ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРУКТУРЫ, ВИДОВ РЕШАЕМЫХ ЗАДАЧИ НАПРАВЛЕНИЙ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются особенности применения электронных портфолио (е-портфолио) при обучении студентов в вузе. Описываются особенности и результаты социологического исследования, проведенного в целях выявления наиболее оптимальных областей применения структуры электронных портфолио выпускников вузов. В рамках исследования выявлены критерии, которые позволяют определить таблицу возможных видов компонентов электронных портфолио. С учетом мнения респондентов определены наиболее актуальные задачи, решение которых возможно с применением корректно структурированных электронных портфолио. Такие задачи дифференцированы в зависимости от разных категорий пользователей портфолио. В статье приведены рекомендации обучающимся вузов по созданию персональных электронных портфолио и их последующему эффективному применению в рамках выбора индивидуальных образовательных траекторий. Обсуждается проблема соответствия материалов портфолио требованиям профессиональных стандартов, предъявляемым к профессиональным компетенциям выпускников вузов. Подчеркивается индивидуальность портфолио, наполнение которых происходит с учетом психотипа владельцев. Демонстрируются особенности и преимущества использования портфолио, изначально создаваемых в электронном виде. Материалы статьи подготовлены по результатам казахстанского проекта (3639/ГФ4) с российским участием в области использования электронных портфолио в вузах разных стран.

Об авторах

М А Бектемесов

Казахский национальный университет им. аль-Фараби

Автор, ответственный за переписку.
Email: maktagali.bektemessov@kaznu.kz

Бектемесов Мактагали Абдимажитович, доктор физико-математических наук, профессор, декан механико-математического факультета Казахского национального университета им. аль-Фараби.

пр. аль-Фараби, 71, Алматы, Казахстан, 050038

В В Гриншкун

Московский городской педагогический университет

Email: vadim@grinshkun.ru

Гриншкун Вадим Валерьевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатизации образования Московского городского педагогического университета.

Шереметьевская ул., 29, Москва, Россия, 127521

М А Скиба

Университет Нархоз

Email: marina.skiba@narxoz.kz

Скиба Марина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, советник ректора Университета «Нархоз» (Казахстан).

ул. Жандосова, 55, Алматы, Казахстан, 050035

А Р Турганбаева

Казахский национальный университет им. аль-Фараби

Email: turalma@mail.ru

Турганбаева Алма Рымбековна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики Казахского национального университета им. аль-Фараби.

