Personally oriented model of education in the context of the concept of spiritual and practical development of the world in morality

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article outlines the importance of a personality-oriented model of education in the field of a harmonious combination of the interests of the individual, consisting of free self-development and preservation of individuality, and the interests of Russian society, the most important of which is the self-development of each of its members under the sign of morality. The theoretical foundations of a personality-oriented model of education are outlined: the value of the student’s personality; education of a person of culture as the goal of personality-oriented education; subjective experience of the individual as its content. It is proposed to consider a personality-oriented model of education as a theoretical construct formed by cognitive, axiological, activity-creative and personal modules, including knowledge, values, methods of activity and creativity, personal characteristics, respectively. The content of the activity-creative module is supplemented with such a component as a way of mastering the world in morality. The main provisions of the concept of spiritual and practical mastery of the world in morality are revealed: the mastery of the world by a person in morality presupposes knowledge of morality, which appears not in an explicit form, but in a transformed form – through a special method of assessment, through requirements; the individual not only assimilates moral demands proposed from the outside, but is an active subject in their development. The role of moral consciousness in a person’s spiritual and practical mastery of the world in morality is revealed, providing a search for the value-normative meaning of people’s actions and relationships, on the basis of which the relationships between people are assessed. It is substantiated that students’ spiritual and practical mastery of the world in morality is possible within the framework of a personality-oriented model of education.

About the authors

Anzhelika N. Tsepkova

Samara State University of Economics

Author for correspondence.
Email: zepkovaan@mail.ru

candidate of pedagogical sciences, lecturer of Department of Faculty of Secondary Vocational and Pre-Vocational Education

Russian Federation, Samara

References

  1. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1997. 28 с.
  2. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегия личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. № 1. С. 17–24.
  3. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 2007. № 8. С. 44–53.
  4. Кулюткин Ю.Н. Личностно-ориентированное обучение и его педагогический смысл // Современные ориентиры в образовании взрослых: сб. ст. / под ред. Ю.Н. Кулюткина. СПб.; Иркутск: ИОВ РАО, 1998. С. 9–24.
  5. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: к разработке дидактической концепции // Педагогика. 1994. № 5. С. 16–21.
  6. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология. Волгоград: Перемена, 1994. 152 с.
  7. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? М.: Владос-пресс, 2005. 383 с.
  8. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. 112 с.
  9. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000. 176 с.
  10. Белухин Д.А. Личностно ориентированная педагогика в вопросах и ответах. М.: МПСИ, 2006. 312 с.
  11. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. М.: КСП+, 2003. 432 с.
  12. Абрамова И.В. Личностно-ориентированное обучение студентов как условие формирования их профессиональной компетентности // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59–2. С. 7–10.
  13. Ваганова О.И., Гладков А.В., Коростелев А.А., Максимова К.А. Личностно-ориентированное профессиональное образование // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9, № 2 (31). С. 112–115.
  14. Горбунова Н.В. Методологические аспекты личностно-ориентированного обучения будущих специалистов // Педагогический вестник. 2019. № 7. С. 29–31.
  15. Сысоева Е.Ю. Личностно-ориентированный подход к развитию профессионального самосознания магистров педагогического образования // Психология обучения. 2020. № 6. С. 82–91.
  16. Цепкова А.Н. Знаниевая и личностно ориентированная модели образования в контексте концепций морали // Образование и саморазвитие. 2011. № 5 (27). С. 105–111.
  17. Архангельский Л.М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. М.: Высшая школа, 1974. 318 с.
  18. Дробницкий О.Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974. 388 с.
  19. Лапина Т.С. Социальные функции морали // Мораль и этическая теория. М.: Наука, 1974. С. 50–105.
  20. Разин А.В. Этика: учебник. М.: Академический проект, 2003. 624 с.
  21. Титаренко А.И. Специфика и структура морали // Мораль и этическая теория. М.: Наука, 1974. С. 7–49.
  22. Щербак Ф.Н. Мораль как духовно-практическое освоение мира: методологический аспект. Л.: ЛГУ, 1986. 176 с.
  23. Ёлгина Л.С., Очиров И.М. Философские основы научного мировоззрения в контексте личностно ориентированного образования // Вестник Бурятского государственного университета. 2021. № 2. С. 33–41.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Tsepkova A.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».