Том 18, № 3 (39) (2023)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

Жанрово-дискурсивная обусловленность содержания концепта (на материале концепта молодость)

Крючкова Н.В., Крючкова О.Ю.

Аннотация

На примере концепта молодость раскрывается вариативная сущность концептов. Показано, что концепты как структуры хранения знаний модифицируются под влиянием коммуникативного узуса, дискурсивных предпочтений, свойственных определенным сферам общения, жанровым формам. К анализу привлечены контексты, отобранные из Национального корпуса русского языка с учетом дифференциации текстов по типам (сферам функционирования) и жанровым разновидностям. Выборка из газетного подкорпуса (текстов центральных и региональных СМИ), основного подкорпуса (художественных и нехудожественных текстов с их жанровыми разновидностями) ограничена современным материалом – текстами, созданными в период 2015–2022 гг. Выявлено, что разные типы и жанры речи неоднородны с точки зрения актуализованного в них содержания концепта молодость, наблюдается выдвижение разных семантических компонентов и их наборов, своеобразная расстановка смысловых акцентов в пределах одних и тех же семантических признаков. Показана значимость количественных распределений при жанрово-дискурсивном анализе концептов. Именно на основе количественных данных выявляются наиболее актуальные (частотные) для данного типа дискурса или его жанровых разновидностей смысловые компоненты и их корреляции – при поверхностном сходстве элементов концептуального содержания, реализуемых в текстах одного временного среза. Утверждается положение о том, что концепт является единицей коммуникации, получающей свою определенность на уровне дискурсивной реализации; концепт представляет собой не жесткую структуру с устойчивым набором признаков, а вероятность взаимосвязей, получающих своеобразное воплощение в разных типах и жанрах речи.
Жанры речи. 2023;18(3 (39)):212-218
pages 212-218 views

Речевые жанры негативной реакции

Стексова Т.И.

Аннотация

Статья посвящена изучению группы речевых жанров, объединенных по параметру актуальности фактора прошлого, т. е. являющихся жанрами-реакциями. Актуальность исследования обусловлена необходимостью следующего шага в изучении жанров речи: от описания конкретных жанров к выявлению системных отношений между ними. Исследование представляет собой жанроведческий анализ высказываний русского языка, зафиксированных в Корпусе национального русского языка. Выделяются подгруппы жанров негативной реакции по отношению к типу реплики-стимула: реакции на императивные жанры, реакции на информативные жанры и группа жанров, каузатором которых могут быть как реплики-стимулы, так и факты реальной действительности. В ходе работы выяснено, что группы жанров, объединенных по характеристике реплики-стимула, распадаются на другие группы, если жанры негативной реакции группировать по их иллокутивной цели. Таким образом, можно утверждать, что в жанровой системе русской речи можно увидеть отношения, аналогичные парадигматическим и синтагматическим отношениям в системе языка. Каждый жанр по разным жанрообразующим признакам связан с разными группами других жанров. Предложенный в статье подход позволяет увидеть те особенности речевого жанра, которые не очевидны при его изолированной характеристике. 
Жанры речи. 2023;18(3 (39)):219-228
pages 219-228 views

Casus generis

Данилина Н.И.

