ Хусейн-бека, Тура-хана, Малый кэшэнэ сооружены были по канонам булгарской архитектуры в лесостепных районах долины р.Демы, на территории обитания в XIV в. носителей чияликской культуры.

Материалы исследования: в исследовании используются географические, археологические и фольклорные данные о мавзолеях-кэшэнэ Южного Предуралья, полученные исследователями XVIII–XX вв.

Результаты и научная новизна: география распространения кирпичных мавзолеев в степях Заволжья и Предуралья показывает, что по времени своего сооружения они могли появляться у золотоордынских кочевников ещё в то время, когда язычество не было окончательно вытеснено исламом (имеются многочисленные кочевнические погребения с монетами Узбека и более поздних правителей). Таким образом, мавзолеи, возводимые над могилами кочевой элиты, становились органичной частью культуры кочевников Золотой Орды.

Каменные мавзолеи Предуралья к кочевнической культуре отношения не имели. Сооружались они в этнокультурном пространстве и на территории расселения полукочевых носителей чияликской культуры (иштяков-угров). Центрами мусульманских кладбищ они становились поздно, не ранее XVII в., когда «чияликцы» уже были ассимилированы тюркскими предками дёмских башкир-минцев/мингцев. Поэтому в исторической памяти их потомков, башкир XVIII–XIX вв., каменные кэшэнэ Хусейн-бека и Тура-хана обросли преданиями и легендами, сюжеты и персонажи которых к этнокультурной истории башкир не имеют прямого отношения.

Золотоордынское обозрение. 2024;12(1):140-164
pages 140-164 views

О средневековой булгаро-татарской архитектурной традиции (на примере золотоордынских мавзолеев)

Валеева-Сулейманова Г.Ф.

Аннотация

Цель исследования: дополнить существующие научно-обоснованные нарративы о происхождении каменных мавзолеев Булгарского улуса Золотой Орды.

Материалы исследования: на территории Волго-Уралья, в той или иной степени сохранности, до нас дошли средневековые мавзолеи г. Болгара (Ханская усыпальница, Восточный и Северный мавзолеи) и находящиеся на территории Чишминского района Башкортостана мавзолеи Кэшэнэ (в настоящее время называемый мавзолеем Тура-хана) и Хусейн-бека. Источниками для анализа послужили архитектура и приемы строительства, чертежи планов и разрезов зданий, материалы археологических раскопок описания научных экспедиций XIX в.

Результаты и научная новизна: достоверным и значимым источником в исследовании предстает архитектура золотоордынских мавзолеев на территории г. Болгара и периферии государства ныне на территории Чишминского района Башкортостана. Выявляются специфические черты архитектурного облика зданий мавзолеев, влияния региональных школ мусульманского монументального зодчества. Сравнительные аналогии архитектуры зданий позволили очертить проблему происхождения чишминских мавзолеев и сделать вывод об общности стиля булгарской золотоордынской архитектуры на обширной территории Волго-Уралья.

Золотоордынское обозрение. 2024;12(1):125-139
pages 125-139 views

Эпитафия на памятнике Хусейн-беку

Гайнутдинов А.М.

Аннотация

Цель исследования: выявить более правильный и максимально полный текст эпитафии на памятнике Хусейн-беку, сохранившемся на кладбище р.п. Чишмы Чишминского района Республики Башкортостан.

Материалы исследования: исследование проведено на основе анализа статей и книг эпиграфистов, фотографий памятников XIV в., а также материалов эпиграфической экспедиции автора.

Результаты и научная новизна: Текст памятника Хусейн-беку в настоящее время сохранился лишь частично, поэтому уже не представляется возможным полностью его прочесть. Но на основании дубликата этого памятника, изготовленного и установленного по инициативе муфтия М. Султанова и памятника из Булгара, который очень схож с памятником Хусейн-беку, удалось реконструировать его надписи. Считаем, что нам удалось выяснить, какие слова были написаны на лицевой и боковых сторонах этого камня, которые были пропущены или неправильно прочитаны у других специалистов, а также опровергнуть предложенную ученым Г.В. Юсуповым дату кончины Хусейн-бека. По палеографическим признакам, исследованный нами объект весьма схож с другими памятниками, которые сохранились в Булгаре современного Спасского района Республики Татарстан. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что памятник Хусейн-бека изготовили булгаро-татарские мастера-резчики. Сам он был государственным деятелем, выходцем из неизвестного населенного пункта Тарсас, который находился на территории Туркестана. Эпитафия на памятнике Хусейн-беку написана рельефным почерком сульс на арабском и татарском языках. Помимо информации об усопшем, на камне присутствуют традиционные для татар религиозные изречения, молитвы и стихи.

