Ролевое информационное моделирование как педагогическая стратегия развития предпринимательских компетенций студентов вузов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Постановка проблемы . Актуальность формирования и развития предпринимательских компетенций у студентов высшей школы обусловлена тем, что бизнес играет ключевую роль в экономическом и социальном развитии общества. Благодаря предпринимательству создается конкурентная среда, которая в конечном счете повышает уровень жизни людей. При этом особое значение имеет технологическое предпринимательство, опирающееся на знания и умения пользоваться новейшими научными достижениями и новыми информационными технологиями. В многочисленных научных исследованиях рассматриваются как определения предпринимательских компетенций, так и подходы к их формированию у студентов различных вузов и направлений подготовки. Методология . Предлагается методика формирования предпринимательских компетенций у студентов ИТ-направлений подготовки, при этом делается акцент на формировании тех качеств, которые, на взгляд авторов, наиболее важны для технологического предпринимательства. Педагогическая стратегия ролевого информационного моделирования, которая в течение многих лет применялась одним из авторов для эффективного формирования ИКТ-компетенций, рассматривается в контексте формирования предпринимательских компетенций студентов высшей школы. Результаты . Приводятся результаты анализа опроса студентов и профессорско-преподавательского состава факультета компьютерных технологий и прикладной математики Кубанского государственного университета об отношении к проблеме формирования предпринимательских компетенций, примеры разработанных ролевых информационных моделей и конкретных ролей, выступая в которых студенты формируют и/или развивают качества, важные предпринимателям. Заключение . Педагогическая стратегия ролевого информационного моделирования позволяет эффективно формировать ряд качеств, необходимых для будущих предпринимателей, поэтому целесообразна работа по расширению спектра ролевых информационных моделей и совершенствованию их дидактического сопровождения.

Об авторах

Владимир Владимирович Мельник

Кубанский государственный университет

Email: mvv97@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8645-1181
SPIN-код: 6977-8081

аспирант, аспирант кафедры анализа данных и искусственного интеллекта

Российская Федерация, 350040, Краснодар, ул. Ставропольская, д. 149

Сергей Владленович Юнов

Кубанский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: usv58@mail.ru
ORCID iD: 0009-0009-9840-7944
SPIN-код: 9260-5285

доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, профессор кафедры анализа данных и искусственного интеллекта

Российская Федерация, 350040, Краснодар, ул. Ставропольская, д. 149

Список литературы

  1. Malinin VA. Theory and practice of formation of entrepreneurial abilities of students in the context of integration of schools and universities (dissertation for the degree of Doctor of Psychological Sciences). Moscow; 2021. 43 p. (In Russ.) EDN: LDZWPF
  2. Aukhatshin IG. Formation of entrepreneurial culture of technical university students based on an integrative approach (dissertation for the degree of Candidate of Psychological Sciences). Kazan; 2020. 24 p. (In Russ.) EDN: SRPCAG
  3. Voronina RN. Formation of students’ entrepreneurial competencies by means of organizational and pedagogical design of the educational environment of the university (dissertation for the degree of Candidate of Psychological Sciences). Moscow; 2019. 210 p. (In Russ.)
  4. Zemlina EM. Formation of students’ readiness for entrepreneurial activity in the educational space of the university (dissertation for the degree of Candidate of Psychological Sciences). Kazan; 2021. 24 p. (In Russ.) EDN: TTSVVD
  5. Yunov SV. Role-based information modeling as a pedagogical strategy for the formation of ICT competencies of students of non-core universities (dissertation for the degree of Doctor of Psychological Sciences). Krasnodar; 2018. 46 p. (In Russ.) EDN: UCSVCN
  6. Beshenkov SA, Rakitina EA. Modeling and Formalization: A Method Manual. Moscow: Laboratory of Basic Knowledge Publ.; 2002. 336 p.
  7. Yunov SV, Akinshina VA. Game information models in MS Excel and NetMeeting. Informatics and Education. 2006;(10):58–70. (In Russ.) EDN: HVNRPB
  8. Melnik VV, Yunov SV. Multimedia Educational Game Life. Patent of the Russian Federation 2024660189. 22 April 2024. (In Russ.) EDN: LMMBDB
  9. Smirnov AA. Problems of Psychology of Memory. Moscow: Prosveshchenie Publ.; 1966. 423 p. (In Russ.)
  10. Zinchenko PI. Involuntary Memorization. Moscow: Institute of Practical Psychology Publ., Voronezh: MODEK Publ.; 1996. 544 p. (In Russ.)
  11. Kushnir AM. Principle of life in harmony of nature as the methodological basis of design technology and learning content. Journal of School Technology. 2011;(3):12–22. (In Russ.) EDN: OEERMX
  12. Guzeev VV, Ostapenko AA. Complete system classifier of educational methods. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2011;(2):8–24. (In Russ.) EDN: NUPLWN
  13. Rubinstein SL. Fundamentals of General Psychology. 2nd ed. Moscow: Uchpedgiz Publ.; 1940. 596 p. (In Russ.)
  14. Yunov SV. Theoretical aspects of role-based information modeling. Informatics and Education. 2011;(8):25–30. (In Russ.) EDN: ODSPTZ
  15. Yunov SV. Practical aspects of role-based information modeling. Informatics and Education. 2011;(9):19–24. (In Russ.) EDN: OGJKYB

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».