Задачный подход к формированию ценностного отношения курсантов ведомственного вуза ФСИН России к человеку
- Авторы: Клычков С.А.1
-
Учреждения:
- Самарский юридический институт ФСИН России
- Выпуск: Том 14, № 1 (2025)
- Страницы: 133-137
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/313677
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2025141305
- ID: 313677
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается проблема формирования ценностного отношения курсантов ведомственного вуза ФСИН России к человеку как важного направления нравственного воспитания будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС). Обосновывается возможность использования задачного подхода для приобщения курсантов к ценностям, образующим содержание мотивационно-оценочного компонента ценностного отношения к человеку, и назначение задачного подхода, заключающееся в обеспечении развития и становления ценностных ориентаций курсантов через вовлечение их в деятельность по решению задач с ценностным содержанием, в которых курсанты находят личностный смысл – задачи на предъявление ценности и задачи на выявление ценности. Предлагаются этапы работы с задачами, направленными на освоение курсантами таких ценностей, как добро, доверие, долг, достоинство, милосердие, ответственность, польза, совесть, справедливость, толерантность, уважение к другому человеку, честь: 1) анализ состава задачи, 2) осознание присутствующего в задаче противоречия и формулировка проблемы на его основании, 3) определение плана решения задачи, 4) осуществление решения, 5) рефлексия. Приводятся примеры реализации задачного подхода в образовательном процессе ведомственного вуза ФСИН России на занятиях по учебной дисциплине «Пенитенциарная педагогика и психология», демонстрирующие его эффективность в формировании ценностного отношения курсантов к человеку.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Сергей Александрович Клычков
Самарский юридический институт ФСИН России
Автор, ответственный за переписку.
Email: klichkov62@rambler.ru
кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры физической, огневой и тактико-специальной подготовки
Россия, г. СамараСписок литературы
- Аблаева С.С. Реализация приоритетных направлений воспитательной работы: воспитание ценностного отношения к людям (милосердия) в современной школе // Таврический научный обозреватель. 2016. № 12–1 (17). С. 25–27.
- Грудинин В.С. Воспитание ценностного отношения обучающихся общеобразовательной школы к человеку (на примере классов Росгвардии) // Конструирование стратегических приоритетов развития образования как ответ на вызовы третьего тысячелетия: мат-лы III всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием). Уфа: ИРО Республики Башкортостан, 2022. С. 20–25.
- Рогожникова Р.А., Лобов П.А. Воспитание ценностного отношения к человеку в профессиональной подготовке студентов медицинского колледжа как актуальная проблема педагогики // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2022. № 9. С. 90–92.
- Рогожникова Р.А., Лобов П.А. Особенности воспитания ценностного отношения к человеку у студентов медицинского колледжа // Глобальный научный потенциал. 2024. № 3 (156). С. 61–66.
- Кириллова К.А. Игра как метод формирования ценностного отношения к человеку у будущих учителей физической культуры // Тенденции развития науки и образования. 2024. № 106–8. С. 65–69.
- Кириллова К.А. Методики формирования ценностного отношения к человеку у студентов педагогического вуза: компаративистский анализ // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. 2024. № 1. С. 91–94.
- Грудинин В.С. Ценностное отношение к человеку как фактор формирования профессиональной культуры будущего офицера // Ученые записки Университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022. № 1 (203). С. 70–72.
- Стенин С.В. Организация процесса воспитания дисциплинированности как ценностного отношения к человеку под руководством наставников // Альманах Пермского военного института войск национальной гвардии. 2023. № 1 (9). С. 106–110.
- Стенин С.В. Ценностное отношение к человеку как основа дисциплинированности личности курсанта // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2020. № 1 (51). С. 256–259.
- Клычков С.А. Формирование ценностного отношения курсантов к человеку в образовательном процессе ведомственного вуза ФСИН России: дис. … канд. пед. наук: 5.8.1. Самара, 2024. 255 с.
- Никитина Э.К. Современные подходы к управлению воспитанием // Теоретические основы воспитания / под. ред. В.П. Сергеевой. М.: Академия, 2010. С. 114–142.
- Сорокопуд Ю.В. Теоретические подходы обучения сотрудников органов внутренних дел на основе технологии задачного подхода // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 3 (64). С. 160–161.
- Гордиенко Т.П., Головко А.В. Задачный подход в обучении будущих морских специалистов как составляющая профессиональной подготовки // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 73–2. С. 67–69.
- Юдина Н.П. Задачный подход в подготовке магистров // Проблемы высшего образования. 2019. № 1. С. 165–168.
- Гапонова Г.И. Задачный подход в гуманитарном образовании // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2013. № 3 (59). С. 17–21.
- Ненашева О.В., Позднякова О.К. Проблемно-методологический и задачный подходы к формированию морального мышления студента – будущего учителя // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2014. № 3. С. 164–175.
- Вдовин С.А. Научные подходы к формированию готовности будущего сотрудника УИС к гуманистическому взаимодействию с людьми // Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве: сб. ст. Т. 7 / отв. ред. О.К. Позднякова. Самара: СГСПУ; М.: МПСУ, 2019. С. 42–46.
- Жук О.Л., Сиренко С.Н. Задачный подход в подготовке будущих педагогов в условиях университетского образования // Вестник Белорусского государственного педагогического университета. Серия 1. Педагогика. Психология. Филология. 2023. № 3 (117). С. 6–13.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М.: Логос, 1999. 272 с.
- Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. М.: Академия, 2001. 192 с.
- Зауторова Э.В. Пенитенциарная педагогика: курс лекций. 2-е изд., испр. и доп. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012. 304 с.
- Практикум по пенитенциарной педагогике / сост. Л.В. Ковтуненко. Воронеж: Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2013. 52 с.
Дополнительные файлы
