Mausoleums of representatives of the Mamluk Elite connected with the history of the Golden Horde
- 作者: Sayfetdinova E.G.1
-
隶属关系:
- Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences
- 期: 卷 12, 编号 1 (2024)
- 页面: 201-210
- 栏目: Publications
- URL: https://journal-vniispk.ru/2308-152X/article/view/267640
- DOI: https://doi.org/10.22378/2313-6197.2024-12-1.201-210
- EDN: https://elibrary.ru/UETYRE
- ID: 267640
如何引用文章
全文:
详细
Purpose: To introduce into scientific circulation information and photographic records of the mausoleums of representatives of the Mamluk elite who were associated with the history of the Golden Horde:
Research materials: Medieval Arabic-language sources, the work of Taqi ad-din al-Makrizi “Kitab al-mawaiz wa-l-itibar fi dhikr al-khitat wa-al-asar” (“Book of teachings and edifications in the story of quarters and monuments”), photographic materials of mausoleums.
Results and scientific novelty: This article presents the history of representatives of the Mamluk elite who played a significant role in relations between the Golden Horde and Egypt. This study presents mausoleums that in medieval Arabic writings are presented under the name «qubba» which was characteristic of the Muslim culture of the Middle Ages. The presented mausoleums were built in the 13th–14th centuries. and were intended not only as burial crypts, but also as sites to place kuttabs and public drinking fountains. It has been noted that the burials of the rulers of Egypt were carried out in integral memorial complexes, consisting of a mosque, madrasah, and khanqah. Such Mamluk sultans as al-Mansur Qalawun, an-Nasir Qalawun, Barquq were buried in these. Emirs and nobles built separate funerary complexes for themselves during their lifetimes: for example, the mausoleum of Emir Qusun, the Golden Horde princess Tulbya, etc. Some of the burial complexes are open to the public today while others require serious restoration. It is important to note that the Mamluks used various methods and architectural solutions when creating memorial complexes. The mausoleum remained the most significant element of the architectural ensemble. The mausoleum was either separate or adjacent to the building, but in any case it occupied a large area. The construction of such memorial complexes suggests that the Mamluks, most of whom were Turks, were known as zealous connoisseurs of culture who patronized the development of art and architecture.
全文:
В стремлении обрести независимость от Монгольской империи и идти по пути формирования суверенитета, который был достигнут чингизидами на Талласком курултае 1269 года, Улус Джучи стал разрабатывать свой план налаживания дипломатических отношений с другими государствами. Продуктивным в этом отношении стало межгосударственное сотрудничество с мусульманским миром в лице мамлюкского Египта, с которым были установлены дипломатические отношения во времена правления в Золотой Орде хана Берке (1257–1266).
История развития дипломатических отношений между Золотой Ордой и мамлюкским Египтом рассматривалась многими учеными-исследователями [2; 5; 6; 10; 13; 14; 15]. Источником возродившегося интереса к изучению межгосударственных отношений стал «Сборник материалов В.Г. Тизенгаузена» [12], в котором были приведены отрывки средневековых арабских сочинений, по большей части египетских летописцев XIII–XV вв., в которых освещаются события связи между Волгой и Нилом.
Благодаря сведениям средневековых египетских авторов, сохранилась информация о важных исторических событиях, личностях, посольствах, династических свадьбах, о традициях церемониала, правилах дипломатической переписки. Наряду с этим в Каире сохранилось множество памятников архитектуры, также и тех представителей мамлюкской элиты Египта, которые поддерживали тесные дипломатические контакты с Золотой Ордой. Особенно интересна в этом контексте сохранившаяся архитектура мавзолеев. Как отмечает Э.Д. Зиливинская «именно в мусульманских странах мавзолеи получили широчайшее распространение. Количество их огромно, и их роль в создании архитектурного облика городов и других местностей достаточно существенна. Правда на Востоке мемориальные постройки не назывались мавзолеями… Наиболее употребительное арабское название кубба (по-персидски гунбад) указывает на то, что мавзолеи всегда перекрывались куполами» [7, с. 97].