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена неразработанностью проблемы жанровой дифференциации новолатинской научной литературы и необходимостью выявления диахронической перспективы современного языка науки. Материалом служит фрагмент медицинского текста XVI в., цель – анализ его жанрового своеобразия. Специфика материала определяется тем, что он представляет собой диалог – жанр, заимствованный из философской литературной традиции. Необычность для жанра диалога – тематическая, для медицинской литературы – жанровая: среди медицинских сочинений диалоговые отсутствуют. По основной авторской интенции анализируемый диалог принадлежит к информативным жанрам, по роли адресата – к диалогам дидактическим и унисонным. Ведущий персонаж выражает авторскую позицию, реплики собеседников выполняют метатекстовые функции. В языковом плане текст, включая речь главного персонажа, демонстрирует наличие многочисленных лексико-грамматических средств диалогизации. Имитация профессионального диалога происходит на всех уровнях, начиная с сюжетно-композиционного. Логико-тематическое развитие беседы происходит параллельно и согласованно с последовательностью действий, реально выполняемых в ситуациях, подобных заявленной. Характерные для неофициального профессионального общения черты привносятся в текст изложением отвергаемых мнений, репликами солидаризации, отступлениями-упоминаниями о случаях из практики (оценочность и фатика), имитацией просьб и побуждений (императивность). Наличие стилистических приемов также сближает данный научный текст с произведениями художественной литературы. Делается вывод, что автор искусно имитирует профессиональный диалог, не пренебрегая при этом своей истинной (информативной) целью и учитывая письменную форму, в которой он реально предстанет адресату, а читатель наблюдает уникальное сочинение, научное по содержанию и художественное по форме воплощения.
Жанры речи. 2023;18(3 (39)):229-236
pages 229-236 views

Нерегламентированная реплика как жанр парламентской речи (на материале русского парламентского дискурса начала XX века)

Громыко С.А.

Аннотация

Статья посвящена реплике как особому жанру русской парламентской речи. Анализируются различные подходы к парламентским жанрам. Парламентский дискурс рассматривается как институциональный, имеющий динамичную жанровую структуру. Устанавливаются институциональные ограничения, накладываемые на высказывания в форме реплики, делается вывод о роли регламента в формировании системы жанров дискурса, разграничиваются нерегламентированная и регламентированная реплики. На материале думских дискуссий начала XX века рассматриваются нерегламентированные реплики с места, доказывается их жанровый статус, производится классификация парламентских реплик в коммуникативном аспекте. В статье представлены результаты анализа более 200 высказываний членов Государственной Думы с места, зафиксированных официальными стенограммами. Выделяются реплика-вопрос, реплика-ответ и императивная реплика. Делается вывод о провокативном характере парламентского жанра реплики. Разграничиваются функциональные особенности двух типов реплик: регламентированная реплика конвенциональна и диалогична, нерегламентированная реплика агрессивна и провокативна. В качестве основных признаков нерегламентированной реплики выделяются ненормативность с точки зрения регламента, сверхкраткость (одна фраза), реактивность, экспрессивность, оценочность, провокативность.
Жанры речи. 2023;18(3 (39)):237-244
pages 237-244 views

Образ России в учебниках русского языка

Мякшева О.В., Суркова М.В.

Аннотация

Статья посвящена исследованию взаимосоотношения языка и жанра речи как разных типов организации коммуникации, однако имеющих общую коммуникативную природу. Гипотеза исследования: язык предлагает варианты словесного воплощения образа России, а жанр (учебник) отбирает из вариантов тот, который соответствует так понимаемому авторами учебника (адресантами) типа общения с обучающимися (адресатами). Материалом исследования послужила предметная лексика (систематизированная для более содержательного анализа в лексико-семантические группы), которая извлекалась из текстового дидактического материала анализируемых учебников русского языка. Количественно-качественный анализ существительных из текстов показал, что в учебнике русского языка для общеобразовательных школ России отобранные в его дидактический материал тексты отражают образ страны, созданный авторами произведений из «золотого» фонда отечественной литературы, в этих текстах «высвечиваются» константы русской культуры, которые выполняют роль нравственного камертона в духовном воспитании человека. Учебник русского как иностранного демонстрирует вульгарно-прагматический взгляд на образ России, формирует представление о ней как обществе потребления, более того, этот взгляд отражает интенции пренебрежительного отношения к стране, которую авторы репрезентируют в создаваемых текстах.
Жанры речи. 2023;18(3 (39)):245-251
pages 245-251 views

Особенности жанра писательских мемуаров А. И. Солженицына

Алтынбаева Г.М.

