Личностно ориентированная модель образования в контексте концепции духовно-практического освоения мира в морали
- Авторы: Цепкова А.Н.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный экономический университет
- Выпуск: Том 12, № 4 (2023)
- Страницы: 261-264
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/260670
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2023124315
- ID: 260670
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье обозначается важность личностно ориентированной модели образования в области гармоничного сочетания интересов личности, заключающихся в свободном саморазвитии и сохранении индивидуальности, и интересов российского общества, важнейшим из которых является саморазвитие каждого его члена под знаком нравственности. Обрисовываются теоретические основания личностно ориентированной модели образования: ценность личности воспитанника; воспитание человека культуры как цель личностно ориентированного образования; субъектный опыт личности как его содержание. Предлагается рассматривать личностно ориентированную модель образования как теоретический конструкт, образуемый когнитивным, аксиологическим, деятельностно-творческим и личностным модулями, включающими знания, ценности, способы деятельности и творческие способности, личностные особенности, соответственно. Дополняется содержание деятельностно-творческого модуля таким компонентом, как способ освоения мира в морали. Раскрываются основные положения концепции духовно-практического освоения мира в морали: освоение личностью мира в морали предполагает знание о морали, предстающим не в явном, а в преобразованном виде – через особый способ оценки, через требования; личность не только усваивает предлагаемые извне моральные требования, но является активным субъектом по их выработке. Выявляется роль морального сознания в духовно-практического освоение личностью мира в морали, обеспечивающего поиск ценностно-нормативного смысла поступков и отношений людей, на основании чего осуществляется оценка взаимосвязей между людьми. Обосновывается, что духовно-практическое освоение обучающимся мира в морали возможно в рамках личностно ориентированной модели образования.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Анжелика Николаевна Цепкова
Самарский государственный экономический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: zepkovaan@mail.ru
кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры факультета среднего профессионального и предпрофессионального образования
Россия, г. СамараСписок литературы
- Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1997. 28 с.
- Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегия личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. № 1. С. 17–24.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 2007. № 8. С. 44–53.
- Кулюткин Ю.Н. Личностно-ориентированное обучение и его педагогический смысл // Современные ориентиры в образовании взрослых: сб. ст. / под ред. Ю.Н. Кулюткина. СПб.; Иркутск: ИОВ РАО, 1998. С. 9–24.
- Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: к разработке дидактической концепции // Педагогика. 1994. № 5. С. 16–21.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология. Волгоград: Перемена, 1994. 152 с.
- Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? М.: Владос-пресс, 2005. 383 с.
- Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. 112 с.
- Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000. 176 с.
- Белухин Д.А. Личностно ориентированная педагогика в вопросах и ответах. М.: МПСИ, 2006. 312 с.
- Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. М.: КСП+, 2003. 432 с.
- Абрамова И.В. Личностно-ориентированное обучение студентов как условие формирования их профессиональной компетентности // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59–2. С. 7–10.
- Ваганова О.И., Гладков А.В., Коростелев А.А., Максимова К.А. Личностно-ориентированное профессиональное образование // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9, № 2 (31). С. 112–115.
- Горбунова Н.В. Методологические аспекты личностно-ориентированного обучения будущих специалистов // Педагогический вестник. 2019. № 7. С. 29–31.
- Сысоева Е.Ю. Личностно-ориентированный подход к развитию профессионального самосознания магистров педагогического образования // Психология обучения. 2020. № 6. С. 82–91.
- Цепкова А.Н. Знаниевая и личностно ориентированная модели образования в контексте концепций морали // Образование и саморазвитие. 2011. № 5 (27). С. 105–111.
- Архангельский Л.М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. М.: Высшая школа, 1974. 318 с.
- Дробницкий О.Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974. 388 с.
- Лапина Т.С. Социальные функции морали // Мораль и этическая теория. М.: Наука, 1974. С. 50–105.
- Разин А.В. Этика: учебник. М.: Академический проект, 2003. 624 с.
- Титаренко А.И. Специфика и структура морали // Мораль и этическая теория. М.: Наука, 1974. С. 7–49.
- Щербак Ф.Н. Мораль как духовно-практическое освоение мира: методологический аспект. Л.: ЛГУ, 1986. 176 с.
- Ёлгина Л.С., Очиров И.М. Философские основы научного мировоззрения в контексте личностно ориентированного образования // Вестник Бурятского государственного университета. 2021. № 2. С. 33–41.
Дополнительные файлы
