О единстве нравственного и эстетического воспитания будущих педагогов-дизайнеров

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье проблема воспитания студентов вуза обосновывается как актуальная социально-педагогическая проблема. Аргументируется важность гармоничного сочетания в воспитательном процессе нравственного, эстетического, трудового, физического и других направлений и видов воспитания при направляющей роли нравственного воспитания. Обосновывается важность осуществления нравственного и этического воспитания будущего педагога-дизайнера в их единстве. Раскрывается взаимосвязь Добра и Красоты как ценностных оснований нравственного и эстетического воспитания соответственно. Формирование моральных качеств студента, развитие у него эстетических вкусов и идеалов соотносится с формированием ценностной сферы его сознания. Процесс воспитания студентов вуза рассматривается как их приобщение к ценностям. Доказывается, что единство нравственного и эстетического воспитания студентов - будущих педагогов-дизайнеров есть взаимодополняемый процесс их приобщения к нравственным и эстетическим ценностям, когда независимо от конкретной ситуации нравственные ценности содержательно дополняют эстетические, а эстетические - нравственные. Обосновывается, что эффективным средством нравственного и эстетического воспитания студентов вуза в их единстве является искусство как творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Обозначаются методы осуществления нравственного и эстетического воспитания в их единстве: беседа, дискуссия, диспут, этический диалог (аудиторная работа); читательская конференция, просмотр и последующий анализ кинофильмов, организация художественной самодеятельности, экскурсии и т.д. (внеаудиторная работа).

Об авторах

Елена Рудольфовна Стаценко

Мурманский арктический государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: lenok255577@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета искусств и сервиса

Россия

Список литературы

  1. Горбунова Г.А., Савельева О.П. К вопросу о непрерывности дизайн-образования: проблемы и перспективы // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 5 (180). С. 206-211.
  2. Мишаткина Т.В. Добро и зло // Этика / под ред. Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевича. Мн.: Новое знание, 2002. С. 153-176.
  3. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
  4. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность. М.: ACADEMIA, 2004. 2016 с.
  5. Антонова Г.В., Левченко Н.В., Маслов С.И. Духовно-нравственное воспитание студентов в процессе изучения педагогических дисциплин в вузе // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. № 4-1. С. 87-92.
  6. Бабаева А.Д. Педагогические основы нравственного воспитания студентов вуза // Наука, новые технологии и инновации. 2016. № 11. С. 275-277.
  7. Бахчиева О.А. Проблема духовно-нравственного воспитания будущего учителя в процессе профессиональной подготовки // Наука и бизнес: пути развития. 2013. № 4 (22). С. 122-124.
  8. Спицына Л.Г. Проблемы и перспективы духовно-нравственного воспитания студентов вуза - будущих педагогов // Таврический научный обозреватель. 2016. № 1-3 (6). С. 44-47.
  9. Товарищева Ф.Д. Нравственное воспитание будущих учителей как социально-педагогический процесс // Современные наукоемкие технологии. 2010. № 7. С. 285-289.
  10. Валеева Р.А., Каркина С.В. Эстетическое воспитание студента вуза средствами интеграции искусств как фактор развития субъектности // Образование и саморазвитие. 2014. № 3 (41). С. 51-54.
  11. Ипполитова Н.В., Стерхова Н.С. Структурно-содержательный анализ процесса эстетического воспитания студентов педагогического вуза // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова. 2012. № 5 (5). С. 66-73.
  12. Симонкина Ю.С. Эстетическое воспитание студентов в образовательном процессе вуза // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. 2011. № 1-1. С. 183-187.
  13. Стерхова Н.С. Эстетическое воспитание студентов педагогического вуза в контексте структурного анализа // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2012. № 6. С. 44-49.
  14. Хаитов Л.А. Значение эстетического воспитания в развитии личности студента педагогического вуза // Наука. Мысль. 2014. № 10. С. 40-44.
  15. Харьковская Е.В., Мешков В.А. Роль эстетического воспитания студентов в образовательно-воспитательном пространстве вуза // Наука. Искусство. Культура. 2014. № 4. С. 205-209.
  16. Полонский В.М. Большой тематический словарь по образованию и педагогике. М.: Народное образование, 2017. 840 с.
  17. Бездухов А.В., Лопухова Ю.В. Воспитание как движение, превращающее возможное в действительное // Известия РАО. 2011. № 1 (17). С. 66-75.
  18. Кулюткин Ю.Н. Диалог как предмет педагогической рефлексии // Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя / Ю.Н. Кулюткин, В.П. Бездухов. Самара: СГПУ, 2002. С. 274-329.
  19. Бездухов В.П. Теоретические проблемы становления гуманистического стиля педагогической деятельности будущего учителя. Самара: СамГПИ, 1992. 104 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Стаценко Е.Р., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».