Студенты как партнёры научных проектов в российских вузах: возможности и барьеры

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье показаны потенциал и барьеры реализации концепции студентов как партнёров в научных проектах университетов. Представлен зарубежный опыт реализации данной концепции в различных сферах академической жизни. Обобщены позитивные эффекты и ограничения концепции студентов как партнёров в научно-исследовательском направлении. На основе результатов эмпирического исследования «Научное наставничество в российских вузах: институциональные модели, профессиональные роли, повседневные практики» выявлены предпосылки и барьеры внедрения данной концепции в российских вузах. Раскрыты административные, экономические и социальные барьеры, обусловленные как институциональными и организационными условиями реализации вузовской науки, так и особенностями сложившейся модели взаимоотношений в академической среде между разными поколениями исследователей. Показано положительное влияние вовлечения студентов в грантовые проекты. Доказывается, что такая форма взаимодействия «взрослых» и молодых исследователей создаёт предпосылки реализации принципов концепции студентов как партнёров вуза.

Об авторах

Полина Анатольевна Амбарова

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Email: p.a.ambarova@urfu.ru
ORCID iD: 0000-0003-3613-4003
SPIN-код: 1351-6671
ResearcherId: R-6839-2016
доктор социологических наук, доцент, профессор Екатеринбург, Россия

Нина Васильевна Шаброва

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Email: n.v.shabrova@urfu.ru
ORCID iD: 0000-0002-5694-1040
SPIN-код: 9074-1730
ResearcherId: C-1970-2017
доктор социологических наук, доцент, доцент Екатеринбург, Россия

Список литературы

  1. What we talk about when we talk about Students as Partners / A. Cook-Sather, K. E. Matthews, A. Ntem , S. Leathwick // International Journal for Students As Partners. 2018. Vol. 2. № 2. Р. 1-9. doi: 10.15173/ijsap.v2i2.3790.
  2. Toward theories of partnership praxis: an analysis of interpretive framing in literature on students as partners in teaching and learning / K. E. Matthews, A. Cook-Sather, A. Acai [et al.] // Higher Education Research & Development. 2018. Vol. 38, № 2. Р. 280-293. doi: 10.1080/07294360.2018.1530199.
  3. Working as Partners: Course Development by a Student-Teacher Team / Ch. Bengtson, M. Ahlkvist, W. Ekeroth [et al.] // International Journal for the Scholarship of Teaching and Learning. 2017. Vol. 11, № 2. Article 6. doi: 10.20429/ijsotl.2017.110206.
  4. McCulloch A. The student as co-producer: Learning from public administration about the student-university relationship // Studies in Higher Education. 2009. Vol. 34, № 2. Р. 171-183. doi: 10.1080/03075070802562857.
  5. Students as partners in collaborative course design and educational research / C. Hanna-Benson, Kroeze S., R. Gandhi, T. Haffie, L. M. Wahl // International Journal for Students as Partners. 2020. Vol. 4, № 2. Р. 61-80. doi: 10.15173/ijsap.v4i2.4237.
  6. Involving students as partners in a course redesign / A. S. N. Kim, B. Jennings, E. Tolomei, Ch. Schiafone, L. Dafoe // Imagining SoTL. 2022. Vol. 2, № 2. P. 3651. doi: 10.29173/isotl611. EDN RFGWAB.
  7. Cook-Sather A., Bovill C., Felten P. Engaging students as partners in learning and teaching: A guide for faculty. San Francisco, CA : John Wiley & Sons, 2014. 304 р. ISBN 978-1-118-43458-1.
  8. Healey M., Flint A., Harrington K. Engagement through partnership: students as partners in learning and teaching in higher education. York, UK : Higher Education Academy, 2014. 77 р.
  9. Jensen K. S. H., Bagnall D. Student Teaching and Learning Consultants: developing conversations about teaching and learning // The Journal of Educational Innovation, Partnership and Change. 2015. № 1. Р. 1-8. doi: 10.21100/jeipc.v1i1.167.
  10. Research-based implementation of peer instruction: A literature review / T. Vickrey, K. Rosploch, R. Rahmanian [et al.] // CBE Life Sciences Education. 2015. Vol. 14, № 1. Р. 1-11. doi: 10.1187/cbe.14-11-0198.
  11. Gilley B., Clarkston B. Collaborative testing: Evidence of learning in a controlled in-class study of undergraduate students // Journal of College Science Teaching. 2014. Vol. 43, № 3. Р. 83-91. doi: 10.2505/4/jcst14_043_03_83.
  12. Kay A. E., Hardy J., Galloway R. K. Student use of PeerWise: A multi-institutional, multidisciplinary evaluation // British Journal of Educational Technology. 2019. Vol. 51, №1. Р. 23-35. doi: 10.1111/bjet.12754.
  13. Irvin R. A. The student philanthropists: Fostering civic engagement through grantmaking // Journal of Public Affairs Education. 2005. Vol. 11, № 4. P. 315324. doi: 10.1080/15236803.2005.12001405.
  14. Olberding J. C., Ng D., Neikirk M. A. Student Philanthropy: A Handbook for College and University Faculty. Highland Heights, Ky. : Scripps Howard Center for Civic Engagement at Northern Kentucky University, 2010.
  15. Драйверы массового вовлечения участников в академический фандрайзинг / М. В. Булыгина, В. Л. Гойко [и др.] // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2023. № 61. С. 178-197. doi: 10.17223/19988648/61/12. EDN TTYPLF.
  16. Стратегии и практики вовлечения выпускников вузов и массовых жертвователей в деятельность эндаументов: Исследование Центра прикладного анализа больших данных и Центра знаний по целевым капиталам ТГУ / В. Л. Гойко, М. Г. Мягков, Ю. О. Мундриевская [и др.]. Томск : Изд-во ТГУ, 2022. 176 с. ISBN 978-5-907442-84-9.
  17. Student staff partnership to create an interdisciplinary science skills course in a research intensive university / Ch. Woolmer, P. Sneddon, G. B. Curry, K. Wallace // International Journal for Academic Development. 2015. Vol. 21, № 1. P. 1-12. doi: 10.1080/1360144X.2015.1113969.
  18. Turning the tables: Involving undergrads as researchers in SoTL / C. Popo- vic, A. Kim, S. Saleh, L. Farrugia // Imagining SoTL. 2021. № 1. Р. 99-115. doi: 10.29173/isotl531.
  19. Bovill C. A framework to explore roles within student-staff partnerships in higher education: Which students are partners, when, and in what ways? // International Journal for Students as Partners. 2017. Vol. 1, № 1. Р. 1-5. doi: 10.15173/ijsap.v1i1.3062.
  20. Engaging undergraduate student-athletes in research and publication opportunities / E. Jensen, D. Yordanova, L. Denhard [et al.] // The Sport Journal. 2022. URL: https://clck.ru/37pcmR (дата обращения: 30.12.2023).
  21. Mentoring undergraduate research in statistics: Reaping the benefits and overcoming the barriers / J. Nolan, K. S. McConville, V. Addona [et al.] // Journal of Statistics Education. 2020. № 28 (2). Р. 140-153. doi: 10.1080/10691898.2020.1756542.
  22. Научно-исследовательская культура студентов российских университетов / П. А. Амбарова, Н. В. Шаброва, Е. В. Кеммет, А. Н. Михайлова // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 7. С. 96-116. doi: 10.31992/0869-3617- 2023-32-7-96-116. EDN JQIVUL.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».