Entrepreneurial thinking as a pedagogical category
- Authors: Kopytova A.I.1, Martynenko D.A.2
-
Affiliations:
- Tomsk State Pedagogical University
- Tomsk Polytechnic College
- Issue: Vol 14, No 1 (2025)
- Pages: 138-147
- Section: Pedagogical Sciences
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/313681
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2025141306
- ID: 313681
Cite item
Full Text
Abstract
The article analyzes entrepreneurship education in general educational institutions of the city of Tomsk, which allowed us to conclude that there are insufficient programs that develop entrepreneurial thinking in students, or that they are absent. Additional education programs for school students in general educational institutions of the city of Tomsk are implemented with a predominance of technical, physical education and health, artistic and socialhumanitarian focus, which corresponds to the trends and factors of the country's socio-economic development. The analysis of the organization of all-Russian events (accelerators, competitions) that develop entrepreneurial thinking in schoolchildren allowed us to identify the best practices for working with children and tools for teaching entrepreneurship, as well as the interest of higher education institutions as a way of involving and providing career guidance to applicants. Based on a comparative analysis of theoretical research in the scientific field, the author's definition of «entrepreneurial thinking» and its components is proposed: psychological, cognitive, social and digital. Entrepreneurial thinking is considered within the framework of the federal state educational standard of basic general education. Almost all personal, meta-subject, subject results are those characteristic personal qualities, knowledge and competencies necessary for the development of entrepreneurial thinking. The formation of entrepreneurial thinking must be made a continuous process, starting with pre-school educational institutions. The obtained materials can be used as a basis for further monitoring the formation of entrepreneurial thinking in educational organizations of Tomsk and beyond.
Full Text
##article.viewOnOriginalSite##About the authors
Anastasia Igorevna Kopytova
Tomsk State Pedagogical University
Author for correspondence.
Email: kopitovaai_21@mail.ru
candidate of economical sciences, associate professor, head of Economics and Entrepreneurship Department
Russian Federation, TomskDiana Alexandrovna Martynenko
Tomsk Polytechnic College
Email: dianasmorodnikova@yandex.ru
lecturer
Russian Federation, TomskReferences
- Ломакина Т.Ю., Васильченко Н.В. К проблеме обучения предпринимательскому мышлению и деятельности в системе среднего профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 4 (43). С. 32–38.
- Куркина Н.Р., Мальтисова Т.В. Развитие предпринимательских навыков как фактор экономического мышления у студентов педагогического вуза // Макаренковские чтения: сб. мат-лов I всерос. науч.-практ. конф. Воронеж, 2023. С. 108–111.
- Старостина Д.С. Формирование предпринимательского мышления современной молодёжи // Региональные аспекты управления социально-экономическими процессами: мат-лы XVII всерос. науч.-практ. конф. учащейся молодёжи. Чебоксары, 2024. С. 87–92.
- Фиофанова О.А., Ярославская О.В. Проектно-ориентированное образование: многофункциональные классы-студии «инженеры будущего» и развитие предпринимательского мышления школьников // Инновации в образовании. 2015. № 6. С. 70–77.
- Берстень Е. Предпосылки эволюции предпринимательского мышления в современном российском обществе // International Independent Scientific Journal. 2020. № 15–2. С. 44–49.
- Бузина Б.Э. Предпринимательское мышление // Байкальская наука: идеи, инновации, инвестиции: сб. мат-лов всерос. науч.-практ. конф. (г. Иркутск, 10 ноября 2022 г.). В 2 ч., ч. 2. Иркутск: СНИО «Инноватика: инвестиционный инжиниринг» ИРНИТУ, Издательство ИРНИТУ, 2022. С. 94–97.
- Каплан Я. Что роднит предпринимательское и креативное мышление? // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 98–5. С. 143–146.
- Володин Р.С. Формирование предпринимательского мышления у подростков в рамках проектной деятельности в школе // Журнал У. Экономика. Управление. Финансы. 2024. № 2 (36). С. 281–290.
- Беслер Е.Р., Лисина Л.Г. Проектная деятельность как интерактивный метод развития предпринимательского мышления // Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления бизнес-процессами: сб. мат-лов V регион. науч.-практ. конф. Красноярск, 2024. С. 79–82.
- Ермакова Ю.А. Развитие предпринимательского мышления и внедрение искусственного интеллекта в образовательные программы для детей // Advances in Science and Technology: сб. ст. LXIV междунар. науч.-практ. конф. М., 2024. С. 155–158.
