Мавзолеи представителей мамлюкской элиты, связанных с историей Золотой Орды

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель исследования: ввести в научный оборот информацию о мавзолеях представителей мамлюкской элиты, которые были связаны с историей Золотой Орды.

Материалы исследования: средневековые арабоязычные источники из «Сборника материалов» В.Г. Тизенгаузена, сочинение Таки ад-дина ал-Макризи «Китаб ал-маваиз ва-л-итибар фи зикр ал-хитат ва-ал-асар («Книга поучений и назидания в рассказе о кварталах и памятниках»), фотоматериалы.

Результаты и научная новизна: в настоящей статье рассмотрена история представителей мамлюкской элиты, игравших значимую роль в связях между Золотой Ордой и Египтом. В средневековой арабоязычной литературе мавзолеи зафиксированы под названием «кубба», что было характерно для мусульманской культуры средневековья. Представленные мавзолеи были построены в XIII–XIV вв. и предполагались не только как погребальный склеп, но и как место для размещения куттабов (школ) и общественных питьевых фонтанов. Отмечается, что захоронения правителей Египта происходили в цельных мемориальных ансамблях, состоявших из мечети, медресе и ханака. В подобных комплексах захоронены такие мамлюкские султаны как ал-Мансур Калавун, ан-Насира Калавун, Баркук. Эмиры и знать строили для себя отдельные погребальные комплексы еще при жизни, например: мавзолей эмира Кусуна, золотоордынской принцессы Тулбии. В Каире на протяжении многих веков мавзолей оставался наиболее значимым элементом архитектурного ансамбля. Он располагался либо отдельно, либо примыкал к строению, но в любом случае занимал большую площадь. Строительство таких мемориальных комплексов говорит о том, что мамлюки, большинство из которых были тюрками, слыли ревностными ценителями культуры и покровительствовали развитию искусства и архитектуры.

Полный текст

В стремлении обрести независимость от Монгольской империи и идти по пути формирования суверенитета, который был достигнут чингизидами на Талласком курултае 1269 года, Улус Джучи стал разрабатывать свой план налаживания дипломатических отношений с другими государствами. Продуктивным в этом отношении стало межгосударственное сотрудничество с мусульманским миром в лице мамлюкского Египта, с которым были установлены дипломатические отношения во времена правления в Золотой Орде хана Берке (1257–1266).

История развития дипломатических отношений между Золотой Ордой и мамлюкским Египтом рассматривалась многими учеными-исследователями [2; 5; 6; 10; 13; 14; 15]. Источником возродившегося интереса к изучению межгосударственных отношений стал «Сборник материалов В.Г. Тизенгаузена» [12], в котором были приведены отрывки средневековых арабских сочинений, по большей части египетских летописцев XIII–XV вв., в которых освещаются события связи между Волгой и Нилом.

Благодаря сведениям средневековых египетских авторов, сохранилась информация о важных исторических событиях, личностях, посольствах, династических свадьбах, о традициях церемониала, правилах дипломатической переписки. Наряду с этим в Каире сохранилось множество памятников архитектуры, также и тех представителей мамлюкской элиты Египта, которые поддерживали тесные дипломатические контакты с Золотой Ордой. Особенно интересна в этом контексте сохранившаяся архитектура мавзолеев. Как отмечает Э.Д. Зиливинская «именно в мусульманских странах мавзолеи получили широчайшее распространение. Количество их огромно, и их роль в создании архитектурного облика городов и других местностей достаточно существенна. Правда на Востоке мемориальные постройки не назывались мавзолеями… Наиболее употребительное арабское название кубба (по-персидски гунбад) указывает на то, что мавзолеи всегда перекрывались куполами» [7, с. 97].

