Особенности нравственного становления личности подростка – воспитанника кадетского корпуса

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье ставится вопрос о нравственном становлении личности воспитанников кадетских корпусов. Обозначается специфика образовательного процесса в условиях кадетского корпуса, влияющая на развитие личности кадет в целом и их нравственное становление в особенности. Представляются возрастные границы подросткового возраста и раскрываются основные его особенности: стремление к взрослости, половое созревание, общение со сверстниками как ведущая деятельность, противоречивость поведения. Анализ особенностей нравственного становления личности воспитанников кадетских корпусов основывается на положениях возрастной психологии, определяющих специфику подросткового возраста как этапа становления личности, на положениях педагогики, трактующих нравственное воспитание как процесс усвоения нравственных ценностей. Анализируются личностные черты, присущие подросткам, в контексте воспитательного пространства кадетского корпуса. Обосновывается, что нравственное становление кадет подросткового возраста осуществляется в условиях определения кадетами профессиональных предпочтений через усвоение нравственных оснований профессии (военный, сотрудник МВД – в зависимости от ведомственной принадлежности кадетского корпуса); гендерной однородности состава воспитанников; развития кадетского братства, ведущего к установлению прочных и долгосрочных дружеских отношений; обогащения ценностной сферы сознания подростков за счет нравственных и профессиональных ценностей.

Об авторах

Иван Александрович Ларин

Самарский кадетский корпус Министерства внутренних дел Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: larin_ivan1980@mail.ru

начальник тыла

Россия, Самара

Список литературы

  1. Юдин В.В. Кадетское образование: понятие, содержание, значение // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 11 (130). С. 247–254.
  2. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. 349 с.
  3. Мухина В.В. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник. 10-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2006. 608 с.
  4. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избранные труды. 2-е изд. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. 672 с.
  5. Волков Б.С. Психология подростка: учеб. пособие. М.: Академический проект, 2017. 240 с.
  6. Мачульская И.А., Мачульский Д.А. Особенности социально-психологической адаптации воспитанников кадетских корпусов (школ-интернатов) // Территория науки. 2017. № 3. С. 65–68.
  7. Додова Л.М., Константиниди Л.Ю. Роль образовательной среды в личностно-психологическом становлении воспитанников кадетских корпусов // Евразийский союз ученых. 2015. № 6–6 (15). С. 54–56.
  8. Петронюк И.С. Особенности межличностных отношений воспитанников кадетских корпусов // Психологическая наука и образование. 2008. Т. 13, № 1. С. 45–49.
  9. Нравственное воспитание личности: учеб.-метод. рекомендации / сост. З.С. Левчук, Г.И. Зайчук. Брест: БрГУ, 2002. 43 с.
  10. Оллпорт Г.В. Личность в психологии. СПб.; М.: КСП+; Ювента, 1998. 345 с.
  11. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. М.: Знание, 1981. 64 с.
  12. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
  13. Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. 272 с.
  14. Титов В.А. Мораль познающая. М.: Знание, 1988. 64 с.
  15. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности (психологическое исследование). М.: Знание, 1985. 64 с.
  16. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения). Ч. 1. Введение: философия и жизнь. СПб.: СПбГУ, 1997. 224 с.
  17. Рангелова Е.М. Нравственная культура ученика / пер. с болг. С. Волчановой. Минск: Белгосуниверситет, 1998. 183 с.
  18. Дульнева Т.М. Аспекты духовно-нравственного развития личности гражданина России // Национальные приоритеты России. 2018. № 1 (28). С. 74–83.
  19. Балашов Л.Е. Этика: учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и Кᵒ, 2019. 382 с.
  20. Добро // Словарь по этике / под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. 6-е изд. М.: Политиздат, 1989. С. 75–77.
  21. Зло // Словарь по этике / под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. 6-е изд. М.: Политиздат, 1989. С. 96–98.
  22. Руткевич М.Н. Диалектика и социология. М.: Мысль, 1980. 356 с.
  23. Бербешкина З.А. Совесть и справедливость. М.: Знание, 1987. 40 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Ларин И.А., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».