ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРУКТУРЫ, ВИДОВ РЕШАЕМЫХ ЗАДАЧИ НАПРАВЛЕНИЙ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
- Авторы: Бектемесов МА1, Гриншкун ВВ2, Скиба МА3, Турганбаева АР1
-
Учреждения:
- Казахский национальный университет им. аль-Фараби
- Московский городской педагогический университет
- Университет Нархоз
- Выпуск: Том 14, № 4 (2017)
- Страницы: 406-417
- Раздел: ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/333565
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2017-14-4-406-417
- ID: 333565
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются особенности применения электронных портфолио (е-портфолио) при обучении студентов в вузе. Описываются особенности и результаты социологического исследования, проведенного в целях выявления наиболее оптимальных областей применения структуры электронных портфолио выпускников вузов. В рамках исследования выявлены критерии, которые позволяют определить таблицу возможных видов компонентов электронных портфолио. С учетом мнения респондентов определены наиболее актуальные задачи, решение которых возможно с применением корректно структурированных электронных портфолио. Такие задачи дифференцированы в зависимости от разных категорий пользователей портфолио. В статье приведены рекомендации обучающимся вузов по созданию персональных электронных портфолио и их последующему эффективному применению в рамках выбора индивидуальных образовательных траекторий. Обсуждается проблема соответствия материалов портфолио требованиям профессиональных стандартов, предъявляемым к профессиональным компетенциям выпускников вузов. Подчеркивается индивидуальность портфолио, наполнение которых происходит с учетом психотипа владельцев. Демонстрируются особенности и преимущества использования портфолио, изначально создаваемых в электронном виде. Материалы статьи подготовлены по результатам казахстанского проекта (3639/ГФ4) с российским участием в области использования электронных портфолио в вузах разных стран.
Об авторах
М А Бектемесов
Казахский национальный университет им. аль-Фараби
Автор, ответственный за переписку.
Email: maktagali.bektemessov@kaznu.kz
Бектемесов Мактагали Абдимажитович, доктор физико-математических наук, профессор, декан механико-математического факультета Казахского национального университета им. аль-Фараби.
пр. аль-Фараби, 71, Алматы, Казахстан, 050038В В Гриншкун
Московский городской педагогический университет
Email: vadim@grinshkun.ru
Гриншкун Вадим Валерьевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатизации образования Московского городского педагогического университета.
Шереметьевская ул., 29, Москва, Россия, 127521М А Скиба
Университет Нархоз
Email: marina.skiba@narxoz.kz
Скиба Марина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, советник ректора Университета «Нархоз» (Казахстан).
ул. Жандосова, 55, Алматы, Казахстан, 050035А Р Турганбаева
Казахский национальный университет им. аль-Фараби
Email: turalma@mail.ru
Турганбаева Алма Рымбековна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики Казахского национального университета им. аль-Фараби.
пр. аль-Фараби, 71, Алматы, Казахстан, 050038Список литературы
- Vezirov T.G., Kostina E.A. Obrazovatel’nye web-tehnologii v podgotovke bakalavrov i magistrov pedagogicheskogo obrazovanija [Educational web technologies in training of bachelors and masters of pedagogical education]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Novosibirsk state pedagogical university]. 2016. No. 4 (32). Pp. 39—49.
- Grinshkun V.V. Podgotovka pedagogov k ispol’zovaniju jelektronnyh izdanij i resursov [Training of teachers for use of electronic editions and resources]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2007. No. 8. Pp. 86—89.
- Grigor’ev S.G., Grinshkun V.V. O razrabotke uchebnika «Informatizacija obrazovanija» [About development of the textbook “Education Informatization”]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija «Informatika i informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Moscow city pedagogical university. “Informatics and Informatization of Education” series]. 2005. No. 4. Pp. 24—28.