Аннотация

Обосновывается утверждение, что А. И. Солженицын расширяет возможности мемуарного жанра, синтезируя приёмы разных жанров и создавая новые способы отображения Истории. Актуальность темы исследования определяется повышенным интересом в последние десятилетия к мемуарам XX в., в частности к мемуарам Солженицына, который правду истории считает приоритетом, а полноту материала и полифоничность его подачи – необходимыми требованиями. Определение природы мемуарных жанров, которые встречаются в творчестве Солженицына, выявление в них традиционных форм и новаторских, а также обоснование полижанровости как признака «новой художественности» писателя – всё это входило в задачи исследования, цель которого – представить своеобразие жанра писательских мемуаров у Солженицына. Основной проблемой солженицынских мемуаров является одновременное присутствие в тексте не только признаков традиционных мемуаров, но и черт документальных, публицистических, художественных, разговорных жанров, их пересечение и синтез. Кроме того, всё творчество Солженицына может быть интерпретировано как метамемуарный текст, в основе которого биография писателя и история России XX в., связанные неразрывно. Отдельный аспект изучения солженицынского мемуарного текста составляет анализ образа автора и диалога с читателем. В статье анализируются жанровые уровни: композиционный, проблемно-тематический, стилистический. Основными приёмами, которыми исследованы мемуарные тексты Солженицына, стали приёмы сопоставительного, имманентного, интратекстуального анализа. Результаты предлагаемого исследования могут быть использованы при изучении творческого метода А. И. Солженицына и мемуаров как non-fiction. Основные выводы указывают на системность и последовательность позиции Солженицына, и в мемуарных жанрах не отступающего от слова правды, от стремления к Истине. 
Жанры речи. 2023;18(3 (39)):252-259
pages 252-259 views

Субжанр «обращение» в речи героев-интеллигентов (на материале советской драматургии 1950–1980-х годов)

Рогожина Е.И., Байкулова А.Н.

Аннотация

В статье рассматривается функционирование субжанра «обращение» в речевом поведении представителей советской интеллигенции. В качестве материала было использовано 9 драматургических текстов отечественных авторов: В. Азерникова, С. Алешина, А. Арбузова, Л. Зорина, С. Михалкова, М. Рощина. Для анализа выбирались диалоги, в которых принимают участие герои-интеллигенты. К критериям определения принадлежности персонажа к группе интеллигенции относится род деятельности, о котором сообщается в списке действующих лиц, ремарках, самопрезентации или репликах других героев, качественная характеристика героя, конструируемая из реплик персонажей и авторских ремарок, собственно речевой портрет героя (лексическое, стилистическое, коммуникативное содержание), а также действие пьесы, из которого можно судить о поступках, моральных качествах и воспитании персонажа. В связи с тем что речь представителей разных поколений, как правило, имеет существенные различия, все выбранные персонажи были распределены на три поколенческие группы. В результате анализа было выявлено, что субжанр «обращение» – полифункциональная коммуникативная единица, которая является одним из компонентов жанров «приветствие», «прощание» «поздравление», «благодарность», «извинение», «комплимент», «утешение», «упрек», «спор», «признание в любви». В речи героев-интеллигентов активно используются обращения с притяжательными местоимениями, мелиоративными прилагательными, метафорами и прецедентными именами. 
Жанры речи. 2023;18(3 (39)):260-266
pages 260-266 views

Ценности власти в англосаксонском героическом эпосе раннего Средневековья

Палашевская И.В., Гогенко В.В.