В средневековых арабских источниках эти сооружения действительно зафиксированы под названием «кубба» [1]. На сегодняшний день некоторые из мавзолеев отреставрированы и открыты для посещения, другие – можно осмотреть только снаружи. «Многие здания находятся в плохом состоянии, вместе с тем, в городе ведется активная реставрационная работа: постройки периода Бахри изменили лицо многих мамлюкских городов, особенно – Каира» [3, c. 210]. Профессор каирского университета Гамаль Абдель Рехем отмечает, что «архитектурные и музейные коллекции Каира мамлюкской эпохи представляют интерес не только с точки зрения исторической достопримечательности, но и как источник информации по истории межгосударственных отношений Золотой Орды и Египта» [4, c. 209].
Целью данной статьи является ввести в научный оборот информацию о мавзолеях представителей мамлюкской элиты, которые были связаны с золотоордынской историей.
Мавзолей мамлюкского султана ал-Мансура Калавуна
Одним из сохранившихся мавзолеев является кубба мамлюкского султана ал-Мансура Калавуна (1222–1290) (Рис. 1). По происхождению ал-Мансур Калавун был тюрком-кыпчаком. Во времена правления ал-Мансура Калавуна (1279–1290) продолжались дипломатические отношения с Золотой Ордой, установившиеся еще при султане Бейбарсе (1260–1277), который также по происхождению был тюрком. Султан ал-Мансур Калавун был благосклонно настроен на межгосударственные отношения, несмотря на то, что Золотой Ордой тогда правил Менгу Тимур и Токта, которые придерживались религии своих предков и были язычниками. Султан ал-Мансур Калавун продолжил отправлять послов в Орду с многочисленными подарками [12, с. 67–69], а в 1287 году «отправлено множество разных припасов для мечети, которая строилась в Крыму (=Солхат), ценою в 2000 динаров. На этой мечети были начертаны прозвища султана ал-Малик ал-Мансура. Был также послан каменщик-каменосек, для изсечения на упомянутой мечети султанских титулов. Посланы были с ними (с послами) масляные краски» [12, с. 362–363].
Рис. 1. Мавзолей ал-Мансура Калавуна и его сына ан-Насира Калавуна
Fig. 1. Mausoleum of al-Mansur Qalawun and his son, an-Nasir Qalawun
Мавзолей ал-Мансура Калавуна был построен по приказу самого султана еще при жизни в 1284–1285 гг., на руинах бывшего дворца Фатимидов в Каире. Это цельный комплекс, в котором располагается бимаристан, медресе и его мавзолей. Строительство комплекса продолжалось чуть больше года, а его постройку контролировал эмир ʻАлам ад-Дин ас-Санджар аш-Шуджаи. Комплекс находится в центральной части старого Каира в районе Байн ал-Касрейн. На протяжении многих столетий он был центром проведения важных религиозных церемоний и ритуалов. Ал-Макризи в «Хитат» отмечал, что внутри мавзолея находился великолепный зал, посередине которого расположен фонтан. И этот зал был предназначен для проживания слуг султана – таваши» [1, c. 480].
После смерти ал-Мансура Калавуна комплекс несколько раз реставрировался его сыном, мамлюкским султаном Мухаммадом ан-Насиром (1285–1341). Масштабная реконструкция была осуществлена после землетрясения 1327 года, также на минаретах указана дата реставрации. Сын ал-Мансура Калавуна Мухаммад ан-Насир Калавун продолжил политику тесных дипломатических отношений с Золотой Ордой. Именно с ним был заключен династический брак с золотоордынской принцессой Тулбией, с которой он прожил в течение 8 лет. Золотоордынский хан Узбек сам лично выбирал для мамлюкского султана невесту и называл ан-Насира «братом» [12, с. 439]. В мавзолее ал-Мансура Калавуна также захоронен и Мухаммад ан-Насир, скончавшийся в 1341 году от болезни в возрасте 56 лет.
