Особенности нравственного становления личности подростка – воспитанника кадетского корпуса
- Авторы: Ларин И.А.1
-
Учреждения:
- Самарский кадетский корпус Министерства внутренних дел Российской Федерации
- Выпуск: Том 11, № 4 (2022)
- Страницы: 313-317
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/133255
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2022114314
- ID: 133255
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье ставится вопрос о нравственном становлении личности воспитанников кадетских корпусов. Обозначается специфика образовательного процесса в условиях кадетского корпуса, влияющая на развитие личности кадет в целом и их нравственное становление в особенности. Представляются возрастные границы подросткового возраста и раскрываются основные его особенности: стремление к взрослости, половое созревание, общение со сверстниками как ведущая деятельность, противоречивость поведения. Анализ особенностей нравственного становления личности воспитанников кадетских корпусов основывается на положениях возрастной психологии, определяющих специфику подросткового возраста как этапа становления личности, на положениях педагогики, трактующих нравственное воспитание как процесс усвоения нравственных ценностей. Анализируются личностные черты, присущие подросткам, в контексте воспитательного пространства кадетского корпуса. Обосновывается, что нравственное становление кадет подросткового возраста осуществляется в условиях определения кадетами профессиональных предпочтений через усвоение нравственных оснований профессии (военный, сотрудник МВД – в зависимости от ведомственной принадлежности кадетского корпуса); гендерной однородности состава воспитанников; развития кадетского братства, ведущего к установлению прочных и долгосрочных дружеских отношений; обогащения ценностной сферы сознания подростков за счет нравственных и профессиональных ценностей.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Иван Александрович Ларин
Самарский кадетский корпус Министерства внутренних дел Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: larin_ivan1980@mail.ru
начальник тыла
Россия, СамараСписок литературы
- Юдин В.В. Кадетское образование: понятие, содержание, значение // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 11 (130). С. 247–254.
- Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. 349 с.
- Мухина В.В. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник. 10-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2006. 608 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избранные труды. 2-е изд. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. 672 с.
- Волков Б.С. Психология подростка: учеб. пособие. М.: Академический проект, 2017. 240 с.
- Мачульская И.А., Мачульский Д.А. Особенности социально-психологической адаптации воспитанников кадетских корпусов (школ-интернатов) // Территория науки. 2017. № 3. С. 65–68.
- Додова Л.М., Константиниди Л.Ю. Роль образовательной среды в личностно-психологическом становлении воспитанников кадетских корпусов // Евразийский союз ученых. 2015. № 6–6 (15). С. 54–56.
- Петронюк И.С. Особенности межличностных отношений воспитанников кадетских корпусов // Психологическая наука и образование. 2008. Т. 13, № 1. С. 45–49.
- Нравственное воспитание личности: учеб.-метод. рекомендации / сост. З.С. Левчук, Г.И. Зайчук. Брест: БрГУ, 2002. 43 с.
- Оллпорт Г.В. Личность в психологии. СПб.; М.: КСП+; Ювента, 1998. 345 с.
- Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. М.: Знание, 1981. 64 с.
- Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
- Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. 272 с.
- Титов В.А. Мораль познающая. М.: Знание, 1988. 64 с.
- Братусь Б.С. Нравственное сознание личности (психологическое исследование). М.: Знание, 1985. 64 с.
- Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения). Ч. 1. Введение: философия и жизнь. СПб.: СПбГУ, 1997. 224 с.
- Рангелова Е.М. Нравственная культура ученика / пер. с болг. С. Волчановой. Минск: Белгосуниверситет, 1998. 183 с.
- Дульнева Т.М. Аспекты духовно-нравственного развития личности гражданина России // Национальные приоритеты России. 2018. № 1 (28). С. 74–83.
- Балашов Л.Е. Этика: учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и Кᵒ, 2019. 382 с.
- Добро // Словарь по этике / под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. 6-е изд. М.: Политиздат, 1989. С. 75–77.
- Зло // Словарь по этике / под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. 6-е изд. М.: Политиздат, 1989. С. 96–98.
- Руткевич М.Н. Диалектика и социология. М.: Мысль, 1980. 356 с.
- Бербешкина З.А. Совесть и справедливость. М.: Знание, 1987. 40 с.
Дополнительные файлы
