Excursion as an organization form of educational activities in Peter the Great Botanical Garden of Komarov Botanical Institute of Russian Academy of Sciences

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The paper provides an overview of the tour guide activities in one of the oldest gardens in Russia - Peter the Great Botanical garden of Komarov Botanical Institute of Russian Academy of Sciences. It is the first time the authors have summarized the experience of working with visitors of the Peter the Great Botanical garden from the end of the 19th century to the present. Much attention is paid to the history of the excursion business in Russia and in the Botanical garden. The incentive to work was the growing interest in Botanical gardens and various forms of the excursion activity that now exist in the Botanical garden of Saint Petersburg. Modern science about excursions broadly describes general basics of conducting excursions, but practical techniques are not presented enough. Therefore, the task of methodological developments for the guides of the Botanical garden becomes relevant. Based on historical experience, the authors describe the rules for preparing for excursions in the Botanical garden, aspects when choosing information for excursions, special training methods, and general recommendations for excursions organization. Specific knowledge about the content of excursions in the Botanical garden will help specialists effectively and competently organize activities for environmental and biological education of both adults and young visitors.

About the authors

Larisa Petrovna Musinova

Komarov Botanical Institute of Russian Academy of Sciences

Email: larmuss@rambler.ru

methodist of Cultural and Educational Center

Russian Federation, St. Petersburg

Yuri Guryanovich Kalugin

Komarov Botanical Institute of Russian Academy of Sciences

Email: kalugin_yuri@list.ru

researcher

Russian Federation, St. Petersburg

Elena Garisonovna Mitina

Murmansk Arctic State University

Author for correspondence.
Email: elena_mitina08@mail.ru

doctor of pedagogical sciences, associate professor, professor of Natural Sciences Department

Russian Federation, Murmansk

References

  1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 4 изд., доп. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
  2. Шанц Е.А. Методическое сопровождение экскурсионной деятельности в дошкольной образовательной организации // Элективные курсы в профессиональной подготовке магистров дошкольного образования: учебно-методическое пособие / Л.Л. Лашкова, С.М. Зырянова, Е.А. Шанц; под науч. ред. Л.Л. Лашковой. Сургут-Шадринск: Изд-во ООО «Шадринский Дом печати», 2018. 136 с.
  3. Голубева И.А. Все это краеведы-энтузиасты … полные благородства и гордости старинной. Заметки Н.П. Анциферова о поездке с И.М. Гревсом по древнерусским городам в 1925 г. // Отечественные архивы. 2017. № 5. С. 85-102.
  4. Райков Б.Е. Методика и техника экскурсий. 4-е изд., перераб. и доп. М.-Л.: ГИЗ, 1930. 116 с.
  5. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: учебник. М.: Советский спорт, 2007. 216 с.
  6. Cirer-Costa J.C. Spain’s new coastal destinations. 1883-1936: The mainstay of the development of tourism before the Second World War // Annals of Tourism Research. 2014 March. Vol. 45. P. 18-29.
  7. Cirer-Costa J.C. The beginnings of tourism in Majorca. 1837-1914 // Annals of Tourism Research. 2012 Oct. Vol. 39, is. 4. P. 1779-1796.
  8. Kulas M. What are the Benefits of Field Trips for Children? [Internet] // https://howtoadult.com.
  9. Арнаутова Е.М. История оранжерейных коллекций Ботанического сада Петра Великого [Электронный ресурс] // Hortus bot. 2015. Т. 10. - http://hb. karelia.ru/journal/article.php?id=3102.
  10. Липский В.И. Краткий путеводитель по Императорскому Ботаническому Саду. СПб., 1900.
  11. Пальмовые оранжереи в Ботаническом саду // Зодчий. 1897. № 4. С. 29-30.
  12. Императорский Санкт-Петербургский ботанический сад за 200 лет его существования (1713-1913). СПб., 1913-1915. Ч. II. 1913.
  13. От Аптекарского огорода до Ботанического института. Очерки по истории Ботанического института Академии наук СССР. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1957. 308 с.
  14. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Государственный институт «Советская энциклопедия» (т. 1): ОГИЗ (т. 1): Государственное издательство иностранных и национальных словарей (т. 2-4), 1935-1940.
  15. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. Мн.: Харвест, 1998. 800 с.
  16. Ярославцева М.А., Волчанская А.В. Практика организации курсов по подготовке экскурсоводов в Ботаническом саду Петра Великого БИН РАН [Электронный ресурс] // Hortus bot. 2018. Т. 13, прил. I. - http://hb.karelia.ru/journal/article.php?id=5804.
  17. Полоскин А.В., Еремеева Е.Ю. Выбор и изучение объектов для экскурсии в природу // Экологические экскурсии для юных петербуржцев (сборник методических материалов «Экскурсия как проект учащегося»). СПб.: РИС ГОУ ЦО «СПб ГДТЮ», 2017. 71 с.
  18. Долженко Г.П. Экскурсионное дело: учебное пособие. 3-е издание. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. 272 с.
  19. Рыбалка Л.Г., Радько Г.А. Специальные приемы проведения экскурсий как пути преодоления кризисов внимания // Профессиональная коммуникация: актуальные вопросы лингвистики и методики. 2014. № 7. С. 83-90.
  20. Руденко А.М. Психология социально-культурного сервиса и туризма: 2-е издание, испр. и доп. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 313 с.
  21. Арнаутова Е.М. Особенности содержания дендрологических коллекций в оранжереях ботанических садов (на примере оранжерейных коллекций Ботанического сада Петра Великого БИН РАН) [Электронный ресурс] // Hortus bot. 2017. Т. 12, прил. II. doi: 10.15393/j4.art.2017.4282.
  22. Арнаутова Е.М., Романова Е.Л. Оранжереи Ботанического сада Петра Великого. СПб.: ООО «Первый издательско-полиграфический холдинг, 2016. 68 с.
  23. ФГОС дошкольного образования. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] // https://fgos.ru.
  24. Мусинова Л.П., Ярославцева М.А., Калугин Ю.Г. Методические рекомендации для экскурсоводов по проведению экскурсий с элементами квеста «Самые-самые» и «По следам невиданных зверей» для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в Ботаническом саду Петра Великого: науч.-метод. пособие. СПб.: БИН РАН, 2019. 36 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Figure 1 - Rules for visiting the Imperial Botanical Garden (from the book "The Imperial Botanical Garden of St. Petersburg for 200 years of its existence (1713-1913)")

Download (57KB)

Copyright (c) 2020 Musinova L.P., Kalugin Y.G., Mitina E.G.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».