Мавзолей Тулбии. Этот мавзолей связан с именем золотоордынской принцессы Тулбией, отправленной в Египет в качестве невесты мамлюкского султана Мухаммада ан-Насира в 1320 г. История заключения династического брака и ее судьба в Египте была рассмотрена в отдельных исследованиях [11].
Ее высокий и уважаемый статус доказывается и тем, что захоронена она была в отдельном мавзолее (часовне), могила ее до сих пор сохранена в Каире (Рис. 2).
Рис. 2. Мавзолей и гробница золотоордынской невесты Тулбии
Fig. 2. Mausoleum and tomb of the Golden Horde queen, Tulbiya
Мавзолей Тулбии находится в части каирского некрополя в глубине от главной дороги, у мавзолея надпись «Этот грот был построен по приказу благородной дамы принцессы Тулбии, да благословит ее Аллах» [16]. Внутри мавзолея находится мраморный саркофаг, с трех сторон начертаны куфические надписи гротексным письмом, впереди указана дата смерти 765 г.х.: «Во имя Аллаха милостливого, милосредного. Дата смерти госпожи Тулбии, пусть Аллах будет к ней милосерден умерла 17 джумга раби‘а ал-ахира в году 765».
Мавзолей эмира Кусуна
Эмир Кусун, один из самых влиятельных мамлюков султана ан-Насира Мухаммада Калавуна, прибыл в Египет из Золотой Орды со свадебной делегацией Тулбии в 1320 году. Султан ан-Насир приметил Кусуна на рынке и хотел купить его в качестве мамлюка. Однако ему сказали, что Кусун свободный человек, тогда султан уговорил остаться его при своем дворе на что Кусун согласился. Со временем султан вознаградил его почетным званием эмира сотни, хотя на тот момент Кусуну было всего лишь 18 лет. В должностной иерархии Кусун достиг самых высоких должностей, стал зятем султана: Мухаммад ан-Насир выдал замуж за него одну из своих дочерей. К концу своего правления султан сделал эмира Кусуна опекуном своих детей. Эмир Кусун также перевез в Египет множество своих родственников и своего родного брата Сусуна, который также получил звание эмира. Для истории межгосударственных взаимоотношений двух стран эмир Кусун интересен тем, что он отвечал за переписку с Золотой Ордой. Возможно, он являлся посредником в решении ряда государственных и личных дел султана ан-Насира. Однако после смерти султана эмир Кусун не смог долго удерживать власть в своих руках даже будучи регентом молодого султана и пал жертвой интриг мамлюкских эмиров, был арестован, заключен в Александрийскую тюрьму, где и умер. Среди сохранившейся архитектуры, связанной с именем эмира Кусуна, сегодня известны: мечеть, конюшня, дворец, купол и минарет.
Рис. 3. Мавзолей эмира Кусуна
Fig. 3. Mausoleum of Emir Kusun
Мечеть была построена по приказу Кусуна в 1330 году, на ее открытии присутствовал сам султан Мухаммад ан-Насир. С течением времени мечеть разрушалась, но при содействии хедива восстановлена в 1893 г. От мечети времен эмира Кусуна осталась лишь северная дверь из камня, покрытая цветным мрамором, на которой сохранились надписи с датой постройки мечети и именем мастера: «Он приказал построить эту благословенную мечеть по щедрости Всемогущего Аллаха, бедному слуге Всемогущего Аллаха Кусуну ас-Саки, ал-Малики ан-Насири, во времена нашего господина, султана ал-малика ан-Насира, да благословит Аллах его сторонников, в 730 году» [1, c. 257].
Замок Кусун приобрел в 1338 году у одного из эмиров. В исторических источниках упоминается, что дворец отличался изысканным убранством, потолками, украшенными позолотой, мраморным фонтаном, расположенным посередине, пол был выстлан мрамором. На главной дворцовой двери установлена мемориальная доска, на которой указано имя султана ал-Малика ан-Насира и имена мастеров Мухаммада бин Ахмеда и Ахмеда Заалиша аш-Шами. Нижний этаж дворца использовался под конюшни и склады, а над этими складами располагался прекрасный зал для приемов.
