Квест и кейс как элементы интерактивных технологий в современном биологическом образовании

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Данная статья посвящена рассмотрению интерактивных технологий обучения биологии на примере квеста и кейса. Изучаются структура и компоненты обучающего квеста. Приводится классификация типов квестов и на конкретных биологических примерах описываются особенности методики проведения линейных, штурмовых и кольцевых квестов. Применение образовательных квестов предполагает наличие свободного времени, нужного пространства, без ограничения в перемещении и банка различных по своей сложности нестандартных заданий. Их реализация возможна и целесообразна при погружении в сложную тему или блок тем, новую дисциплину либо на этапе завершения изучения темы (дисциплины), обобщения полученных знаний и умений, проверки качества формируемых компетенций. Приобщение учащихся и студентов к решению реальных ситуаций возможно с помощью кейса. Кейс представляет собой тщательно подобранный теоретический материал, который должен быть максимально информативен, содержать противоречивые данные, включать разные точки зрения, рассматривать актуальные проблемы биологии и экологии. Одни типы кейсов призваны научить учащихся и студентов анализировать биологическую информацию, давать ей определенную оценку, выражая свое отношение к ней. Другие - в разной мере направлены на выявление проблемы, ее анализа и поиска своего решения. Такая работа приобретает и творческий характер, открывает возможности для обмена разными точками зрения, поиска истины. Авторы отмечают, что основная цель этих технологий заключается не только в активном развитии познавательной сферы ребенка, но и его мотивационной основы, личностных качеств (коммуникабельность, мобильность, поиск решений, генерирование идей и их проверка и т.п.). Выделяется образовательный и воспитательный потенциал квеста. Описывается опыт успешной реализации квестов и кейсов в учебном процессе кафедры биологии и географии с методикой преподавания Шадринского государственного педагогического университета.

Об авторах

Надежда Владимировна Шарыпова

Шадринский государственный педагогический университет

Email: sharnadvla@yandex.ru

кандидат биологических наук, заведующий кафедрой биологии и географии с методикой преподавания

Россия, Шадринск, Курганская область

Наталья Владимировна Павлова

Шадринский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: natasha-navlova@yandex.ru

старший преподаватель кафедры биологии и географии с методикой преподавания

Россия, Шадринск, Курганская область

Список литературы

  1. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. С. 206-207.
  2. Кичерова М.Н., Ефимова Г.З. Образовательные квесты как креативная педагогическая технология для студентов нового поколения // Мир науки. 2016. Т. 4, № 5. С. 28.
  3. Калугина Ю.В., Мустафина А.Р. Образовательный квест как интерактивная форма обучения иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 13. С. 3496-3500.
  4. Барнашева Д.Д., Павлова Н.В. Биологический квест как форма активизации учащихся при изучении биологии в школе: материалы всерос. студ. заоч. науч.-практ. конф. с междунар. участием «Студенческие исследования - 2017» / отв. ред.: О.А. Некрасова, И.В. Чуйкова. Сургут: РИО СурГПУ, 2017. С. 125-127.
  5. Виноградова А.О., Шарыпова Н.В. Химический квест как форма профориентационной работы со школьниками // Журнал «Международный журнал экспериментального образования». 2017. № 6 (приложение).
  6. Смолянинова О.Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов [Электронный ресурс] // http://ipps.sfu-kras.ru/sites/ipps.institute. sfu-kras.ru/files/publications/53.pdf.
  7. Смолянинова О.Г. Образовательный сайт по кейс методу обучения и методика его использования в учебном процессе КГУ [Электронный ресурс] // http://charko.narod.ru/tekst/an4/1.html.
  8. Федянин Н., Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? // Обучение за рубежом. № 7. 2000. С. 52-55.
  9. Маргвелашвили Е. О месте «кейса» в российской бизнес-школе // Обучение за рубежом. № 10. 2000.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Шарыпова Н.В., Павлова Н.В., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».