Поликодовый семиозис коммуникации на цифровых социальных площадках

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследование посвящено анализу поликодового семиозиса в коммуникации на популярной платформе Telegram, где взаимодействие вербального и авербального кодов формирует основу для эффективной передачи информации. Актуальность работы обусловлена необходимостью изучения поликодовых текстов в условиях цифровизации, когда серьезно повышается роль виртуального общения, что трансформирует традиционные семиотические системы. Цель исследования состоит в том, чтобы выявить особенности поликодовости как средства репрезентации авторской интенции путем установления корреляции между вербальным и авербальным кодом. Настоящая работа фокусируется на изучении поликодовых текстов, выполняющих когнитивную, экспрессивную, фатическую и метадискурсивную функции в новостных Telegram-каналах, и их роли в передаче интенции автора. В ходе исследования был проведен анализ взаимодействия вербальных и авербальных компонентов сообщений. Результаты подтверждают, что поликодовость усиливает коммуникативный потенциал контента. Авербальный код может как дополнять значение сообщения, выраженное вербальным кодом, раскрывая позицию отправителя, так и изменять его, порою даже контрастируя с ним, выражать дополнительную оценку, которая эксплицитно не репрезентирована вербальными средствами.

Об авторах

А. Г. Фомин

Кемеровский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: kafedra_pil@mail.ru
доктор филологических наук, профессор ул. Красная, 6, Кемерово, 650000, Россия

Ш. Р. Габитов

Кемеровский государственный университет

Email: shamil9907@mail.ru
аспирант ул. Красная, 6, Кемерово, 650000, Россия

Список литературы

  1. Головина Л. В. Влияние изображения на смысловое восприятие креолизованного текста (экспериментальные исследования) // Речевое воздействие: психологические и психолингвистические проблемы. 1986. С. 82-100.
  2. Данилова А. В. Эмодзи как элемент поликодового дискурса // Вопросы психолингвистики. 2020. № 43. С. 45-60.
  3. Евграфова Ю. А. Информационный обмен в одностороннем экранном дискурсе: особенности кодирования и декодирования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2024. Т. 15, № 2. С. 313-328. doi: 10.22363/2313-2299-2024-15-2-313-328. EDN QKMSPC.
  4. Кибрик А. Е. Поликодовый семиозис // Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. М. В. Ахметовой. М.: Советская энциклопедия, 2012. С. 396.
  5. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М.: Гнозис; Прогресс, 1992. 272 с.
  6. Макарова М. Л. Поликодовый текст в современном коммуникативном пространстве // Язык массовой коммуникации: социолингвистическое исследование / под ред. Т. Г. Добросклонской. М.: Наука, 2003. С. 57-66.
  7. Пирс Ч. С. Избранные философские произведения. М.: Логос, 2000. 448 с.
  8. Семиотика: сб. ст. / под ред. Ю. Степанова. М.: Радуга, 1983. 640 с.
  9. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики / пер. А. М. Сухотин; под ред. Р. О. Шор. М.: Юрайт, 2025. 303 с.
  10. Фомин А. Г. Поликодовый семиозис коммуникации на цифровых социальных площадках / А. Г. Фомин, Ш. Р. Габитов // Современная лингвистика: ключ к диалогу: труды и материалы IV Казанского международного лингвистического саммита (Казань, 13–15 декабря 2023 г.): в 3 т. / под общ. ред. И. Э. Ярмакеева, Ф. Х. Тарасовой. Казань: Издательство Казанского университета, 2024. Т. 1. С. 125-128.
  11. Чернявская В. Е. Лингвистика поликодовости: теория и практика. М.: Флинта, 2019. 200 с.
  12. Шифман Л. Мемы в цифровой культуре. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 224 с.
  13. Bardin L. Le texte et l’image // Communication et langages. 1975. № 26. P. 98-112. doi: 10.3406/colan.1975.4211.
  14. Dawkins R. The Selfish Gene. Oxford: Oxford University Press, 1976. 224 p.
  15. Forceville C. Multimodal Metaphor / C. Forceville, E. Urios-Aparisi. Berlin: Mouton de Gruyter, 2009. 471 p. doi: 10.1515/9783110215366.
  16. García-Mayo M. Multimodal Semiotics: A Review of Current Approaches and Future Trends / M. García-Mayo, C. Llamas, E. D. López-Cózar // Proceedings of the 2nd International Conference on Language, Data and Knowledge. Springer, Cham, 2021. P. 40-51.
  17. Jewitt C. The Routledge Handbook of Multimodal Analysis. 2nd ed. London: Routledge, 2014. 378 p.
  18. Kress G. Multimodal Discourse: The Modes and Media of Contemporary Communication / G. Kress, T. van Leeuwen. London: Arnold, 2001. 142 p.
  19. Simon G. K. Semiotics of the media // The SAGE handbook of semiotics / ed. by M. L. Klenk, M. Rollet. Thousand Oaks, CA: Sage, 2011. P. 293-308.
  20. Stöckl H. Multimodales Verstehen – Zwischen Zeichensystemwissen und Textsortenkompetenz // Verstehen und Verständigung. Intermediale, multimodale und interkulturelle Aspekte von Kommunikation und Ästhetik / hrsg. von K. Sachs-Hombach. Köln: Halem, 2016. S. 97-100.
  21. Stöckl H. Sprache-Bild-Texte lesen. Bausteine zur Methodik einer Grundkompetenz // Bildlinguistik / hrsg. von H. Diekmannshenke, M. Klemm, H. Stöckl. Berlin: Erich-Schmidt, 2010. S. 43-70.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».