Становление и развитие школьного биологического образования в современной России
- Авторы: Семенов А.А.1, Сайто Х.2
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Токийский технологический институт
- Выпуск: Том 7, № 3 (2018)
- Страницы: 339-343
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/21762
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201873309
- ID: 21762
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Россия получила в наследство от СССР советскую систему образования со своими достоинствами и недостатками. За последние годы произошла смена и диверсификация целей и содержания школьного биологического образования. В начальной школе происходит пропедевтика биологических знаний; в основной школе изучаются основы биологических наук; в старшей школе на базовом уровне формируется культура познания живой природы, природосообразное и бережное отношение к ней; на профильном уровне происходит обобщение, углубление и расширение биологических знаний, развитие исследовательских умений, ориентация школьников в мире биологических профессий. В содержании биологического образования акцент сделан на проблемах физического и психического здоровья человека, здорового образа жизни, экологической грамотности. Изменилось построение и структура школьного курса биологии. Концентрическое построение предмета делает его целостным. Выпускник основной школы получает относительно завершенное биологическое образование, которое необходимо ему для жизни и дальнейшего образования в целях профессионального самоопределения. Курс биологии включает три раздела: «Живые организмы», «Человек и его здоровье» и «Общие биологические закономерности», недельная продолжительность его изучения сократилась на 1 час по сравнению с советским периодом. Обучение биологии строится на основе системно-деятельностного подхода, с учётом личностно-ориентированного обучения. Оно направлено на формирование предметных результатов и универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных), ключевых компетенций, воспитание и социализацию учащихся, организацию их внеурочной деятельности, инклюзивное образование и работу с одарёнными детьми.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Александр Алексеевич Семенов
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: semenov@pgsga.ru
кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой биологии, экологии и методики обучения
Россия, СамараХирофуми Сайто
Токийский технологический институт
Автор, ответственный за переписку.
Email: saito.h.ag@m.titech.ac.jp
PhD, доцент, администратор центра международного образования
Япония, ТокиоСписок литературы
- Андреева Н.Д., Малиновская Н.В., Соломин В.П. Методика обучения биологии. История становления и развития: учебное пособие для академического бакалавриата / под ред. Н.Д. Андреевой. М.: Издательство Юрайт, 2017. 134 с.
- Арбузова Е.Н. Методика обучения биологии: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Издательство Юрайт, 2018. 274 с.
- Никишов А.И. Теория и методика обучения биологии. М.: КолосС, 2007. 304 с.
- Пономарева И.Н., Роговая О.Г., Соломин В.П. Методика обучения биологии: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. И.Н. Пономаревой. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 368 с.
- Якунчев М.А., Маркинов И.Ф., Ручин А.Б. Методика преподавания биологии: учебник для студ. учреждений высш. образования / под ред. М.А. Якунчева. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 336 с.
- Программы средней общеобразовательной школы. Биология. М.: Просвещение, 1988. 48 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2008. 64 с.
- Приказ Минобразования РФ от 09.02.1998 № 322 «Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации» // Вестник образования. 1998. № 4.
- Приказ Минобразования РФ от 19.05.1998 № 1236 «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» // Вестник образования. 1998. № 10.
- Приказ Минобразования РФ от 30.06.99 № 56 «Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования» // Вестник образования. 1999, сентябрь.
- О преподавании биологии в 2001/02 учебном году. Письмо Департамента образовательных программ и стандартов общего образования Минобразования РФ от 6 июня 2001 г. № 576/13-13 // Вестник образования: сборник приказов и инструкций Министерства образования России. 2011. Июль, 14. С. 67-76.
- Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» // Общее образование России 2004-2005 гг. Сборник нормативных и методических документов. М., 2004.
- Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» // Вестник образования России. 2004. № 8.
- Андреева Н.Д., Азизова И.Ю., Малиновская Н.В. Новые подходы к обучению биологии в общеобразовательной школе в условиях ФГОС: учебное пособие. СПб.: Изд-во «Свое издательство», 2015. 299 с.
- International Biology Olympiad [El. resource] // http://ibo-info.org.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) [Электронный ресурс] // https://минобрнауки. рф/документы/938.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413) [Электронный ресурс] // https:// минобрнауки.рф/документы/2365.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011. 79 с.
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15) [Электронный ресурс] // https://минобрнауки.рф.
- Примерные программы по учебным предметам. Биология. 6-9 классы. Естествознание. 5 класс. М.: Просвещение, 2010. 80 с.
- Стандарт индивидуальных образовательных маршрутов [Электронный ресурс] // https://mon-ru.livejournal.com/29388.html.
Дополнительные файлы
