Организационно-методические аспекты профессиональной подготовки студентов вуза на основе медийно-ориентированного подхода

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Динамический характер изменений, происходящих в профессиональной подготовке студентов вуза, определяется актуальными требованиями современного информационного общества. Они связаны с формированием готовности студентов к профессиональной деятельности, к решению профессиональных задач, к выстраиванию взаимодействия, коммуникации с профессиональным сообществом, с формированием медиаграмотности и медиакомпетентности. В связи с этим, в условиях цифровой трансформации образования возникает необходимость поиска принципиально новых подходов к профессиональной подготовке студентов вуза. Целью статьи является обоснование и выявление организационно-методических условий формирования готовности студентов вуза к профессиональной деятельности на основе медийно-ориентированного подхода. Задача статьи заключаются в уточнении содержания аспектов, с помощью которых можно описать идею особой организации профессиональной подготовки студентов вуза на основе медийно-ориентированного подхода. Исследование основано на комплексном анализе научной литературы, а также метафорическом анализе при раскрытии рабочего определения понятия «медийно-образовательная коммуникация». В соответствии с идеей особой организации профессиональной подготовки студентов вуза в условиях цифровой трансформации образования представлен медийно-ориентированный подход, позволяющей оптимизировать этот процесс. Выявлено и обосновано содержание организационно-методической поддержки (организационный и методический аспекты) профессиональной подготовки студентов вуза, которое служит основанием для реализации медиатехнологии формирования готовности к профессиональной деятельности студентов вуза. Медийно-ориентированный подход служит основой для внедрения и реализации технологии, направленной на формирование готовности студентов вуза к профессиональной деятельности. Этот подход способствует созданию новых форм взаимодействия между участниками образовательного процесса, что, в свою очередь, повышает качество профессиональной подготовки студентов вуза.

Об авторах

Наталья Викторовна Иванушкина

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва

Автор, ответственный за переписку.
Email: inw38641@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики

Россия, г. Самара

Список литературы

  1. Фулин В.А., Иванова Д.С., Костикова Л.П. Ключевые направления подготовки будущих педагогов в контексте цифровой трансформации образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2025. № 8. С. 244–257. doi: 10.24412/2304-120x-2025-11162.
  2. Игнатова Н.Ю. Образование в цифровую эпоху: монография. Нижний Тагил: НТИ (фил.) УрФУ, 2017. 128 с.
  3. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: указ президента РФ от 28.02.2024 № 145 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/408618353.
  4. Горева О.М., Осипова Л.Б. Технологии искусственного интеллекта в образовательном пространстве вуза // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2025. № 1 (94). С. 104–112. doi: 10.69571/sspu.2025.94.1.011.
  5. Княжева А.В. Методология разработки системы и технология формирования готовности студентов педагогического вуза к медиаобразовательной деятельности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2021. Т. 13, № 4. С. 51–58. doi: 10.14529/ped210405.
  6. Воронина О.В. Медиаобразовательные ресурсы как инструмент развития профессиональных компетенций будущих педагогов // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2022. Т. 11, № 4. С. 24–29. doi: 10.24412/2225-8264-2022-4-24-29.
  7. Козлов О.А., Толкачева И.А. Организационно-методические аспекты подготовки участников образовательного процесса к информационному взаимодействию // Пространство педагогических исследований. 2025. Т. 2, № 2. С. 40–56. doi: 10.23859/3034-1760.2025.79.70.003.
  8. Кужелев С.В. Анализ категории «Взаимодействие» в философских и психолого-педагогических исследованиях // Научный вестник Крыма. 2018. № 7 (18). С. 25.
  9. Соболева Л.А. Категории в философии Аристотеля и лингвистике // Гуманитарные исследования. История и филология. 2025. № 17. С. 88–102. doi: 10.24412/2713-0231-2025-17-88-102.
  10. Чищева И.Л. Категория «Взаимодействие» в философско-педагогическом контексте // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 2. С. 157–163.
  11. Каменева Т.Н., Кунилова К.Д., Целуйко А.В. Медийная коммуникация как фактор самоорганизации диаспоры // Цифровая социология. 2022. Т. 5, № 4. С. 56–66. doi: 10.26425/2658-347x-2022-5-4-56-66.
  12. Иванушкина Н.В. Концепция медийно-ориентированного подхода в профессиональной подготовке студентов вуза // ЦИТИСЭ. 2025. № 2 (44). С. 204–215.
  13. Левченко В.В., Иванушкина Н.В. Медийно-ориентированный подход в профессиональной подготовке студентов вуза // Ярославский педагогический вестник. 2024. № 2 (137). С. 142–149.
  14. Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л., Шитова В.А. Развитие форм организации дистанционного обучения в эпоху цифровизации образования // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 497. С. 143–150.
  15. Краснобаева-Черная Ж.В., Бороденко Л.Н. Дистанционное обучение в образовательной системе высшей школы: опыт осмысления и приоритетные направления совершенствования // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2023. Т. 42, № 2. С. 269–279. doi: 10.52575/2712-7451-2023-42-2-269-279.
  16. Прыткова Ю.С., Фомина М.А. Нормативные и методологические аспекты применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения при реализации программ непрерывного образования // Методология и технология непрерывного профессионального образования. 2021. № 2 (6). С. 5–14.
  17. Денисова В.В., Астахова Н.В. Оптимизация формата образовательной коммуникации в условиях онлайн- и/или смешанного обучения // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2024. № 1 (69). С. 149–156.
  18. Челнокова Е.А., Лебедева А.А., Алешугина Е.А. Интерактивная лекция как современная форма обучения в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9, № 3 (32). С. 199–202. doi: 10.26140/bgz3-2020-0903-0049.
  19. Яковлева Т.В., Вяликова Г.С., Кадыкова М.Н. Интерактивная вузовская лекция: виды и особенности организации // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 84–4. С. 368–371.
  20. Мурдускина О.В. Реализация принципов визуализации образовательного контента при смешанном обучении иностранным языкам студентов-лингвистов // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8, № 4. С. 429–436. doi: 10.30853/ped20230066.
  21. Пономарева Е.Ю. Обучение будущих педагогов проектированию средств мультимедиавизуализации учебной информации как целостный процесс // Мир науки, культуры, образования. 2025. № 3 (112). С. 301–303. doi: 10.24412/1991-5497-2025-3112-301-303.
  22. Рудакова О.А. Педагогический потенциал и возможности применения мультимедиа в вузовской подготовке студентов // Мир науки, культуры, образования. 2025. № 3 (112). С. 303–305. doi: 10.24412/1991-5497-2025-3112-303-305.
  23. Шульц О.Е. Дидактический потенциал электронных образовательных платформ «British Council» и «Engvid» в процессе организации цифровой коммуникации студентов неязыковых направлений подготовки на занятиях по иностранному языку в вузе // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2025. Т. 10, № 4. С. 506–512. doi: 10.30853/ped20250062.
  24. Конышева А.В. Вебинар как сетевая форма организации учебной деятельности студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № S1. С. 86–90.
  25. Иванова Е.Б. Организация дистанционного обучения в формате вебинаров (рекомендации по проведению вебинара от и до) // Управление образованием: теория и практика. 2012. № 3 (7). С. 106–113.
  26. Разумова Н.А. Видеолекции и вебинары в системе дистанционного обучения // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2013. № 1. С. 69–70.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Формы организации обучения и способы взаимодействия участников образовательного процесса

Скачать (397KB)

© Иванушкина Н.В., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».