Мавзолей Кусуна почти разрушен. Египетский историк ал-Макризи в «Хитат» упомянул об этом, отметив, что уже в XV веке, мавзолей был разрушен, и от него остались купол и центральный минарет. Мавзолей располагался к западу от усыпальницы известного ученого, шейха Джалал ад-Дина ас-Суюти (1445–1505) [1, c. 287]. Купол выполнен в стиле куполов традиционных для эпохи бахритских мамлюков, который отличается наличием лопастного шлема и украшен на западном фасаде прекрасными гипсовыми украшениями и полоской с кораническими надписями. Мавзолей был построен по приказу самого эмира Кусуна в 1336 году. Возможно, эмир Кусун и не был захоронен в этом мавзолее, поскольку умер в Александрийской тюрьме, во всяком случае, упоминания о сохранившейся могиле эмира Кусуна внутри этого мавзолея нет.
Мавзолей султана Баркука
Мамлюкский султан Баркук (1339–1399) играл важную роль в антитимуровской коалиции и выступал в поддержку золотоордынского хана Токтамыша (1342–1406). В 1380–90 годы из Золотой Орды в Каир прибыли послы с письмом Токтамыша о просьбе поддержать его в противостоянии с Тамерланом [12, c. 441, 448]. История взаимоотношений между двумя государствами в этот период более подробно рассмотрена в нескольких исследованиях [8; 9]. Несмотря на то, что Баркук был представителем черкесской династии, он очень благосклонно относился к ученой элите и поэтам, в период правления султана Баркука в Каире жили и творили многие ученые с нисбами ас-Сараи.
Рис. 4. Ханака и медресе ас-султан Фарадж ибн Баркук и могила Баркука
Fig. 4. Khanaka and madrasah of Sultan Faraj ibn Barquq and his grave
Мавзолей султана Баркука расположен на территории действующей мечети, а также на данной территории располагалось медресе, возведенное по приказу султана Баркука, где давалось религиозное образование для всех четырех суннитских мазхабов. Комплекс был построен в 1384–1386 гг. и стал первым архитектурным ансамблем, построенным во времена правления в Египте бурджитов (представителей черкесской династии)1. Поскольку это место находилось в оживлённом центре Каира, некоторые существовавшие тогда сооружения должны были быть разрушены до начала строительства. В строительстве комплекса Баркука использовались только наёмные рабочие. Куратором работ был назначен эмир из ближнего круга султана Джаркас ал-Халили, а архитектором назначен Шихаб ад-Дин Ахмад ибн Мухаммад ат-Тулуни. Ахмад ат-Тулуни, представитель династии мастеров-плотников и камнерезов.
Отличие каирских мавзолеев мамлюкской эпохи от золотоордынских мавзолеев состоит в том, что они выполняли не только роль погребальных сооружений, а часто располагались внутри комплекса, включающего и мечеть, и медресе, и ханака. Эти религиозные заведения широко использовались и после смерти представителей мамлюкской элиты. В частности, мечеть Фараджа ибн Баркука является действующей мечетью и сегодня и располагается она внутри жилого квартала. Несмотря на богатое убранство этих архитектурных памятников Каира, многие из них требуют реставрации. Монументальные памятники архитектуры Каира эпохи правления мамлюков, представителей тюркской династии и сегодня являются явными свидетельствами богатого культурного наследия той эпохи.
1 Бурджиты – вторая мамлюкская династия султанов Египта, сменившая у власти Бахритов. Наименование произошло от башнеобразных казарм (бурдж) каирской цитадели.
作者简介
Elmira Sayfetdinova
Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences
编辑信件的主要联系方式.