Аннотация

Статья выполнена в русле исторической лингвокультурологии и посвящена ценностям власти, формирующим ее образ в героическом эпосе англосаксонского общества раннего Средневековья. Материалом исследования послужила поэма «Беовульф». Рассматриваются стилистические особенности эпического жанра как формы кодификации, категоризации мира и идеологического воздействия в эпоху «доблести и хищничества» (Т. Веблен). Авторы акцентируют роль аллитерационного рисунка говорного стиха, «слов-картинок» (кеннингов и компаундов) и элементов звукового символизма, используемых в создании эпического сказания как вербального инструмента боевого настроя воинов в культуре публичного восхваления бесстрашия и готовности к войне. Под ценностями власти понимаются значимые модели поведения и качества (добродетели), высоко ценимые в социальной практике этнической общностью и являющиеся знаками принадлежности к правящей элите. Такие образцы в форме ожиданий мотивируют героев поэмы совершать должные поступки, предписанные их позициями в социальной системе. Добродетели власти оказывали непосредственное влияние на то, как это общество функционировало. Их проявление открывало доступ к верховному положению в правящем слое. С точки зрения авторов, ключевая тема поэмы – статусное восхождение героя и преодоление препятствий на этом пути. Рассматриваются языковые средства и способы интродукции ценностей потестарной культуры. Анализируются значения слов, обозначающих должные качества субъекта власти, оценочные суждения афористического характера. Выделяются типы таких суждений (констатации, открытые призывы, оценочно-мотивировочные прескрипции – сравнительные и превосходные конструкции, императивы с модусом запрета и вменения в долг). 
Жанры речи. 2023;18(3 (39)):267-274
pages 267-274 views

Amor: вербализация романтической любви в песенном жанре

Воркачев С.Г.

Аннотация

На материале испано-язычных текстов песен репертуара Хулио Иглесиаса исследуются представления о романтической любви в песенном жанре. Устанавливается, что романтическая любовь представляет собой достаточно неопределенное понятие, допускающее как минимум четыре толкования: любовь-страсть, интенсив любви вообще, влюбленность и специфическое любовное чувство, обладающее собственными характеристиками. Обобщение толкований романтической любви свидетельствует о том, что это подвид эротической любви, в котором акцентируются ценностный и депрессивно-эйфорический моменты и добавляется драматический окрас в обстоятельства эволюции этого чувства. В испанском языке чувство любви вербализуется через триаду amor, querer, cariño, где amor – имя родового понятия любви, а querer и cariño преимущественно ориентированы на передачу её подвидов, связанных с желанием физической близости и желанием блага любимому, соответственно. В текстах песенного репертуара Хулио Иглесиаса доминируют характеристики романтической любви: отсылка к трагическим и драматическим жизненным обстоятельствам – измене и утрате любви, разлуке, безответности, сомнениям в верности, ревности; отражаются черты, свойственные преимущественно начальной стадии любви – всплески эйфории и депрессии, ощущение радости и горя, наслаждения и страдания; нередко упоминаются проявления любовной ласки. Рефлексом романтизма в текстах песен Хулио Иглесиаса представляются обожествление предмета любви, уверенность в постоянстве любви, противопоставление любви «настоящей» и «ненастоящей», представление о слиянии любящих в единое целое. 
Жанры речи. 2023;18(3 (39)):275-282
pages 275-282 views

Характеристики аналитической статьи как вида публикаций англоязычного масс-медиа дискурса

Никонова Е.А.

Аннотация

Статья посвящена исследованию характеристик англоязычной аналитической статьи. Актуальность работы обусловлена наличием пробела в исследовании аналитической статьи на примере англоязычных текстов в современной медиалингвистике. В рамках данной работы формулируется определение аналитической статьи как текста, в основе которого лежит аналитический способ отображения действительности и целью которого является демонстрация в сжатом виде максимального объема информации относительно того или иного важного социально-политического вопроса с учетом причинноследственной связи между различными пластами информации. Таким образом, автор аналитической статьи стремится передать читателю объективную картину происходящего (в контексте имеющейся на данный момент информации) для последующего принятия решения или выработки собственной позиции. Определены тематика и функции аналитической статьи, дана подробная характеристика структуры. Проведенный анализ позволяет выделить такие основные черты аналитической статьи, как аргументативность, точность репрезентации фактов, безэмоциональная манера повествования, наличие критики как инструмента ведения публичного диалога.
Жанры речи. 2023;18(3 (39)):283-293
pages 283-293 views

Культурное знание как концептуальное основание речевого жанра религиозного наставления (на материале медиадискурса)

Зарайский А.А., Семухина Е.А.