В средневековых арабских источниках эти сооружения действительно зафиксированы под названием «кубба» [1]. На сегодняшний день некоторые из мавзолеев отреставрированы и открыты для посещения, другие – можно осмотреть только снаружи. «Многие здания находятся в плохом состоянии, вместе с тем, в городе ведется активная реставрационная работа: постройки периода Бахри изменили лицо многих мамлюкских городов, особенно – Каира» [3, c. 210]. Профессор каирского университета Гамаль Абдель Рехем отмечает, что «архитектурные и музейные коллекции Каира мамлюкской эпохи представляют интерес не только с точки зрения исторической достопримечательности, но и как источник информации по истории межгосударственных отношений Золотой Орды и Египта» [4, c. 209].

Целью данной статьи является ввести в научный оборот информацию о мавзолеях представителей мамлюкской элиты, которые были связаны с золотоордынской историей.

Мавзолей мамлюкского султана ал-Мансура Калавуна

Одним из сохранившихся мавзолеев является кубба мамлюкского султана ал-Мансура Калавуна (1222–1290) (Рис. 1). По происхождению ал-Мансур Калавун был тюрком-кыпчаком. Во времена правления ал-Мансура Калавуна (1279–1290) продолжались дипломатические отношения с Золотой Ордой, установившиеся еще при султане Бейбарсе (1260–1277), который также по происхождению был тюрком. Султан ал-Мансур Калавун был благосклонно настроен на межгосударственные отношения, несмотря на то, что Золотой Ордой тогда правил Менгу Тимур и Токта, которые придерживались религии своих предков и были язычниками. Султан ал-Мансур Калавун продолжил отправлять послов в Орду с многочисленными подарками [12, с. 67–69], а в 1287 году «отправлено множество разных припасов для мечети, которая строилась в Крыму (=Солхат), ценою в 2000 динаров. На этой мечети были начертаны прозвища султана ал-Малик ал-Мансура. Был также послан каменщик-каменосек, для изсечения на упомянутой мечети султанских титулов. Посланы были с ними (с послами) масляные краски» [12, с. 362–363].

 

Рис. 1. Мавзолей ал-Мансура Калавуна и его сына ан-Насира Калавуна

Fig. 1. Mausoleum of al-Mansur Qalawun and his son, an-Nasir Qalawun

 

Мавзолей ал-Мансура Калавуна был построен по приказу самого султана еще при жизни в 1284–1285 гг., на руинах бывшего дворца Фатимидов в Каире. Это цельный комплекс, в котором располагается бимаристан, медресе и его мавзолей. Строительство комплекса продолжалось чуть больше года, а его постройку контролировал эмир ʻАлам ад-Дин ас-Санджар аш-Шуджаи. Комплекс находится в центральной части старого Каира в районе Байн ал-Касрейн. На протяжении многих столетий он был центром проведения важных религиозных церемоний и ритуалов. Ал-Макризи в «Хитат» отмечал, что внутри мавзолея находился великолепный зал, посередине которого расположен фонтан. И этот зал был предназначен для проживания слуг султана – таваши» [1, c. 480].

После смерти ал-Мансура Калавуна комплекс несколько раз реставрировался его сыном, мамлюкским султаном Мухаммадом ан-Насиром (1285–1341). Масштабная реконструкция была осуществлена после землетрясения 1327 года, также на минаретах указана дата реставрации. Сын ал-Мансура Калавуна Мухаммад ан-Насир Калавун продолжил политику тесных дипломатических отношений с Золотой Ордой. Именно с ним был заключен династический брак с золотоордынской принцессой Тулбией, с которой он прожил в течение 8 лет. Золотоордынский хан Узбек сам лично выбирал для мамлюкского султана невесту и называл ан-Насира «братом» [12, с. 439]. В мавзолее ал-Мансура Калавуна также захоронен и Мухаммад ан-Насир, скончавшийся в 1341 году от болезни в возрасте 56 лет.

Мавзолей Тулбии. Этот мавзолей связан с именем золотоордынской принцессы Тулбией, отправленной в Египет в качестве невесты мамлюкского султана Мухаммада ан-Насира в 1320 г. История заключения династического брака и ее судьба в Египте была рассмотрена в отдельных исследованиях [11].