- Звягинцева И.В. Формирование предпринимательских компетенций Школьников в системе дополнительного образования: Практический аспект // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 10–2. С. 50–53.
- Молчанов И.Н. Образование как социальный институт: предпринимательский вектор // Экономика. Налоги. Право. 2022. Т. 15, № 5. С. 38–46.
- Галюта О.Н. От финансовой грамотности к предпринимательскому мышлению: путь к успеху в цифровом мире // Финансовое просвещение: сб. мат-лов XXI всерос. науч.-практ. конф. по финансовому просвещению в России. М., 2024. С. 109–119.
- Ланина C.Ю. Актуальность формирования предпринимательское грамотности у студентов учреждений среднего профессионального образования // Актуальные проблемы школьного образования: сб. ст. по мат-лам междунар. науч.-практ. конф. Благовещенск, 2024. С. 659–660.
- Тагиров К.Т. Предпринимательство: теория и российские особенности // Символ науки. 2015. № 7–1. С. 117–120.
- Тарануха Ю.В. Предпринимательство: природа, содержание и сущность // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2021. Т. 16, № 3. С. 223–237.
- Мартыненко Д.А. Актуальность формирования предпринимательского мышления у школьников // Наука и образование: мат-лы XXVI всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. В 3 т. Томск, 2024. С. 170–175.
- Вострикова Н.М. Понятие «мышление» в психолого-педагогической литературе // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 8. С. 255–259.
- Титов А.А. Мышление как процесс и как деятельность: анализ философско-психологических исследований мышления // Педагогика и психология образования. 2020. № 1. С. 180–197.
- Михайленко Т.В. Развитие предпринимательского мышления будущих менеджеров в образовательном процессе вузов: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Челябинск, 2008. 23 с.
- Каплан Я., Гуров Ф.Н. «Бизнес-интеллект» и его роль в различных видах деятельности // Ценности и смыслы. 2023. № 2 (84). С. 125–138.
- Буров В.Ю., Каминская С.В., Капитонова Н.В., Кислощаев П.А., Масалов П.В. Экономика образования: формирование предпринимательского мышления в условиях цифровых технологий: учеб. пособие. Чита: ЗабГУ, 2019. 133 с.
- Трошина Е.П. Развитие креативного и предпринимательского мышления с использованием современных подходов к обучению // Образование, инновации, исследования как ресурс развития сообщества: сб. мат-лов II междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 14 ноября 2018 г.). Чебоксары: Изд. дом «Среда», 2018. С. 128–132.
- Плотников М.В. Развитие предпринимательского мышления как социальная технология // Молодежь как ресурс регионального развития: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (г. Киров, 27–28 октября 2011 г.). Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. С. 555–560.
- Васильева В.В. Творческое предпринимательство как новая тенденция в экономике России // Государственное управление и развитие России: вызовы и перспективы: сб. ст. VI всерос. науч.-практ. конф. / под науч. ред. А.В. Яшина, А.А. Грачева. Пенза, 2022. С. 59–62.
- Пеньковских Е.А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике // Вопросы образования. 2010. № 4. С. 307–318.
- Малинин В.А. Формирование предпринимательских способностей у обучающихся в системе «школа–вуз» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 1 (53). С. 125–131.
- Иванов С.А. Развитие предпринимательского подхода при подготовке кадров – необходимое условие реализации национальных целей в экономике // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2021. № 1. С. 10–16.
- Килина Л.В. Формирование навыков долгосрочного финансового планирования на уроках финансовой грамотности // Актуальные проблемы социогуманитарного образования: сб. ст. Вып. 6 / науч. ред. Е.В. Донгаузер, Т.С. Дорохова. Екатеринбург, 2023. С. 69–77.
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/401433920.
- Кодификатор ФИПИ [Электронный ресурс] // ФИПИ. https://fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/173801626-9.
- Обществознание останется в программе 8-х классов до 2026 года [Электронный ресурс] // Ведомости. https://www.vedomosti.ru/society/news/2025/02/14/1092195-obschestvoznanie-ostanetsya.
- Минпросвещения РФ оставило обществознание в 8–9 классах до 1 сентября 2026 года [Электронный ресурс] // Интерфакс. https://www.interfax.ru/russia/1008942.
- О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования: приказ Минпросвещения РФ от 19.03.2024 № 171 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/408874003.
Supplementary files