Аннотация

В современной медиасреде, охватывающей все сферы человеческой деятельности, получают репрезентацию разнообразные виды дискурса, в том числе религиозный и его жанры. К числу частотных в медиадискурсе религиозного направления относится речевой жанр религиозного наставления (РЖРН). Данный жанр представляет собой составляющую одного из первичных жанров религиозного дискурса – проповеди, в частности, предполагающую разъяснение принципов практического применения религиозных постулатов и правил. В интернет-среде данный жанр приобретает новые характеристики, изучение которых представляется актуальным в связи с общим исследовательским интересом к аспектам медиакоммуникации, а также растущим вниманием общества к вопросам религии. Целью исследования стал анализ способов и особенностей актуализации речевого жанра религиозного наставления, культурно-концептуального основания этого жанра, репрезентированного в интернет-публикациях на крупнейших сайтах, посвященных православной вере. Методами исследования послужили интерпретативный и понятийный анализ, метод концептуального анализа дискурса, культурно-семиотический анализ медиатекстов. Результатами исследования стало определение единиц культурного знания, лежащих в основе способов реализации основной воздействующей функции речевого жанра религиозного наставления. Культурные смыслы и концепты являются ключевыми феноменами знания, организующими смысловое содержание РЖРН. Культурной доминантой концептуального основания жанра представляется текст Священного Писания. Дискурсивными способами объективации компонентов культурного знания стали: иллюстрации примерами поведения, обращение к мнению авторитетных лиц и цитирование библейских текстов. 
Жанры речи. 2023;18(3 (39)):294-299
pages 294-299 views

COVID-19-дискурс как особый вид дискурса в структуре университетского интернет-портала (на материале русского и немецкого языков)

Новикова Э.Ю.

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению COVID-19-дискурса в структуре интернет-портала университета как особого, самостоятельного типа дискурса. Предпринимается попытка выявить дискурсообразующие признаки заявленного дискурса, а также проанализировать исследовательский эмпирический материал в фокусе жанровых и языковых особенностей дискурса. Предлагаемый анализ проводится с помощью общенаучных методов, с использованием интерпретативного метода и контекстуального анализа. Анализируются способы построения, навигации интернет-сайта и/или интернет-страницы COVID-19, интегрированной в университетский интернет-портал, дается обоснование их гипертекстовых характеристик, описывается тематическая специфика рубрик. Предлагается описание конститутивных признаков дискурса COVID-19: участники, хронотоп, цель, стратегии, ценности. В исследовании изучаемый дискурс COVID-19 рассматривается как институциональный гибридный, интердискурсивный феномен, формирующий тематически ограниченное коммуникативное пространство в структуре интернет-портала университета в период пандемии коронавируса. Проводится подробный анализ жанровой специфики заявленного дискурса на материале двух неблизкородственных языков (русский, немецкий), рассматриваются его дискурсообусловленные лексические, синтаксические особенности. Предпринятое исследование позволило определить жанровое своеобразие университетского COVID-19-дискурса, обусловленное формированием и существованием дискурса COVID-19 в отличных друг от друга лингвокультурах. Показаны взаимозависимость жанровой структуры и внутрижанровых языковых средств. На данном этапе определены сходства и различия языковых маркеров дискурса – синтаксических и лексических, что позволяет предположить наличие лингвокультурной детерминации COVID-19-дискурса в структуре интернет-портала университета двух неблизкородственных языков. Исследование открывает перспективы для дальнейшего фокусного рассмотрения лингвокультурной обусловленности COVID-19-дискурса и детального анализа его языковых и транслатологических особенностей. 
Жанры речи. 2023;18(3 (39)):300-308
pages 300-308 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».