Особенности компетентностного подхода к реализации содержания образования в вузе
- Авторы: Семёнова Н.Н.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 5, № 4 (2016)
- Страницы: 224-228
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/22214
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv20164316
- ID: 22214
- Дата ретрагирования: 19.09.2017
- Причина ретрагирования:
Ненадлежащее цитирование родственных работ других авторов, а именно, статьи Моисеенко Ю.О., Хоровинникова А.А. «Компетентностный подход в образовании: проблемы определения», опубликованной в журнале «Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки» №1 2012 г., что нарушает «Этические правила, относящиеся к публикациям в журналах и к рецензиям на них», утвержденные Положением о научном журнале «Самарский научный вестник».
Инициатор: Редакционная коллегия.
Цитировать
Полный текст

Аннотация
В статье приводятся причины реорганизации системы образования, обновления содержания и технологий образования. Определяются цели современного образования. Приводятся проблемы подготовки будущих педагогов. Рассматриваются проблемы модернизации российской системы образования. Описываются требования к выпускникам образовательных учреждений высшего образования. Раскрываются причины перехода от знаниевой парадигмы образования к компетентностной, рассматривается содержание понятия «компетенция» относительно педагогической деятельности. Анализируются проблемы формирования профессиональных компетенций выпускников вуза по направлению подготовки «Педагогическое образование». Даётся определение компетентностного похода к модернизации содержания профессионального образования. Определяется влияние компетентностного подхода на качество образования. Раскрывается понятие профессиональной компетенции в её взаимосвязи с профессиональной компетентностью педагога и с акцентированием внимания на последнем феномене. Описывается процесс формирования профессиональной компетентности будущего педагога, и анализируются проблемы повышения уровня его профессиональной компетентности. Приводятся группы ключевых компетенций, формируемых у студентов. Даются определения ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных и коммуникативных компетенций. Анализируются проблемы внедрения компетентностного подхода в систему образования, раскрывается актуальность и необходимость изменения содержания педагогической деятельности в образовательных учреждениях высшего образования.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Наталья Николаевна Семёнова
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: semnatnic@pgsga.ru
Старший преподаватель кафедры информационно-коммуникационных технологий в образовании
Россия, 443090, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, д. 26Список литературы
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. М.: Изд. центр «Академия», 2002. 576 с.
- Собкин В.С., Адамчук Д.В. Современный российский педагог: эскиз к социологическому портрету. М.: Центр социологии образования РАО, 2014. 70 с.
- Собкин В.С., Адамчук Д.В. К вопросу о профессиональном развитии педагога: повышение квалификации и членство в педагогических сообществах. Тюмень: Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования, 2015. 180 с.
- Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы. М., 1987.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393 // Учительская газета, 2002. № 31.
- Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии. М, 2000.
- Сластенин В.А. Реализация новых компетентностных стандартов в образовательном процессе. М.: «Высшее образование», 2011. 329 с.
- Тришина С.В., Хуторской А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования. [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». 2004. 22 июня. – http://eidos.ru/journal/2004/0622–09.htm.
- Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. 2003. № 3. С. 3–10.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: АСТЭМ, 2010. 433 с.
- Гудалина Т.А. Содержательная характеристика социально-профессиональной компетентности педагогов специализированных учреждений // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 46–49.
- Гирка И.В. Формирования профессиональной компетентности у будущих учителей информатики в процессе профессиональной подготовки // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 42–45.
- Кондаурова И.К., Гусева М.А. Формирование у будущих педагогов-математиков умений и навыков педагога-исследователя в контексте развития профессиональной биографии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 69–72.
- Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Развитие профессиональной компетентности будущего специалиста как качества личности // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 36–38.
- Власенко С.В., Хрущев В.А. Формирование профессиональной компетентности в работе с детьми группы риска студентов специальности «Социальная педагогика и самопознание» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 18–21.
- Смагина А.А. Профессиональная компетентность учителя истории в формировании базовых национальных ценностей у старшеклассников // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 156–161.
- Притуляк Л.Н. Особенности формирования профессиональной компетентности будущих воспитателей ДНЗ // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 71–74.
- Коваль В.А. Проблема формирования профессиональной компетентности будущих учителей-филологов в научной среде // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 20–23.
- Богданова А.В., Глазова В.Ф. Технология учебных полей как эффективный инструмент формирования профессиональной компетентности // Карельский научный журнал. 2014. № 2. С. 32–35.
- Коваль В.А. Периодизация становления профессиональной компетентности будущих учителей-филологов (ретроспективный анализ) // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 3. С. 15–18.
- Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Профессиональная компетентность бакалавра // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 22–23.
- Деревянко Е.В. Формирование профессиональной компетентности будущих горных инженеров в условиях интерактивных технологий обучения // Карельский научный журнал. 2013. № 1. С. 19–22.
- Митрофанова Е.А. Система формирования информационной компетентности у будущих специалистов. Вольск: изд-во ВПК, 2010. 188 с.
- Совет Европы: Симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы»: Док. DECS / SC / Sec. (96) 43. Берн, 1996.
- Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.
- Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». 2005, 12 декабря. – http://eidos.ru/journal/2005/1212.htm.
- Темирджанова М.А. Информационная компетентность в предметной и методической системе подготовки студентов к профессиональной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 71–73.
- Замара Е.В. Концепция формирования информационной компетентности будущих специалистов по туризму в системе среднего профессионального образования (СПО) // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 55–59.
- Богданова А.В. Актуальные вопросы формирования информационно-коммуникативной компетентности у студентов вузов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 9–13.
- Богданова А.В. Формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза с применением технологии учебных полей как научная проблема // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 46–50.
- Замара Е.В. Информационно-технологическая компетентность личности в условиях современного среднего профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 29–31.
- Метелева Л.А. Формирование коммуникативной компетентности как средство развития ситуативной адаптивности студентов в процессе обучения иностранному языку // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2. С. 45–47.
- Метелева Л.А. К вопросу о взаимосвязи социализации и формирования коммуникативной компетентности студентов в процессе обучения иностранному языку // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 49–51.
- Павловская Н.Г. Исследование коммуникативной компетентности – аспекта конкурентоспособности будущих бакалавров образования // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 45–49.
- Толикина Е.А. Формирование коммуникативной компетенции студентов посредством интегративного курса литературы // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 71–74.
- Иващенко О.А. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции будущих специалистов государственной службы по чрезвычайным ситуациям // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 1. С. 20–23.
- Смирнова Е.В. Формирование коммуникативного пространства языковой среды в условиях иноязычного информационного и коммуникационного взаимодействия // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 2. С. 33–36.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». 2002, 23 апреля. – http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm
Дополнительные файлы
