«Арт-мастерская» как форма организации художественно-творческой деятельности обучающихся

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье охарактеризована инновационная форма организации учебной художественно-творческой деятельности школьников - «арт-мастерская». Автор обращается к обоснованию концепции «арт-мастерской» в контексте актуальных идей теории и практики художественного образования. Противоречие между содержанием творчества обучающегося в XXI веке и распространенными в практике традиционными формами приобщения детей к искусству может быть снято за счет структурирования занятий в соответствии с фазами творческого процесса. Материалы статьи представляют собой вклад в решение более масштабной проблемы ранней диагностики одаренности, так как, предположительно, данное качество личности проявляется чаще и заметнее именно в условиях художественно-творческого процесса. Сформулировано определение «арт-мастерской», выделены ее особенности: полихудожественный характер деятельности детей, продуктивной и направленной на постижение смыслов реальности через творческий опыт; привлечение элементов выразительности из «арсенала» современных композиторов, художников, поэтов. Подразумевается, что педагог способен воспринимать окружающее с непосредственностью ученика, направляя, но не ограничивая коллективное творчество. Проведенная работа дает возможность ориентировать учителей музыки, изобразительного искусства, педагогов дополнительного образования, студентов педагогического вуза на приобщение детей к творчеству в соответствии с их интересами, мировоззрением и способностями.

Об авторах

Лариса Юрьевна Калинина

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: klar1992@gmail.com

кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования

Россия, Самара

Список литературы

  1. Государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс] // http:// edu.ru/db/portal/obschee/index.htm.
  2. Кураев В.И. Содержание и форма [Электронный ресурс] // Большая советская энциклопедия. - https://dic.academic.ru/contents.nsf/bse.
  3. Задерацкий В.В. Музыкальная форма. В 2-х выпусках. Выпуск 1: учебник для специализированных факульт. высш. муз. учеб. заведений. М.: Музыка, 1995. 544 с.
  4. Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса (вместо введения) // Исследование проблем психологии творчества / отв. ред. Я.А. Пономарев. М.: Наука, 1983. С. 3-26.
  5. Калинина Л.Ю. Синтез искусств в современном художественно-эстетическом образовании: монография. Самара: Изд-во «АРТЕЛЬ», 2017. 268 с.
  6. Сухович Е.В. Символ, симулякр и виртуальная реальность как категории философии культуры: дис. … канд. филос. наук. Волгоград, 2013. 153 с.
  7. Константинов Г.Н. Мастерские [Электронный ресурс] // Высшая школа менеджмента. - http://mba. hse.ru/programs/mba/mba2_3.php.
  8. Мастерская [Электронный ресурс] // Общий толковый словарь русского языка (Т.Ф. Ефремова, Д.Н. Ушаков, С.И. Ожегов и др.). - http://tolkslovar.ru/ m2399.html.
  9. Chitrapatang [El. resource] // Chitrapatang art workshop. - https://plus.google.com/116941071829726275656.
  10. Kristin. My Art Workshop [El. resource] // https://tripadvisor.ru/Attraction_Review-g33524-d1093865- Reviews-My_Art_Workshop-Littleton_Colorado.html.
  11. Srdjana Cvijetić [El. resource] // Art Workshop Lazareti: - http://zagreb.openinstitutions.net/arl.
  12. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Наука, 1975. 460 с.
  13. Калинина Л.Ю. Роль литературно-музыкальной композиции в эстетическом воспитании учащихся детских музыкальных школ: дис. … канд. пед. наук. Самара, 2001. 218 с.
  14. Карпова Н.Л. Предисловие к книге Саркисян К.Б. «И слово в музыку вернись…» (музыкально-поэтическая антропология): Для преподавателей и студентов по курсу «Мировая художественная культура». Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. С. 3-6.
  15. Торопова А.В. Предисловие к книге Саркисян К.Б. «И слово в музыку вернись…» (музыкально-поэтическая антропология): Для преподавателей и студентов по курсу «Мировая художественная культура». Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. С. 6-7.
  16. Василевицкая О.В. Инсайт в структуре сознания // Сознание в актуальных измерениях: академический проект / отв. ред. Г.В. Акопов, Т.В. Семенова. Самара: ПГСГА, 2010. С. 104-113.
  17. Алиев Ю.Б. Технология подготовки урока музыки // Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студ. муз. фак. педвузов / Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 416 с.
  18. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под общ. ред. М.И. Ройтерштейна. М.: Музыка, 2006. 336 с.
  19. Фромм Э. Иметь или быть? // Величие и ограниченность теории Фрейда / Э. Фромм. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000. С. 185-437.
  20. Горегляд В.Н. Хокку [Электронный ресурс] // Литературный энциклопедический словарь. - https:// literary_encyclopedia.academic.ru/7128/Хокку.
  21. Виды синквейнов с примерами [Электронный ресурс] // Cinquain.ru: Синквейны. - http://cinquain.ru/ vidy-sinkvejnov-s-primerami.
  22. Хаос [Электронный ресурс] // Философский словарь. - http://vslovare.info/slovo/filosofskiij-slovar/ haos.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Калинина Л.Ю., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».