Организационно-методические условия личностного и профессионального развития педагога в информационно-коммуникационной образовательной среде

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена происходящими объективными изменениями в профессионально-педагогической деятельности современного педагога высшей школы в аспектах, связанных с содержанием, инструментами и формами информационного взаимодействия субъектов образовательной среды. Необходимость соответствовать вызовам времени, осуществлять профессиональную деятельность в условиях образовательного процесса, основанного на активном использовании средств информационно-коммуникационных технологий, актуализирует процессы совершенствования личностных и профессиональных качеств современного педагога высшей школы. В статье охарактеризованы организационно-методические условия, обеспечивающие эффективность личностного и профессионального развития педагога в информационно-коммуникационной образовательной среде. Рассмотрена самообразовательная деятельность педагога в рамках повышения профессионализма в реализации информационно-коммуникационных технологий; представлен опыт реализации различных форм повышении квалификации и переподготовки педагогических работников в области внедрения новых технологий, инструментов и средств информатизации и коммуникации; актуализирована значимость научно-методических семинаров, отражающих вопросы совершенствования педагогической деятельности в информационно и технически насыщенной образовательной среде.

Об авторах

Екатерина Александровна Гараева

Оренбургский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: eagaraeva@list.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики

Россия, г. Оренбург

Список литературы

  1. Гараева Е.А. Потенциал информационно-коммуникационной образовательной среды в совершенствовании педагогической деятельности // Глобальный научный потенциал. 2025. № 4 (169). С. 192–196.
  2. Васютенкова И.В., Машарова В.А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях цифровизации современного общества // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. Вып. 3. С. 757–765. doi: 10.33910/herzenpsyconf-2020-3-86.
  3. Лидак Л.В. Факторы личностно-профессионального развития педагога в условиях цифровизации образования // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2024. Т. 29, № 1 (96). С. 28–34. doi: 10.24412/1999-6241-2024-196-28-34.
  4. Никитина Е.Ю., Афанасьева О.Ю., Федотова М.Г. Повышение квалификации и профессиональная компетентность преподавателя высшей школы // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 7 (160). С. 121–133. doi: 10.25588/cspu.2020.160.7.008.
  5. Жолудова А.Н. Совершенствование процесса повышения квалификации преподавателей вуза (обмен опытом) // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2015. № 3 (10). С. 35–41.
  6. Яновская Г.С. Актуальные вопросы повышения квалификации преподавателей высшей школы в условиях цифровизации образовательной среды // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 1 (37). С. 182–187.
  7. Карпенко О.М. Повышение квалификации преподавателей в цифровой образовательной среде распределенного вуза // Человеческий капитал. 2021. Т. 2, № 12 (156). С. 23–27. doi: 10.25629/hc.2021.12.37.
  8. Шахбанов Ш.Н., Исмаилова З.Н. Совершенствование цифровых компетенций современного преподавателя вуза в рамках курсов повышения квалификации // Педагогический журнал. 2022. Т. 12, № 3А. С. 810–818.
  9. Бичева И.Б., Хижная А.В., Фоменко М.В., Угрюмова М.В., Мазунова А.А. Самообразовательная деятельность педагога как условие достижения профессионализма [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 2. https://science-education.ru/ru/article/view?id=32473. doi: 10.17513/spno.32473.
  10. Козилова Л.В. Самообразование преподавателя педагогического университета как его внутренний потенциал // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 9–2 (99). С. 125–127. doi: 10.23670/irj.2020.99.9.062.
  11. Юртаева О.А. Роль самообразовательной деятельности в совершенствовании методической компетентности педагога // Kant. 2020. № 2 (35). С. 340–345. doi: 10.24923/2222-243x.2020-35.72.
  12. Мыхнюк М.И. Самообразовательная деятельность как важный фактор профессионально-педагогического совершенствования педагога // Перспективы науки. 2021. № 5 (140). С. 294–297.
  13. Тархан Л.З., Мыхнюк М.И. Самообразовательная деятельность преподавателя высшей школы как фактор профессионально-педагогического развития // Педагогическое образование в России. 2025. № 2. С. 34–42.
  14. Роботова А.С. Повседневное самообразование педагога высшей школы на этапе профессиональной зрелости // Непрерывное образование: XXI век. 2016. № 1 (13). С. 23–38.
  15. Филимонюк Л.А., Савченко А.А. Проектирование самообразовательной деятельности педагога профессионального образования // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 1 (98). С. 155–158. doi: 10.24412/1991-5497-2023-198-155-158.
  16. Чувгунова О.А. Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность преподавателя вуза: диагностика и развитие // Открытое образование. 2019. Т. 23, № 3. С. 49–61. doi: 10.21686/1818-4243-2019-3-49-61.
  17. Игонина Л.Л. Научно-методический семинар в системе методической работы кафедры [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4. https://science-education.ru/ru/article/view?id=30032. doi: 10.17513/spno.30032.
  18. Кузнецова А.Я., Омельченко Е.А., Зверкова А.Ю., Абрамова В.В., Шмидт Т.А. Научный семинар как форма повышения методологической грамотности преподавателя вуза // Международный журнал экспериментального образования. 2022. № 2. С. 10–14. doi: 10.17513/mjeo.12074.
  19. Сазанова А.А. Ключевые составляющие информационно-коммуникационной компетентности преподавателей в условиях цифровой трансформации общества [Электронный ресурс] // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2024. № 2 (49). https://vestnikvivt.ru/ru/journal/pdf?id=1308.
  20. Селиванова Е.А. Готовность педагогов к обмену знаниями в образовательной онлайн-среде // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2021. № 2 (47). С. 31–39.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Гараева Е.А., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».