Ее высокий и уважаемый статус доказывается и тем, что захоронена она была в отдельном мавзолее (часовне), могила ее до сих пор сохранена в Каире (Рис. 2).

 

Рис. 2. Мавзолей и гробница золотоордынской невесты Тулбии

Fig. 2. Mausoleum and tomb of the Golden Horde queen, Tulbiya

 

Мавзолей Тулбии находится в части каирского некрополя в глубине от главной дороги, у мавзолея надпись «Этот грот был построен по приказу благородной дамы принцессы Тулбии, да благословит ее Аллах» [16]. Внутри мавзолея находится мраморный саркофаг, с трех сторон начертаны куфические надписи гротексным письмом, впереди указана дата смерти 765 г.х.: «Во имя Аллаха милостливого, милосредного. Дата смерти госпожи Тулбии, пусть Аллах будет к ней милосерден умерла 17 джумга раби‘а ал-ахира в году 765».

Мавзолей эмира Кусуна

Эмир Кусун, один из самых влиятельных мамлюков султана ан-Насира Мухаммада Калавуна, прибыл в Египет из Золотой Орды со свадебной делегацией Тулбии в 1320 году. Султан ан-Насир приметил Кусуна на рынке и хотел купить его в качестве мамлюка. Однако ему сказали, что Кусун свободный человек, тогда султан уговорил остаться его при своем дворе на что Кусун согласился. Со временем султан вознаградил его почетным званием эмира сотни, хотя на тот момент Кусуну было всего лишь 18 лет. В должностной иерархии Кусун достиг самых высоких должностей, стал зятем султана: Мухаммад ан-Насир выдал замуж за него одну из своих дочерей. К концу своего правления султан сделал эмира Кусуна опекуном своих детей. Эмир Кусун также перевез в Египет множество своих родственников и своего родного брата Сусуна, который также получил звание эмира. Для истории межгосударственных взаимоотношений двух стран эмир Кусун интересен тем, что он отвечал за переписку с Золотой Ордой. Возможно, он являлся посредником в решении ряда государственных и личных дел султана ан-Насира. Однако после смерти султана эмир Кусун не смог долго удерживать власть в своих руках даже будучи регентом молодого султана и пал жертвой интриг мамлюкских эмиров, был арестован, заключен в Александрийскую тюрьму, где и умер. Среди сохранившейся архитектуры, связанной с именем эмира Кусуна, сегодня известны: мечеть, конюшня, дворец, купол и минарет.

 

Рис. 3. Мавзолей эмира Кусуна

Fig. 3. Mausoleum of Emir Kusun

 

Мечеть была построена по приказу Кусуна в 1330 году, на ее открытии присутствовал сам султан Мухаммад ан-Насир. С течением времени мечеть разрушалась, но при содействии хедива восстановлена в 1893 г. От мечети времен эмира Кусуна осталась лишь северная дверь из камня, покрытая цветным мрамором, на которой сохранились надписи с датой постройки мечети и именем мастера: «Он приказал построить эту благословенную мечеть по щедрости Всемогущего Аллаха, бедному слуге Всемогущего Аллаха Кусуну ас-Саки, ал-Малики ан-Насири, во времена нашего господина, султана ал-малика ан-Насира, да благословит Аллах его сторонников, в 730 году» [1, c. 257].

Замок Кусун приобрел в 1338 году у одного из эмиров. В исторических источниках упоминается, что дворец отличался изысканным убранством, потолками, украшенными позолотой, мраморным фонтаном, расположенным посередине, пол был выстлан мрамором. На главной дворцовой двери установлена мемориальная доска, на которой указано имя султана ал-Малика ан-Насира и имена мастеров Мухаммада бин Ахмеда и Ахмеда Заалиша аш-Шами. Нижний этаж дворца использовался под конюшни и склады, а над этими складами располагался прекрасный зал для приемов.

