Педагогический ракурс осмысления сущности и структуры ценностного отношения курсантов юридического вуза ФСИН России к человеку
- Авторы: Клычков С.А.1
-
Учреждения:
- Самарский юридический институт ФСИН России
- Выпуск: Том 10, № 3 (2021)
- Страницы: 246-250
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/90498
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv2021103308
- ID: 90498
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье обосновывается актуальность проблемы гуманизации отношений между людьми, в рамках которой выделяется проблема формирования ценностного отношения курсантов юридического вуза ФСИН России к человеку. Осуществляется педагогическое осмысление понятий «ценность», «отношение», «человек», являющихся смыслообразующими для ценностного отношения курсантов юридического вуза ФСИН России к человеку. Раскрывается специфика ценности как осознанного смысла, определяющего отношение человека к миру, к людям и к себе самому. Обосновывается положение о том, что формирование ценностного отношения курсантов юридического вуза ФСИН России к другому человеку предполагает взаимосвязь между ценностными и эмоциональными факторами. Доказывается, что осознание курсантом значения другого человека как ценности, переходящее в личностный смысл, будет способствовать его становлению как человека и профессионала, для которого другой человек всегда будет являться целью, а не средством. Выявляется сущность ценностного отношения курсантов юридического вуза ФСИН России к человеку, заключающаяся в осознании курсантом значения другого человека как ценности и наделение этого значения личностным смыслом, переживаемым на эмоциональном уровне. Конкретизируются научные представления о ценностном отношении как интегративной психологической структуре, как устойчивом личностно-смысловом образовании, как трехаспектной структуре и утверждается возможность рассмотрения понятия «ценностное отношение курсантов юридического вуза ФСИН России к человеку» как личностного образования, обладающего структурой. Определяется структура понятия «ценностное отношение курсантов юридического вуза ФСИН России к человеку» через выделение когнитивного, аксиологического, эмоционального и деятельностного компонентов.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Сергей Александрович Клычков
Самарский юридический институт ФСИН России
Автор, ответственный за переписку.
Email: klichkov62@rambler.ru
преподаватель кафедры физической и тактико-специальной подготовки
РоссияСписок литературы
- Вдовин С.А. Моральные требования к деятельности юриста как предмет педагогической рефлексии // Образование и саморазвитие. 2011. № 6 (28). С. 19–24.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. 720 с.
- Рыбин В.А. Гуманизм как этическая категория. М.: Логос, 2004. 272 с.
- Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. М.: Знание, 1981. 64 с.
- Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. 205 с.
- Сагатовский В.Н. Есть ли выход у человечества? СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 2000. 148 с.
- Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. 272 с.
- Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. М.: Политиздат, 1967. 351 с.
- Бездухов В.П. Культура и образование // Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара: СГПУ, 2002. С. 66–173.
- Братусь Б.С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование). М.: Знание, 1985. 64 с.
- Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения). В 3 ч. Ч. 1. Введение: философия и жизнь. СПб.: СПбГУ, 1997. 224 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1983. С. 94–231.
- Позднякова О.К. Связи взаимодействия между направлениями деятельности преподавателя вуза по формированию нравственного сознания будущего учителя // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15, № 2(4). С. 903–906.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. 367 с.
- Гуревич П.С. Человек многоликий // Это человек: Антология. М., 1995. С. 3–23.
- Швырев В.С. Проблемы разработки понятия деятельности как философской категории // Деятельность: теория, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. С. 9–20.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: Московский психолого-социальный институт, 1995. 356 с.
- Бодалев А.А. Психология о личности. М.: МГУ, 1988. 188 с.
- Бакурадзе О.М. Природа морального суждения. Тбилиси: Издательство Тбилисского университета, 1982. 84 с.
- Гуревич П.С. Преображение ценностей как чрезвычайная ситуация. М.: МПСИ, 2007. 120 с.
- Гуревич П.С. Философский словарь. М.: Олимп, 1997. 318 с.
- Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие. М.: ТК Велби, Проспект, 2004. 208 с.
- Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: Творческая педагогика; Новая школа, 1993. 80 с.
- Рогожникова Р.А., Путина Н.Н. Воспитание у подростков ценностного отношения к человеку в процессе социальной деятельности в условиях дополнительного образования // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Сер. № 1. Психологические и педагогические науки. 2018. № 2. С. 252–259.
- Рогожникова Р.А., Шлыкова Н.И. Воспитание у будущих педагогов ценностного отношения к человеку как актуальная проблема педагогики // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Сер. № 1. Психологические и педагогические науки. 2018. № 2. С. 113–118.
- Холодкова О.Г. Типы ценностного отношения к людям у подростков // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2 (51). С. 318–321.
Дополнительные файлы
