Задачный подход к формированию ценностного отношения курсантов ведомственного вуза ФСИН России к человеку

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования ценностного отношения курсантов ведомственного вуза ФСИН России к человеку как важного направления нравственного воспитания будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС). Обосновывается возможность использования задачного подхода для приобщения курсантов к ценностям, образующим содержание мотивационно-оценочного компонента ценностного отношения к человеку, и назначение задачного подхода, заключающееся в обеспечении развития и становления ценностных ориентаций курсантов через вовлечение их в деятельность по решению задач с ценностным содержанием, в которых курсанты находят личностный смысл – задачи на предъявление ценности и задачи на выявление ценности. Предлагаются этапы работы с задачами, направленными на освоение курсантами таких ценностей, как добро, доверие, долг, достоинство, милосердие, ответственность, польза, совесть, справедливость, толерантность, уважение к другому человеку, честь: 1) анализ состава задачи, 2) осознание присутствующего в задаче противоречия и формулировка проблемы на его основании, 3) определение плана решения задачи, 4) осуществление решения, 5) рефлексия. Приводятся примеры реализации задачного подхода в образовательном процессе ведомственного вуза ФСИН России на занятиях по учебной дисциплине «Пенитенциарная педагогика и психология», демонстрирующие его эффективность в формировании ценностного отношения курсантов к человеку.

Об авторах

Сергей Александрович Клычков

Самарский юридический институт ФСИН России

Автор, ответственный за переписку.
Email: klichkov62@rambler.ru

кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры физической, огневой и тактико-специальной подготовки

Россия, г. Самара

Список литературы

  1. Аблаева С.С. Реализация приоритетных направлений воспитательной работы: воспитание ценностного отношения к людям (милосердия) в современной школе // Таврический научный обозреватель. 2016. № 12–1 (17). С. 25–27.
  2. Грудинин В.С. Воспитание ценностного отношения обучающихся общеобразовательной школы к человеку (на примере классов Росгвардии) // Конструирование стратегических приоритетов развития образования как ответ на вызовы третьего тысячелетия: мат-лы III всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием). Уфа: ИРО Республики Башкортостан, 2022. С. 20–25.
  3. Рогожникова Р.А., Лобов П.А. Воспитание ценностного отношения к человеку в профессиональной подготовке студентов медицинского колледжа как актуальная проблема педагогики // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2022. № 9. С. 90–92.
  4. Рогожникова Р.А., Лобов П.А. Особенности воспитания ценностного отношения к человеку у студентов медицинского колледжа // Глобальный научный потенциал. 2024. № 3 (156). С. 61–66.
  5. Кириллова К.А. Игра как метод формирования ценностного отношения к человеку у будущих учителей физической культуры // Тенденции развития науки и образования. 2024. № 106–8. С. 65–69.
  6. Кириллова К.А. Методики формирования ценностного отношения к человеку у студентов педагогического вуза: компаративистский анализ // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. 2024. № 1. С. 91–94.
  7. Грудинин В.С. Ценностное отношение к человеку как фактор формирования профессиональной культуры будущего офицера // Ученые записки Университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022. № 1 (203). С. 70–72.
  8. Стенин С.В. Организация процесса воспитания дисциплинированности как ценностного отношения к человеку под руководством наставников // Альманах Пермского военного института войск национальной гвардии. 2023. № 1 (9). С. 106–110.
  9. Стенин С.В. Ценностное отношение к человеку как основа дисциплинированности личности курсанта // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2020. № 1 (51). С. 256–259.
  10. Клычков С.А. Формирование ценностного отношения курсантов к человеку в образовательном процессе ведомственного вуза ФСИН России: дис. … канд. пед. наук: 5.8.1. Самара, 2024. 255 с.
  11. Никитина Э.К. Современные подходы к управлению воспитанием // Теоретические основы воспитания / под. ред. В.П. Сергеевой. М.: Академия, 2010. С. 114–142.
  12. Сорокопуд Ю.В. Теоретические подходы обучения сотрудников органов внутренних дел на основе технологии задачного подхода // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 3 (64). С. 160–161.
  13. Гордиенко Т.П., Головко А.В. Задачный подход в обучении будущих морских специалистов как составляющая профессиональной подготовки // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 73–2. С. 67–69.
  14. Юдина Н.П. Задачный подход в подготовке магистров // Проблемы высшего образования. 2019. № 1. С. 165–168.
  15. Гапонова Г.И. Задачный подход в гуманитарном образовании // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2013. № 3 (59). С. 17–21.
  16. Ненашева О.В., Позднякова О.К. Проблемно-методологический и задачный подходы к формированию морального мышления студента – будущего учителя // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2014. № 3. С. 164–175.
  17. Вдовин С.А. Научные подходы к формированию готовности будущего сотрудника УИС к гуманистическому взаимодействию с людьми // Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве: сб. ст. Т. 7 / отв. ред. О.К. Позднякова. Самара: СГСПУ; М.: МПСУ, 2019. С. 42–46.
  18. Жук О.Л., Сиренко С.Н. Задачный подход в подготовке будущих педагогов в условиях университетского образования // Вестник Белорусского государственного педагогического университета. Серия 1. Педагогика. Психология. Филология. 2023. № 3 (117). С. 6–13.
  19. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М.: Логос, 1999. 272 с.
  20. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. М.: Академия, 2001. 192 с.
  21. Зауторова Э.В. Пенитенциарная педагогика: курс лекций. 2-е изд., испр. и доп. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012. 304 с.
  22. Практикум по пенитенциарной педагогике / сост. Л.В. Ковтуненко. Воронеж: Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2013. 52 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Клычков С.А., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».