пр. аль-Фараби, 71, Алматы, Казахстан, 050038

Список литературы

  1. Vezirov T.G., Kostina E.A. Obrazovatel’nye web-tehnologii v podgotovke bakalavrov i magistrov pedagogicheskogo obrazovanija [Educational web technologies in training of bachelors and masters of pedagogical education]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Novosibirsk state pedagogical university]. 2016. No. 4 (32). Pp. 39—49.
  2. Grinshkun V.V. Podgotovka pedagogov k ispol’zovaniju jelektronnyh izdanij i resursov [Training of teachers for use of electronic editions and resources]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2007. No. 8. Pp. 86—89.
  3. Grigor’ev S.G., Grinshkun V.V. O razrabotke uchebnika «Informatizacija obrazovanija» [About development of the textbook “Education Informatization”]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija «Informatika i informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Moscow city pedagogical university. “Informatics and Informatization of Education” series]. 2005. No. 4. Pp. 24—28.
  4. Nacional’naja ramka kvalifikacij [National frame of qualifications]. URL: http://palata.kz/ uploads/ content/files/Nacional’naja ramka kvalifikacij_2016.pdf
  5. Poslanie Prezidenta Respubliki Kazahstan N. Nazarbaeva narodu Kazahstana. 31 janvarja 2017 g. «Tret’ja modernizacija Kazahstana: global’naja konkurentosposobnost’» [Message of the President of the Republic of Kazakhstan N. Nazarbayev to the people of Kazakhstan. January 31, 2017. “Third modernization of Kazakhstan: global competitiveness”]: URL: http://www.akorda.kz/ ru/addresses/addresses _of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaevanarodu-kazahstana-31-yanvarya-2017-g
  6. Rostovyh D.A., Smol’nikova I.A., Poljanskaja A.V., Grinshkun V.V. i dr. Podgotovka i professional’naja dejatel’nost’ uchitelej i prepodavatelej informatiki. Kompetentnostnyj podhod [Preparation and professional activity of teachers and teachers of informatics. Competence-based approach]. M.: RGSU, 2010. 212 p.
  7. Skiba M.A., Bektemesov M.A., Turganbaeva A.R. Fraktal’naja struktura e-portfolio [Fractal structure of an e-portfolio]. Izvestija Jugo-Zapadnogo universiteta. Serija: Upravlenie, vychislitel’naja tehnika i informatika. Medicinskoe priborostroenie [News of the Southwest university. Series: Management, computer facilities and informatics. Medical instrument making]. 2016. No. 1 (18). Pp. 7—15.
  8. Turganbaeva A.R., Skiba M.A. Tipovaja struktura e-portfolio: osobennosti proektirovanija i napolnenija [Standard structure of an e-portfolio: features of design and filling]. Vestnik Kazahskogo nacional’nogo pedagogicheskogo universiteta imeni Abaja. Serija «Fiziko-matematicheskie nauki» [Bulletin of the Kazakh national pedagogical university name after Abay. Physical and Mathematical Sciences series]. 2015. No. 4 (52). Pp. 207—215.
  9. Donaldson J. Digital Portfolios in the Age of the Read/Write Webhttp. URL: er.educause.edu/ articles/2012/11/digital-portfolios-in-the-age-of-the-readwrite-web
  10. Gary R. Brown, Helen L. Chen. Understanding the Evolution of E-Portfolio Practice: Where Do We Go from Here? URL: https://library.educause.edu/resources/2014/1/understanding-theevolution-of-eportfolio-practice-where-do-we-go-from-here
  11. Europortfolio. European Institute for E-learning (2015): URL: http://www.eife-l.org/about/ europortfolio
  12. Mary D. Brown. Using Technology // Electronic Portfolios in the K-12 Classroom. URL: http:// www.educationworld.com/a_tech/tech/tech111.shtml
  13. Mendoza-Calder n, Marco A., Ramirez-Buentello, Joaquin. Hand book of Research one Portfolios. Facilitating Reflection Through ePortfolio at Tecnol gico de Monterrey. Hershey, USA. AliJafari (Ed). 2006. R. 484—493.
  14. Lane C. The Power of ‘e’: Using e-Portfolios to Build Online Presentation Skills. Innovate. 2007. No. 3 (3). Pp. 98—102.
  15. Marieke van der Schaaf. Improving workplace-based assessment and feedback 15by an E-portfolio enhanced with learning analytics // Educational Technology Research and Development, April 2017. Vol. 65. Issue 2. Pp. 359—380.
  16. Balaban I., Mu E., Divjaka B. Development of an electronic Portfolio system success model: An information systems aproach. Computers & Education. 2013. No. 60. Pp. 396—411.
  17. Dysthe O., Engelsen K.S. Portfolio practices in higher education in Norway in an international perspective: Macro-, meso-and micro-level influences. Assessment and Evaluation in Higher Education. 2011. No. 36 (1). Pp. 63—79.
  18. Meeus W., Van Petegem, P., Van Looy L. Portfolio in higher education: Time for a clarificatory framework. International Journal of Teaching and Learning in Higher Education. 2006. No. 17 (2). Pp. 127—135.
  19. Love D., McKean G., Gathercoal P. On implementing web-based portfolios. Educause Quarterly. 2004. No. 25 (2). Pp. 29—37.
  20. Carpenter R., Apostel S., Hyndman J.O. Developing a model for ePortfolio design: A studio approach // International Journal of ePortfolio. 2012. No. 2 (2). Pp. 163—172.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».