Email: adulya2@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-7138-1256
Researcher ID: K-2746-2017
Cand. Sci. (History), Senior Researcher of the Usmanov Center for Research on the Golden Horde and Tatar Khanates
俄罗斯联邦, Kazan参考
- Al-Makrizi Taki ad-din. A book of teachings and edifications in the story of neighborhoods and monuments. Cairo: Kitab al-Madbuli, 1998. Vol. 3. 832 p. (In Arabic)
- Amin al-Kholi. Relations between the Nile and the Volga in the 13th and 14th centuries. Kazan, 2002. 51 p. (In Russian)
- Amirkhanova L.R. Architectural monuments of the Mamluk period in Cairo (Bahri dynasty). Oases of the Silk Road: historical origins of integration processes in Eurasia. Materials of the VI International Golden Horde Forum and round table. I.M. Mirgaleev (ed.). 2020, pp. 210–216. (In Russian)
- Gamal' Abdel' Rekhem I.Kh. Cairo museum collections reflecting the ties between Mamluk Egypt and the Golden Horde. Oases of the Silk Road: historical origins of integration processes in Eurasia. Materials of the VI International Golden Horde Forum and round table. I.M. Mirgaleev (ed.). Kazan, 2020, pp. 205–209.
- Zakirov S. Diplomaticheskie otnosheniya Zolotoy Ordy s Egiptom (13th–14th centuries). Moscow: Nauka, 1966. 160 p. (In Russian)
- Zelenev E.I., Ilyushina M.Yu. Mamluk Sultanate in Egypt: Baybars and His Era (1260–1277). Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 13. Vostokovedenie. Afrikanistika = Bulletin of St. Petersburg University. Series 13. Oriental Studies. African Studies. 2013, iss. 3, pp. 41–53. (In Russian)
- Zilivinskaya E. Architecture of the Golden Horde. Architecture of the Golden Horde. Part I. Religious architecture. Moscow-Kazan: Otechestvo, 2014. 448 p. (In Russian)
- Mirgaleev I.M. Political History of the Golden Horde during the Reign of Toktamysh Khan. Kazan: Alma-Lit, 2003. 164 p. (In Russian)
- Mirgaleev I.M. Tokhtamysh’s battles with Tamerlane. Warfare of the Golden Horde: Problems and Prospects of Study. Proceedings of the Round Table Held within the Framework of the International Golden Horde Forum. Kazan, March 29–30, 2011. Kazan: Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences, 2011, pp. 170–182. (In Russian)
- Sayfetdinova E.G. The Personality of Sultan Baybars and His Role in Developing Relations of the Mamluk Egypt with the Golden Horde according to Arab Sources. Zolotoordynskoe obozrenie=Golden Horde Review. 2017, vol. 5, no. 4, pp. 726–735. https://doi.org/10.22378/2313-6197.2017-5-4.726-735 (In Russian)
- Sayfetdinova E.G., Gamal Abdel Rehem I.H. Dynastic Marriage of Mamluk Sultan of Egypt al-Nasir and Princess Tulunbay according to Medieval Arab Chronicles. Golden Horde Review. 2017, vol. 5, no. 1, pp. 116–125. https://doi.org/10.22378/2313- 6197.2017-5-1.116-125 (In Russian)
- Tiesenhausen V.G. Collection of Materials Relating to the Golden Horde History. Excerpts from the Arab Writings. Vol. 1. St. Petersburg: Tipografiya Imperatorskoy Akademii nauk Publ., 1884. 564 p. (In Russian)
- Favereau M. How the Mamluk Sultan Addressed the Golden Horde’s Khan. The Form of Letters and Rules for Their Compilation. Zolotoordynskoe obozrenie=Golden Horde Review. 2018, vol. 6, no. 1, pp. 41–84. https://doi.org/10.22378/2313-6197. 2018-6-1.41-84 (In Russian)
- Favereau M. Golden Horde and Mamluks. The Golden Horde in World History. Collective Monograph. Kazan: Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences, 2016, pp. 334–353. (In Russian)
- Spuler B. Golden Horde. Mongols in Russia. 1223–1502. Kazan: Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences, 2016. 500 p. (In Russian)
- Mélanges asiatiques, tirés du Bulletin de l’Académie impériale des sciences de St. Pétersbourg. I–XVI. St.-Pbg., 1852–1892 (In French)