Мавзолей Кусуна почти разрушен. Египетский историк ал-Макризи в «Хитат» упомянул об этом, отметив, что уже в XV веке, мавзолей был разрушен, и от него остались купол и центральный минарет. Мавзолей располагался к западу от усыпальницы известного ученого, шейха Джалал ад-Дина ас-Суюти (1445–1505) [1, c. 287]. Купол выполнен в стиле куполов традиционных для эпохи бахритских мамлюков, который отличается наличием лопастного шлема и украшен на западном фасаде прекрасными гипсовыми украшениями и полоской с кораническими надписями. Мавзолей был построен по приказу самого эмира Кусуна в 1336 году. Возможно, эмир Кусун и не был захоронен в этом мавзолее, поскольку умер в Александрийской тюрьме, во всяком случае, упоминания о сохранившейся могиле эмира Кусуна внутри этого мавзолея нет.

Мавзолей султана Баркука

Мамлюкский султан Баркук (1339–1399) играл важную роль в антитимуровской коалиции и выступал в поддержку золотоордынского хана Токтамыша (1342–1406). В 1380–90 годы из Золотой Орды в Каир прибыли послы с письмом Токтамыша о просьбе поддержать его в противостоянии с Тамерланом [12, c. 441, 448]. История взаимоотношений между двумя государствами в этот период более подробно рассмотрена в нескольких исследованиях [8; 9]. Несмотря на то, что Баркук был представителем черкесской династии, он очень благосклонно относился к ученой элите и поэтам, в период правления султана Баркука в Каире жили и творили многие ученые с нисбами ас-Сараи.

 

Рис. 4. Ханака и медресе ас-султан Фарадж ибн Баркук и могила Баркука

Fig. 4. Khanaka and madrasah of Sultan Faraj ibn Barquq and his grave

 

Мавзолей султана Баркука расположен на территории действующей мечети, а также на данной территории располагалось медресе, возведенное по приказу султана Баркука, где давалось религиозное образование для всех четырех суннитских мазхабов. Комплекс был построен в 1384–1386 гг. и стал первым архитектурным ансамблем, построенным во времена правления в Египте бурджитов (представителей черкесской династии)1. Поскольку это место находилось в оживлённом центре Каира, некоторые существовавшие тогда сооружения должны были быть разрушены до начала строительства. В строительстве комплекса Баркука использовались только наёмные рабочие. Куратором работ был назначен эмир из ближнего круга султана Джаркас ал-Халили, а архитектором назначен Шихаб ад-Дин Ахмад ибн Мухаммад ат-Тулуни. Ахмад ат-Тулуни, представитель династии мастеров-плотников и камнерезов.

Отличие каирских мавзолеев мамлюкской эпохи от золотоордынских мавзолеев состоит в том, что они выполняли не только роль погребальных сооружений, а часто располагались внутри комплекса, включающего и мечеть, и медресе, и ханака. Эти религиозные заведения широко использовались и после смерти представителей мамлюкской элиты. В частности, мечеть Фараджа ибн Баркука является действующей мечетью и сегодня и располагается она внутри жилого квартала. Несмотря на богатое убранство этих архитектурных памятников Каира, многие из них требуют реставрации. Монументальные памятники архитектуры Каира эпохи правления мамлюков, представителей тюркской династии и сегодня являются явными свидетельствами богатого культурного наследия той эпохи.

1 Бурджиты – вторая мамлюкская династия султанов Египта, сменившая у власти Бахритов. Наименование произошло от башнеобразных казарм (бурдж) каирской цитадели.