- Nacional’naja ramka kvalifikacij [National frame of qualifications]. URL: http://palata.kz/ uploads/ content/files/Nacional’naja ramka kvalifikacij_2016.pdf
- Poslanie Prezidenta Respubliki Kazahstan N. Nazarbaeva narodu Kazahstana. 31 janvarja 2017 g. «Tret’ja modernizacija Kazahstana: global’naja konkurentosposobnost’» [Message of the President of the Republic of Kazakhstan N. Nazarbayev to the people of Kazakhstan. January 31, 2017. “Third modernization of Kazakhstan: global competitiveness”]: URL: http://www.akorda.kz/ ru/addresses/addresses _of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaevanarodu-kazahstana-31-yanvarya-2017-g
- Rostovyh D.A., Smol’nikova I.A., Poljanskaja A.V., Grinshkun V.V. i dr. Podgotovka i professional’naja dejatel’nost’ uchitelej i prepodavatelej informatiki. Kompetentnostnyj podhod [Preparation and professional activity of teachers and teachers of informatics. Competence-based approach]. M.: RGSU, 2010. 212 p.
- Skiba M.A., Bektemesov M.A., Turganbaeva A.R. Fraktal’naja struktura e-portfolio [Fractal structure of an e-portfolio]. Izvestija Jugo-Zapadnogo universiteta. Serija: Upravlenie, vychislitel’naja tehnika i informatika. Medicinskoe priborostroenie [News of the Southwest university. Series: Management, computer facilities and informatics. Medical instrument making]. 2016. No. 1 (18). Pp. 7—15.
- Turganbaeva A.R., Skiba M.A. Tipovaja struktura e-portfolio: osobennosti proektirovanija i napolnenija [Standard structure of an e-portfolio: features of design and filling]. Vestnik Kazahskogo nacional’nogo pedagogicheskogo universiteta imeni Abaja. Serija «Fiziko-matematicheskie nauki» [Bulletin of the Kazakh national pedagogical university name after Abay. Physical and Mathematical Sciences series]. 2015. No. 4 (52). Pp. 207—215.
- Donaldson J. Digital Portfolios in the Age of the Read/Write Webhttp. URL: er.educause.edu/ articles/2012/11/digital-portfolios-in-the-age-of-the-readwrite-web
- Gary R. Brown, Helen L. Chen. Understanding the Evolution of E-Portfolio Practice: Where Do We Go from Here? URL: https://library.educause.edu/resources/2014/1/understanding-theevolution-of-eportfolio-practice-where-do-we-go-from-here
- Europortfolio. European Institute for E-learning (2015): URL: http://www.eife-l.org/about/ europortfolio
- Mary D. Brown. Using Technology // Electronic Portfolios in the K-12 Classroom. URL: http:// www.educationworld.com/a_tech/tech/tech111.shtml
- Mendoza-Calder n, Marco A., Ramirez-Buentello, Joaquin. Hand book of Research one Portfolios. Facilitating Reflection Through ePortfolio at Tecnol gico de Monterrey. Hershey, USA. AliJafari (Ed). 2006. R. 484—493.
- Lane C. The Power of ‘e’: Using e-Portfolios to Build Online Presentation Skills. Innovate. 2007. No. 3 (3). Pp. 98—102.
- Marieke van der Schaaf. Improving workplace-based assessment and feedback 15by an E-portfolio enhanced with learning analytics // Educational Technology Research and Development, April 2017. Vol. 65. Issue 2. Pp. 359—380.
- Balaban I., Mu E., Divjaka B. Development of an electronic Portfolio system success model: An information systems aproach. Computers & Education. 2013. No. 60. Pp. 396—411.
- Dysthe O., Engelsen K.S. Portfolio practices in higher education in Norway in an international perspective: Macro-, meso-and micro-level influences. Assessment and Evaluation in Higher Education. 2011. No. 36 (1). Pp. 63—79.
- Meeus W., Van Petegem, P., Van Looy L. Portfolio in higher education: Time for a clarificatory framework. International Journal of Teaching and Learning in Higher Education. 2006. No. 17 (2). Pp. 127—135.
- Love D., McKean G., Gathercoal P. On implementing web-based portfolios. Educause Quarterly. 2004. No. 25 (2). Pp. 29—37.
- Carpenter R., Apostel S., Hyndman J.O. Developing a model for ePortfolio design: A studio approach // International Journal of ePortfolio. 2012. No. 2 (2). Pp. 163—172.
Дополнительные файлы

