Готовность к медиации как компетенция бакалавров гуманитарных направлений
- Авторы: Бударина А.О.1, Симаева И.Н.1, Чуприс А.С.1, Шахторина Е.В.1
-
Учреждения:
- Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
- Выпуск: Том 7, № 2 (2018)
- Страницы: 224-229
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/21777
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201872302
- ID: 21777
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Авторы анализируют ряд взаимосвязанных проблем социального, методологического и методического характера, которые препятствуют развитию медиации как профессиональной деятельности в России, и выдвигают идею интегрированного обучения медиации студентов гуманитарных и образовательных направлений бакалавриата на основе компетентностного подхода. Показано, что данный вариативный либо факультативный модуль дает возможность с минимальными затратами подготовить профессиональных медиаторов, имеющих гуманитарное мировоззрение и готовых осуществлять медиацию как социально-гуманитарную практику. Тем самым устраняется рассогласование между объективной потребностью государства и общества в медиаторах, узкоутилитарной трактовкой медиатора как посредника в урегулировании споров и конфликтов, размытыми требованиями профессионального стандарта к высшему образованию медиатора и неиспользованием для медиации кадровых ресурсов из числа выпускников бакалавриата. Предлагается ввести в ФГОС3++ профессиональной подготовки студентов по гуманитарным и образовательным направлениям универсальную компетенцию «способность и готовность к медиации». Рассмотрена структура данной компетенции и содержание когнитивного, эмоционально-оценочного и побудительного компонентов готовности к профессиональной деятельности в области медиации. Представлены результаты апробации факультативной программы «Основы медиации» и методики моделирования готовности к медиации слушателей факультатива на основе компетентностного подхода, теории аттитюда и идей восстановительного способа реагирования на конфликтные и криминальные ситуации.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Анна Олеговна Бударина
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
Email: abudarina@kantiana.ru
доктор педагогических наук, профессор, директор Педагогического института
Россия, КалининградИрина Николаевна Симаева
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
Email: isimaeva@kantiana.ru
доктор психологических наук, профессор Института гуманитарных наук
Россия, КалининградАлина Сергеевна Чуприс
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
Email: alina.chupris@mail.ru
аспирант Педагогического института
Россия, КалининградЕкатерина Валентиновна Шахторина
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
Автор, ответственный за переписку.
Email: eshakhtorina@kantiana.ru
кандидат педагогических наук, доцент Института гуманитарных наук
Россия, КалининградСписок литературы
- Шамликашвили Ц.А., Харитонов С.В. Основания медиации (Медиация как область научных исследований // Вестник федерального института медиации. 2017. № 1. С. 30-50.
- Бодрова Е.А. Медиация как способ защиты прав и интересов лиц, не достигших совершеннолетия // Черные дыры в российском законодательстве. 2014. № 4. С. 52-54.
- Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Безопасность подростков в Интернете: риски, совладание и родительская медиация // Национальный психологический журнал. 2014. № 3 (15). С. 36-48.
- Осипов Г.В., Онипченко О.Г. Медиация как способ профилактики суицидального поведения в школе // Open innovation: сб. статей II междунар. науч.-практ. конф. В 2-х частях. Пенза: Наука и просвещение, 2017. С. 221-224.
- Качер О.В. Семейная медиация и работа органов опеки и попечительства // Семейная медиация в ювенальной политике: сб. статей междунар. науч.-практ. конф. / отв. редактор: В.Ю. Сморгунова. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2014. С. 105-107.
- Пантелеева И.А. Семейная медиация как альтернативная процедура разрешения споров // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 1-2. С. 452-457.
- Ефимова И.Ю. Медиация в трудовых спорах и ее применение // Вестник образовательного консорциума. Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 3. С. 18-218.
- Дмитрикова Л.В. Медиация этнических конфликтов в образовании // Глобализация науки: проблемы и перспективы: сб. статей междунар. науч.-практ. конф. Уфа: Аэтерна, 2014. С. 219-221.
- Самсонова Н.В. Конфликтология и медиация в образовании: этап стандартизации // Конфликтология. 2014. № S. С. 59-63.
- Статеева Е.В. Перевод и коммуникативная языковая медиация как навыки устного общения // Ученые записки Международного банковского института. 2014. № 8-1. С. 141-146.
- Шебалов Р.Ю., Кристал Д. Языковая игра и лингвистическая медиация // Лингвистика креатива - 3 / под общ. ред. Т.А. Гридиной. Екатеринбург, 2014. С. 89-114.
- Даровских Ю.В. Медиация в механизме управления социальными процессами // Академический вестник. 2014. № 4 (30). С. 170-177.
- Вьюшков Э.С., Бады-Сагаан Р.А., Пичугина Т.В., Кондратьева К.С. Медиация в системе урегулирования межнациональных конфликтов и противодействия экстремизму // Экономика и социум. 2014. № 4-2 (13). С. 284-288.
- Гайдук В.В., Лукьянцев А.С. Политическая медиация как новая политическая технология // Вопросы политологии. 2014. № 4 (16). С. 81-91.
- Костина О.В., Костин А.А. Урегулирование споров (медиация) во внешнеэкономической деятельности: основные тенденции и проблемы // Universum: экономика и юриспруденция. 2015. № 2 (13). С. 5.
- Иванова Е.В. Медиация как междисциплинарный метод устойчивого развития региона // Наука и Мир. 2015. Т. 2, № 2 (18). С. 36-37.
- Брукс Д., Йен М. Различия между медиацией и восстановительным правосудием/практикой // Вестник восстановительной юстиции. 2016. № 13. С. 108-123.
- Чуприс А.С. Модели медиации в условиях образовательных учреждений // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2016. № 2. С. 108-113.
- Профессиональный стандарт: Специалист в области медиации (медиатор). Утвержден Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. № 1041н [Электронный ресурс]. - Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 30. 27.07.2015.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. 5 мая.
- Симаева И.Н., Чуприс А.С. Компетентностная интерпретация результатов профессионального образования: история и задачи // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2015. № 5. С. 62-68.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. 23 апреля.
- Бударина А.О., Чуприс А.С. Готовность к медиации студентов гуманитарных направлений // Общество и личность: гуманистические тенденции в развитии современного общества: V междунар. науч.-практ. конф. Ставрополь: АНО ВО СКСИ, 2017. С. 119-124.
- Бесемер Х. Медиация. Посредничество в конфликтах. Калуга: Духовное познание, 2005. 176 с.
Дополнительные файлы
