Развитие субъектных качеств студентов педагогического вуза на основе участия в работе студенческого научного общества

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена анализу путей становления субъектных качеств студентов педагогического вуза, одним из условий которого может быть привлечение молодежи к научным исследованиям в рамках работы студенческого научного общества. Делается попытка рассмотрения механизма самодетерминации деятельности студентов, направленной на становление субъектности личности в будущей профессиональной сфере, стимулятором активности которых выступает участие в студенческом научном обществе. Несмотря на установку отечественного образования на развитие субъектной позиции будущего педагога, на сегодняшний день в теоретико-экспериментальных материалах организации работы студенческого научного общества ощущается дефицит методических аспектов, направленных на стимулирование самодетерминации в научной, коммуникативной, профессиональной и др. деятельности студентов. Принципиально важным для проблемного поля исследования стал анализ результатов анкетирования, показавший установки современных российских студентов в отношении своего научного и профессионального будущего, их готовность к расширению спектра преобразовательной активности в деятельности, общении, самосознании. Полученные результаты теоретического и эмпирического исследования стали основой для рассмотрения путей совершенствования работы студенческого научного общества, обеспечивающего регулятивные механизмы развития культуры научного исследования студентов, а предложенные подходы в данной работе должны способствовать эффектам субъективации, проявляющимся как в науке, так и в других подсистемах культуры (профессиональной, социальной и др.).

Об авторах

Ирина Юнусовна Азизова

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Автор, ответственный за переписку.
Email: azizova_i@mail.ru

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры методики обучения биологии и экологии

Россия, г. Санкт-Петербург

Юлия Викторовна Лагутина

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Email: juli-lagutina@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории педагогики и образования

Россия, г. Санкт-Петербург

Людмила Юрьевна Савинова

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Email: ludmila.savinova@bk.ru

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики начального образования и художественного развития ребенка

Россия, г. Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Азизова И.Ю. Система методической подготовки студентов-биологов на основе стратегии субъектно-рефлексивного обучения в педагогическом вузе: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02. СПб., 2016. 395 с.
  2. Былков А.В. Личностно-профессиональное становление будущего учителя в педагогическом процессе педколледжа: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Чита, 2000. 215 с.
  3. Гоголева И.И. Становление субъектной позиции будущего учителя в условиях инновационной деятельности педагогического колледжа: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Комсомольск-на-Амуре, 2003. 207 с.
  4. Дьяков С.И. Психосемантика самоорганизации человека как субъекта жизни. Основы психологии субъекта: монография. СПб.: Проспект Науки, 2016. 678 с.
  5. Маранцман Е.К., Савинова Л.Ю. Ценностные ориентиры российских «детей Цифры» // Векторы современного гуманитарного образования: колл. монография / под ред. Е.К. Маранцман. СПб.: Изд-во ВВМ, 2022. С. 67–90.
  6. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997. 315 с.
  7. Аскарова Н.И. Педагогические условия доказательного управления научно-образовательной экосистемой вуза на основе опережающих индикаторов: дис. … канд. пед. наук: 5.8.7. Казань, 2023. 287 с.
  8. Долгова Н.В. Управление научно-исследовательской деятельностью студентов университета в современных социокультурных условиях: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Горно-Алтайск, 2007. 174 с.
  9. Панкова Е.И. Социально-культурные условия личностного саморазвития молодежи в деятельности студенческих научных обществ: дис. … канд. пед. наук: 13.00.05. Тамбов, 2021. 206 с.
  10. Свиридова В.С. Научно-исследовательская работа студентов педагогического колледжа как средство формирования их готовности к педагогической деятельности: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Кемерово, 2002. 262 с.
  11. Терехина Д.С. Научно-исследовательская деятельность студентов как объект социального управления в современном российском вузе: дис. … канд. соц. наук: 22.00.08. М., 2012. 179 с.
  12. Щербаков В.С. Программно-целевой подход к развитию учебного и научного творчества студентов: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Казань, 2001. 240 с.
  13. Петровский В.А. Феномен субъектности в психологии личности: автореф. дис. … д-ра псих. наук: 19.00.11. М., 1993. 76 с.
  14. Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. 343 с.
  15. Рузавин Г.И. Методология научного познания: учеб. пособие. М.: Юнити, 2005. 287 с.
  16. Матурана У., Варела Ф. Древо познания: биологические корни человеческого понимания / пер. с англ. Ю.А. Данилова. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 223 с.
  17. Deci E.L., Ryan R.M. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. New York: Plenum, 1985. 371 p.
  18. Ryan R.M., Connell J.P., Deci E.L. A motivational analysis of self-determination and self-regulation in education // Research on Motivation in Education. Vol. 2: The Classroom. Milieu: Academic Press, 1985. P. 13–51.
  19. Деркач А.А. Профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен // Акмеология. 2015. № 4 (56). С. 9–21.
  20. Гусева И.А. Социально-педагогическое обеспечение развития субъектности студента в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. Кострома, 2006. 205 с.
  21. Краснощеченко И.П. Акмеологическая концепция становления и развития профессиональной субъектности будущих психологов: автореф. дис. … д-ра псих. наук: 19.00.13. М., 2012. 47 с.
  22. Панов В.И. Этапы овладения профессиональными действиями: экопсихологическая модель становления субъектности // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2016. № 4. С. 16–25.
  23. Эйдельман Г.Н., Сергиенко Е.А. Роль субъективных факторов в психологическом благополучии молодежи в ситуации профессионального самоопределения // Психологические исследования. 2016. Т. 9, № 50. С. 8. doi: 10.54359/ps.v9i50.413.
  24. Педагогическая психология: учеб. пособие / под общ. ред. А.И. Раева. СПб.: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 1999. 151 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Факторы, препятствующие научно-исследовательской работе студентов вуза

Скачать (308KB)

© Азизова И.Ю., Лагутина Ю.В., Савинова Л.Ю., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».