Золотоордынское обозрение. 2024;12(1):165-174
pages 165-174 views

Надмогильный камень Хусейн-бека из Чишминского мавзолея: описание 1910 года по материалам Российского государственного исторического архива

Абдуллин Х.М.

Аннотация

Цель исследования: публикация и анализ эпиграфического описания 1910 года надмогильного камня Хусейн-бека из Чишминского мавзолея на территории современной Республики Башкортостан.

Материалы исследования: архивные документы, эпиграфический памятник Хусейн-бека (надмогильный камень). В работе также задействованы обширные данные историографии изучения надмогильного камня Хусейн-бека из Чишминского мавзолея.

Результаты и научная новизна: проведен анализ обнаруженного архивного дела, содержащего эпиграфические описания тюрко-мусульманских памятников. Подробно раскрыта история формирования архивных документов разной конфессиональной принадлежности и роль великого князя Николая Михайловича Романова в деле изучения и популяризации эпиграфического наследия России.

Проведен историографический и текстовый анализ обнаруженного эпиграфического описания 1910 года надмогильного камня Хусейн-бека из Чишминского мавзолея. Раскрыты данные об эпиграфисте, выполнившем описание памятника в 1910 году. Обращено внимание на уникальное прочтение современниками места, в котором родился Хусейн-бек, а именно как «из местности Тирсановой Туркестана». Автор исследования выдвигает свою, оригинальную трактовку термина « ترساني » и предлагает ученым взглянуть на это слово как на «Лакаб» – часть арабского имени, почётного титула. Актуализируется и вопрос о датировке памятника.

Золотоордынское обозрение. 2024;12(1):175-185
pages 175-185 views

Становление татаро-мусульманской общности в Икско-Бельском междуречье в XIII–XIV веках

Измайлов И.Л.

Аннотация

Цель исследования: выявить и определить комплекс историко-археологических и лингвистических материалов, представляющих сведения о населении Икско-Бельского междуречья в XIII–XIV вв.

Материалы исследования: в статье использованы материалы археологических исследований, письменные и эпиграфические источники с территории Икско-Бельского междуречья XIII–XIV вв.

Новизна и результаты исследования: в период Улуса Джучи на территорию Икско-Бельского междуречья (Агидель-юрт) стало активно проникать земледельческое и мусульманское население из Болгарского улуса, тогда как степную зону заселяло кочевое население. Позднее граница между оседло-земледельческим и кочевым населением становится динамичной в связи с кризисом в позднезолотоордынское время. Северная часть Восточного Закамья оставалась освоено исключительно мусульманским земледельческим населением, которое уже в более позднее время стало основой формирования татарского народа.

Золотоордынское обозрение. 2024;12(1):186-200
pages 186-200 views

Мавзолеи представителей мамлюкской элиты, связанных с историей Золотой Орды

Сайфетдинова Э.Г.

Аннотация

Цель исследования: ввести в научный оборот информацию о мавзолеях представителей мамлюкской элиты, которые были связаны с историей Золотой Орды.

Материалы исследования: средневековые арабоязычные источники из «Сборника материалов» В.Г. Тизенгаузена, сочинение Таки ад-дина ал-Макризи «Китаб ал-маваиз ва-л-итибар фи зикр ал-хитат ва-ал-асар («Книга поучений и назидания в рассказе о кварталах и памятниках»), фотоматериалы.

Результаты и научная новизна: в настоящей статье рассмотрена история представителей мамлюкской элиты, игравших значимую роль в связях между Золотой Ордой и Египтом. В средневековой арабоязычной литературе мавзолеи зафиксированы под названием «кубба», что было характерно для мусульманской культуры средневековья. Представленные мавзолеи были построены в XIII–XIV вв. и предполагались не только как погребальный склеп, но и как место для размещения куттабов (школ) и общественных питьевых фонтанов. Отмечается, что захоронения правителей Египта происходили в цельных мемориальных ансамблях, состоявших из мечети, медресе и ханака. В подобных комплексах захоронены такие мамлюкские султаны как ал-Мансур Калавун, ан-Насира Калавун, Баркук. Эмиры и знать строили для себя отдельные погребальные комплексы еще при жизни, например: мавзолей эмира Кусуна, золотоордынской принцессы Тулбии. В Каире на протяжении многих веков мавзолей оставался наиболее значимым элементом архитектурного ансамбля. Он располагался либо отдельно, либо примыкал к строению, но в любом случае занимал большую площадь. Строительство таких мемориальных комплексов говорит о том, что мамлюки, большинство из которых были тюрками, слыли ревностными ценителями культуры и покровительствовали развитию искусства и архитектуры.

Золотоордынское обозрение. 2024;12(1):201-210
pages 201-210 views

Караимы в эпоху Улуса Джучи и в Крымском ханстве: к вопросу о возникновении караимских общин на Крымском полуострове

Прохоров Д.А.

Аннотация

Цель исследования: анализ и обобщение материалов по истории возникновения караимских общин на территории Крымского полуострова в эпоху существования Улуса Джучи и Крымского ханства.

Материалы исследования: в результате сопоставления опубликованных материалов по истории крымских караимов, данных археологических и эпиграфических исследований, а также в процессе изучения фондов Российского государственного исторического архива (РГИА, г. Санкт-Петербург) и Государственного архива Республики Крым (ГАРК, г. Симферополь) были проанализированы сведения, относящиеся к проблеме возникновения караимских общин на территории Крыма в эпоху Улуса Джучи и Крымского ханства.

Результаты и научная новизна: Многие эпизоды истории крымских караимов до сих пор остаются вне поля зрения исследователей. Существует и проблема интерпретации источников: в частности, это касается полемики о происхождении крымских караимов и о времени их появления на территории Крымского полуострова, которая длится уже более 100 лет, при этом довольно часто эта дискуссия выходит за рамки научной аргументации.

Этапы научного изучения прошлого крымских караимов характеризуются различной интенсивностью, отличаются применявшимися методиками и подходами. Впервые интерес к этой проблеме возник у представителей российских академических кругов в первой половине XIX в. Историей караимов российская администрация заинтересовалась еще и потому, что идеи европейского Просвещения, во многом определявшие политику российского правительства по ряду ключевых направлений, подразумевали распространение русской культуры и образованности среди «азиатских народов». По отношению к караимам, крымчакам и евреям-ашкеназам российское правительство принимало законы и постановления, в соответствии с которыми караимы смогли законодательно укрепить свой юридический статус. Им удалось добиться от властей признания их общностью, отличающейся от раббанитов, при этом они получили различные правовые и экономические преференции. К еврейскому населению российское правительство применяло ограничительные меры, проводя дискриминационную антиеврейскую политику. Тогда же началась широкомасштабная деятельность известного собирателя иудейских древностей А.С. Фирковича, положившего начало созданию обширной коллекции рукописей, связанных с историей иудейских общин, в том числе, и Крымского полуострова.

На основании представленных материалов сделан вывод о том, что караимская община могла появиться в Крыму не ранее второй половины XIII в. Активное переселение караимов в Крым с территорий Ближнего Востока, Византии, а затем из Османской империи происходит, начиная с середины XIV в. К этим хронологическим периодам относятся и материальные свидетельства пребывания караимов в данном регионе (археологические и эпиграфические исследования средневекового Солхата, Мангуп-Кале и Чуфут-Кале).

Золотоордынское обозрение. 2024;12(1):211-236
pages 211-236 views

Хроника

Всероссийский симпозиум «Вехи истории»

Гиниятуллина Л.С.

Аннотация

12–14 октября 2023 года в Челябинской области прошел Всероссийский (с международным участием) симпозиум «Вехи истории», в рамках которого было проведено 4 круглых стола: «Улус Джучи, время становления: 1207–1243 гг.» (12 октября, пос. Варна), «Мавзолеи средневековья Волго-Уралья, Крыма и Казахстана: проблемы исследования» (12 октября, пос. Варна), «Южный и Средний Урал от Джучи до Николая I» (13 октября, г. Челябинск) и «История, экономика и культура средневековых тюрко-татарских государств Западной Сибири» (14 октября, г. Челябинск).

Золотоордынское обозрение. 2024;12(1):237-239
pages 237-239 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».