Педагогические условия формирования в военном вузе профессионализма военного музыканта
- Авторы: Гребенникова В.М.1, Степенко Э.А.1,2, Леус О.В.3, Звягинцева Н.Ю.1
-
Учреждения:
- Кубанский государственный университет
- Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации
- Филиал Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани
- Выпуск: Том 13, № 3 (2024)
- Страницы: 166-171
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/280758
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2024133305
- ID: 280758
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Профессиональная подготовка будущих офицеров (в том числе, и офицеров военно-оркестровой службы) является ключевым аспектом функционирования современного высшего военного образования, обеспечивающего становление и развитие высококвалифицированных специалистов, способных эффективно выполнять функционально-должностные обязанности в условиях (реалиях) ратной службы. Важное место в этой профподготовке занимают педагогические условия, которые реализуются в образовательном (учебно-воспитательном) процессе военного университета и служат основой для формирования профессиональных компетенций, личностных и профессионально значимых качеств будущих военных лидеров. В данной статье рассматриваются различные отечественные и зарубежные подходы к определению сущности профессионализма военного дирижёра, а также раскрывается содержательно-структурное наполнение понятия педагогических условий, необходимых для профессиональной подготовки будущих офицеров, и анализируются их ключевые особенности. В статье профессионализм военного музыканта рассматривается как комплексное явление, включающее в себя военно-физические, музыкально-технические, творческие и педагогические аспекты; обосновывается необходимость создания специальных педагогических условий для его формирования в контексте функционирования военных вузов; анализируются ключевые компоненты образовательного процесса военного вуза, которые влияют на эффективность профподготовки будущих офицеров военно-оркестровой службы к выполнению служебных задач.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Вероника Михайловна Гребенникова
Кубанский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: vmgrebennikova@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии
Россия, г. КраснодарЭдуард Александрович Степенко
Кубанский государственный университет; Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации
Email: stepenko-eduard@mail.ru
соискатель кафедры педагогики и психологии, преподаватель кафедры инструментов военного духового оркестра
Россия, г. Краснодар; г. МоскваОльга Викторовна Леус
Филиал Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани
Email: sl_leus66@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент, директор
Россия, г. Славянск-на-Кубани, Краснодарский крайНаталья Юрьевна Звягинцева
Кубанский государственный университет
Email: zvyginceva@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и предпринимательства
Россия, г. КраснодарСписок литературы
- Джиоев С.Л., Степенко Э.А. Взаимодействие педагога и курсанта в процессе занятий на инструментах военных оркестров как условие эффективного формирования исполнительской культуры // Научно-методический бюллетень Военного университета МО РФ. 2022. № 1 (17). С. 172–176.
- Ochilov U.E. Use of active learning methods to develop the military-professional direction of the course // Excellencia: international multi-disciplinary journal of education. 2024. Vol. 2, iss. 8. P. 143–147. doi: 10.5281/zenodo.13335599.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 308 с.
- Поваренков Ю.П., Слепко Ю.Н., Цымбалюк А.Э. Системогенез деятельности профессионала: монография. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019. 162 с.
- Super D.E. The psychology of careers: an introduction to vocational development. New York: Harper & Row, 1957. 362 p.
- Военная педагогика: учебник / под общ. ред. И.А. Алехина. М.: Юрайт, 2024. 414 с.
- Барабанщиков А.В., Давыдов В.П., Утлик Э.П., Феденко Н.Ф. Военная педагогика и психология / под ред. А.В. Барабанщикова. М.: Воениздат, 1986. 240 с.
- Устинов И.Ю., Талынёв В.Е., Кирюшин А.Н., Семоненко Ю.Ф., Агапова Г.В. Военная педагогика: учебник. М.: Инфра-М, 2023. 522 с.
- Галустян О.В., Галигоров Д.В., Ежов А.В., Сметанников А.П. Компетентностный подход к военно-профессиональной подготовке будущих офицеров // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2019. № 2. С. 20–23.
- Аксенов Е.С., Иванов В.Г., Иванов В.Д., Лихачёва И.В., Матвейчук В.П., Маякин Т.К., Трунов М.М., Немирский А.М. Военная музыка России: история и современность. М.: Военное изд-во, 2007. 247 с.
- Бодина Е.А. Музыкальная педагогика и педагогика искусства. Концепции XXI века: учебник. М.: Юрайт, 2019. 333 с.
- Серегин Н.В. Музыкальная педагогика и психология: монография. Барнаул: АГИК, 2017. 179 с.
- Музыкальная педагогика и исполнительство: проблемы, суждения, мнения: учеб. пособие. 2-е изд. / сост. Г.М. Цыпин. М.: Прометей, 2016. 404 с.
- Хантингтон С. Офицерская служба как профессия // Отечественные записки. 2002. № 8. С. 71–75.
- Performance in a militarized culture / ed. by S. Brady, L. Mantoan. London: Routledge, 2018. 354 p.
- Kleykamp M., Montgomery S., Pang A., Schrader K. Military identity and planning for the transition out of the military // Military Psychology. 2021. Vol. 33, iss. 6. P. 372–391. doi: 10.1080/08995605.2021.1962176.
- The art of command: Military leadership from George Washington to Colin Powell / / ed. by H.S. Laver, J.J. Matthews. University Press of Kentucky, 2008. 294 p.
- Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Прикладная военная психология. СПб.: Питер, 2006. 480 с.
- Косухин В.В., Спирин А.В., Перевозкина Ю.М., Федоришин М.И. Военная психология: фундаментальные достижения, прогрессивные взгляды: учеб. пособие. Новосибирск: НВИ войск национальной гвардии, 2021. 141 с.
- Meredith L.S., Sherbourne C.D., Gaillot S.J., Hansell L., Ritschard H.V., Parker A.M., Wrenn G. Promoting psychological resilience in the U.S. Military. RAND Corporation, 2011. 184 p.
- Raabe J., Zakrajsek R.A., Orme J.G., Readdy T., Crain J.A. Perceived cadre behavior, basic psychological need satisfaction, and motivation of US Army ROTC cadets: A self-determination theory perspective // Military Psychology. 2020. Vol. 32, iss. 5. P. 398–409. doi: 10.1080/08995605.2020.1781028.
- Беляков А.А. Военно-профессиональная подготовка будущего офицера: от методики к технологической культуре // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 3. С. 65–68.
- Осёдло В.И. Теоретические основы профессионального становления офицера // Психология и право. 2012. № 2. С. 133–143.
- Герасимова Т.Н., Григорьян Г.Э. Развитие творческих способностей обучающихся в военно-музыкальных учебных заведениях // Мир образования – образование в мире. 2015. № 4 (60). С. 144–148.
- Воробьева Н.В. Профессиональная идентичность и педагогическая культура адъюнктов военного вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2021. № 7. С. 31–44. doi: 10.24412/2304-120x-2021-11049.
- Щербаков С.О., Наумов П.Ю., Дьячков А.А. Педагогические условия формирования организационной культуры будущих офицеров Росгвардии // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9, № 11. С. 208–218. doi: 10.12731/2218-7405-2018-11-208-218.
- Lassnigg L. Competence-based education and educational effectiveness // Competence-based vocational and professional education (Technical and vocational education and training: issues, concerns and prospects. Vol. 23) / ed. M. Mulder. Cham: Springer, 2017. P. 667–693. doi: 10.1007/978-3-319-41713-4_31.
- Маленков А.О. Педагогические условия формирования профессиональной культуры будущих офицеров // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2017. Т. 1, № 3. С. 20–23.
Дополнительные файлы