×

Об авторах

Эльмира Гаделзяновна Сайфетдинова

Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ

Автор, ответственный за переписку.
Email: adulya2@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-7138-1256
ResearcherId: K-2746-2017

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова

Россия, Казань

Список литературы

  1. Ал-Макризи Таки ад-дин. Китаб аль-маваиз ва-ль-итибар фи зикр аль-хитат ва-аль-асар («Книга поучений и назидания в рассказе о кварталах и памятниках»). Каир: Китаб ал-Мадбули, 1998. Т.3. 832 с.
  2. Амин ал-Холи. Связи между Нилом и Волгой в XIII–XIV вв. Казань: Иман, 2002. 51 с.
  3. Амирханова Л.Р. Архитектурные памятники мамлюкского периода в Каире (династия Бахри) // Оазисы шелкового пути: исторические истоки интеграционных процессов в Евразии. Материалы VI Международного Золотоордынского Форума и круглого стола. Сост. и отв. редактор И.М. Миргалеев, 2020. С. 210-216.
  4. Гамаль Абдель Рехем И.Х. Музейные коллекции Каира, отражающие связи мамлюкского Египта с Золотой Ордой // Оазисы шелкового пути: исторические истоки интеграционных процессов в Евразии. Материалы VI Международного Золотоордынского Форума и круглого стола. Сост. и отв. редактор И.М. Миргалеев, 2020. С. 205–209.Закиров С. Дипломатические отношения Золотой Орды с Египтом (XIII–XIV вв.). М.: «Наука», 1966. 160 с.
  5. Зеленев Е.И., Илюшина М.Ю. Мамлюкский султанат в Египте: Бейбарс и его эпоха (1260–1277) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 13. Востоковедение. Африканистика. 2013. Вып. 3. С. 41–53.
  6. Зиливинская Э.Д. Архитектура Золотой Орды. Часть 1. Культовое зодчество: Монография. Казань: Отечество, 2014. 228 с.
  7. Миргалеев И.М. Политическая история Золотой Орды периода правления Токтамыш-хана. Казань: Алма-Лит, 2003. 164 с.
  8. Миргалеев И.М. Битвы Токтамыш-хана с Аксак Тимуром // Военное дело Золотой Орды: проблемы и перспективы изучения. Материалы Круглого стола, проведенного в рамках Международного Золотоордынского Форума. Казань, 29–30 марта 2011 г. Отв. ред. и составитель И.М. Миргалеев. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2011. С. 170–182.
  9. Сайфетдинова Э.Г. Личность султана Бейбарса и его роль в развитии взаимоотношений мамлюкского Египта с Золотой Ордой по арабским источникам // Золотоордынское обозрение. 2017. Т. 5, № 4. С. 726–735. https://doi.org/10.22378/2313-6197.2017-5-4.726-735
  10. Сайфетдинова Э.Г., Гамаль Абдель Рехем И.Х. Династический брак мамлюкского султана Египта ан-Насира и царевны Тулунбай по данным средневековых арабских летописей // Золотоордынское обозрение. 2017. Т. 5, № 1. С. 116–125. https://doi.org/10.22378/2313-6197.2017-5-1.116-125
  11. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся къ истории Золотой Орды. Извлечения из сочинений арабскихъ. Т. I. Спб.: тип-я Императорской Академии наук, 1884. 564 с.
  12. Фаверо М. Как султан мамлюков обращался к хану Золотой Орды. Формуляр писем и правила их составления // Золотоордынское обозрение. 2018. Т. 6, № 1. С. 41–84. https://doi.org/ 10.22378/2313-6197.2018-6-1.41-84
  13. Фаверо-Думенджу М. Золотая Орда и мамлюки // Золотая Орда в мировой истории. Коллективная монография. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2016. С. 334–353.
  14. Шпулер Б. Золотая Орда. Монголы в России. 1223–1502 гг. / Пер. с немец. яз. и коммент. М.С. Гатина. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2016. 500 с.
  15. Mélanges asiatiques, tirés du Bulletin de l’Académie impériale des sciences de St. Pétersbourg. I–XVI. St.-Pbg., 1852–1892.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Мавзолей ал-Мансура Калавуна и его сына ан-Насира Калавуна

Скачать (136KB)
3. Рис. 2. Мавзолей и гробница золотоордынской невесты Тулбии

Скачать (93KB)
4. Рис. 3. Мавзолей эмира Кусуна

Скачать (202KB)
5. Рис. 4. Ханака и медресе ас-султан Фарадж ибн Баркук и могила Баркука

Скачать (207KB)

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».