Ролевое информационное моделирование как педагогическая стратегия развития предпринимательских компетенций студентов вузов
- Авторы: Мельник В.В.1, Юнов С.В.1
-
Учреждения:
- Кубанский государственный университет
- Выпуск: Том 22, № 4 (2025)
- