The problem of choosing methodological bases in developing modern learning materials for students of higher education institutions

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The present research deals with the problem of developing modern learning materials for students of higher education institutions. The authors emphasize that in the traditions of the Russian educational system, the pedagogical staff itself is charged with implementing this educational and methodological direction, that is why textbooks are often created intuitively, based on personal professional experience, sometimes with no scientific basis. This fact raises the question of the need for a deep analysis of scientific researches in this sphere to determine the principles in designing a particular educational publication and reasonably choose methodological bases. The authors have attempted to structure the revealed methodological bases (pedagogical approaches) depending on the idea and the functional strategic goal of education itself. Two groups of basic approaches and their derivatives are singled out and described: competence approach, aimed at the formation of a standard specialist in the professional sphere and implemented mainly through activity-based educational technologies – contextual approach, problem-based learning, task-based approach; and humanitarian and anthropological approach, aimed at personal growth of a student in his entirety (personality-oriented approach, andragogical approach), disclosure of his potential, his work with personal meanings (hermeneutic approach, euristic approach), formation of his own world picture, realization of his individual educational trajectory. In the end, the authors make a conclusion that it is necessary to combine the approaches of different nature in developing the concept of learning materials, as the exclusion of one of the components will significantly limit the potential opportunities in the personal and professional growth of students.

About the authors

Natalya Vladimirovna Khismatulina

Saint Petersburg University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation

Author for correspondence.
Email: khisnatalya@yandex.ru

senior lecturer of Foreign Languages Department

Russian Federation, Saint Petersburg

Svetlana Aleksandrovna Pugacheva

Saint Petersburg University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation

Email: pugacheva.7575@mail.ru

senior lecturer of Foreign Languages Department

Russian Federation, Saint Petersburg

Tatiana Viacheslavovna Malkova

Saint Petersburg University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation

Email: tatyanamalkova@gmail.com

associate professor of Foreign Languages Department

Russian Federation, Saint Petersburg

References

  1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/71848426.
  2. Об утверждении порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования: приказ Минобрнауки РФ от 23.07.2013 № 611 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_150864.
  3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/77308493.
  4. Ануфриева Д.Ю., Галынская Ю.С., Коростелева Н.А., Храпченкова Н.И. Анализ основных понятий и подходов сферы педагогического проектирования // Актуальные проблемы современности. 2021. № 4 (34). С. 54–59.
  5. Карпова Е.М. Проблемы и трудности проведения педагогического проектирования // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 62–13. С. 31–33. doi: 10.18411/lj-06-2020-279.
  6. Афиногенов О.С. Педагогическое проектирование и его особенности // Педагогика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 2, № 1. С. 4–15.
  7. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования: учеб пособие. СПб.: Просвещение, 1995. 234 с.
  8. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие / под ред. И.А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 288 с.
  9. Худайназарова А.Х. Этапы педагогического проектирования как часть образовательного процесса // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. Вып. 5 (61), ч. 7. С. 248–252.
  10. Слободчиков В.И. Концептуальные основы антропологии современного образования // Образование и наука. 2010. № 1 (69). С. 11–22.
  11. Шувалов А.В. В поиске симфонии, или Три модели системы образования // Вестник практической психологии образования. 2010. № 1 (22). С. 42–49.
  12. Павелко Н.Н. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса – необходимое условие качества подготовки специалистов в академии // Вестник ИМСИТ. 2006. № 1–2. С. 71–79.
  13. Давыдова О.В. Современный учебник для вузов: компетентностный подход // Вестник университета. 2013. № 15. С. 166–174.
  14. Кашенкова И.С. Современный вузовский учебник иностранного языка как способ повышения качества образования // Язык. Культура. Перевод. Коммуникация: сб. науч. тр. Вып. 2. М.: КДУ; Университетская книга, 2018. С. 221–224.
  15. Лыков М.Н. Современные требования к структуре и содержанию вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла и педагогические условия их реализации: автореф. дис. … канд. пед. наук. Казань, 2008. 22 с.
  16. Павлова И.П. Современный учебник иностранного языка для неязыкового вуза: проблемы и перспективы // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2011. Вып. 12 (618). С. 43–60.
  17. Шевченко О.А. Учебник контекстного типа в иноязычном образовании // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2012. № 3. С. 63–67.
  18. Зуева М.Л. Эффективность использования проблемного подхода для формирования ключевых образовательных компетенций // Ярославский педагогический вестник. 2007. № 2 (51). С. 36–47.
  19. Балл Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990. 184 с.
  20. Илакавичус М.Р., Самойлова Т.А. Проблема выбора методологии в исследованиях иноязычной подготовки в организациях высшего образования МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2022. № 2 (94). С. 184–190. doi: 10.35750/2071-8284-2022-2-184-190.
  21. Пичкуренко Е.А., Архипова А.И., Аракелов А.В. Дидактические аспекты герменевтического круга и проектирование технологий освоения учебного текста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2018. Вып. 2 (218). С. 101–109.
  22. Войтик Н.В. Актуализация педагогического потенциала учебного текста (на примере обучения иностранным языкам в вузе) // Образование и наука. 2005. № 2 (32). С. 33–39.
  23. Основы андрагогики: учеб. пособие / под ред. И.А. Колесниковой. М.: Academia, 2007. 240 с.
  24. Змеёв С.И. Основы технологии обучения взрослых: учеб. пособие. М., 2001. 132 с.
  25. Практическая андрагогика: метод. пособие. Кн. 1. Современные адаптивные системы и технологии образования взрослых / под ред. В.И. Подобеда, А.Е. Марона. СПб.: ГНУ «ИОВ РАО», 2003. 406 с.
  26. Хисматулина Н.В., Пугачева С.А. Концепция учебника нового поколения по иностранному языку для обучающихся ведомственных образовательных организаций высшего образования // Интеграция науки и образования в системе подготовки военных специалистов: сб. науч. тр. по мат-лам III всерос. науч.-практ. конф. Воронеж, 2022. С. 440–446.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Khismatulina N.V., Pugacheva S.A., Malkova T.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».