Личностно ориентированная модель образования в контексте концепции духовно-практического освоения мира в морали

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье обозначается важность личностно ориентированной модели образования в области гармоничного сочетания интересов личности, заключающихся в свободном саморазвитии и сохранении индивидуальности, и интересов российского общества, важнейшим из которых является саморазвитие каждого его члена под знаком нравственности. Обрисовываются теоретические основания личностно ориентированной модели образования: ценность личности воспитанника; воспитание человека культуры как цель личностно ориентированного образования; субъектный опыт личности как его содержание. Предлагается рассматривать личностно ориентированную модель образования как теоретический конструкт, образуемый когнитивным, аксиологическим, деятельностно-творческим и личностным модулями, включающими знания, ценности, способы деятельности и творческие способности, личностные особенности, соответственно. Дополняется содержание деятельностно-творческого модуля таким компонентом, как способ освоения мира в морали. Раскрываются основные положения концепции духовно-практического освоения мира в морали: освоение личностью мира в морали предполагает знание о морали, предстающим не в явном, а в преобразованном виде – через особый способ оценки, через требования; личность не только усваивает предлагаемые извне моральные требования, но является активным субъектом по их выработке. Выявляется роль морального сознания в духовно-практического освоение личностью мира в морали, обеспечивающего поиск ценностно-нормативного смысла поступков и отношений людей, на основании чего осуществляется оценка взаимосвязей между людьми. Обосновывается, что духовно-практическое освоение обучающимся мира в морали возможно в рамках личностно ориентированной модели образования.

Об авторах

Анжелика Николаевна Цепкова

Самарский государственный экономический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: zepkovaan@mail.ru

кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры факультета среднего профессионального и предпрофессионального образования

Россия, г. Самара

Список литературы

  1. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1997. 28 с.
  2. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегия личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. № 1. С. 17–24.
  3. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 2007. № 8. С. 44–53.
  4. Кулюткин Ю.Н. Личностно-ориентированное обучение и его педагогический смысл // Современные ориентиры в образовании взрослых: сб. ст. / под ред. Ю.Н. Кулюткина. СПб.; Иркутск: ИОВ РАО, 1998. С. 9–24.
  5. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: к разработке дидактической концепции // Педагогика. 1994. № 5. С. 16–21.
  6. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология. Волгоград: Перемена, 1994. 152 с.
  7. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? М.: Владос-пресс, 2005. 383 с.
  8. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. 112 с.
  9. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000. 176 с.
  10. Белухин Д.А. Личностно ориентированная педагогика в вопросах и ответах. М.: МПСИ, 2006. 312 с.
  11. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. М.: КСП+, 2003. 432 с.
  12. Абрамова И.В. Личностно-ориентированное обучение студентов как условие формирования их профессиональной компетентности // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59–2. С. 7–10.
  13. Ваганова О.И., Гладков А.В., Коростелев А.А., Максимова К.А. Личностно-ориентированное профессиональное образование // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9, № 2 (31). С. 112–115.
  14. Горбунова Н.В. Методологические аспекты личностно-ориентированного обучения будущих специалистов // Педагогический вестник. 2019. № 7. С. 29–31.
  15. Сысоева Е.Ю. Личностно-ориентированный подход к развитию профессионального самосознания магистров педагогического образования // Психология обучения. 2020. № 6. С. 82–91.
  16. Цепкова А.Н. Знаниевая и личностно ориентированная модели образования в контексте концепций морали // Образование и саморазвитие. 2011. № 5 (27). С. 105–111.
  17. Архангельский Л.М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. М.: Высшая школа, 1974. 318 с.
  18. Дробницкий О.Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974. 388 с.
  19. Лапина Т.С. Социальные функции морали // Мораль и этическая теория. М.: Наука, 1974. С. 50–105.
  20. Разин А.В. Этика: учебник. М.: Академический проект, 2003. 624 с.
  21. Титаренко А.И. Специфика и структура морали // Мораль и этическая теория. М.: Наука, 1974. С. 7–49.
  22. Щербак Ф.Н. Мораль как духовно-практическое освоение мира: методологический аспект. Л.: ЛГУ, 1986. 176 с.
  23. Ёлгина Л.С., Очиров И.М. Философские основы научного мировоззрения в контексте личностно ориентированного образования // Вестник Бурятского государственного университета. 2021. № 2. С. 33–41.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Цепкова А.Н., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».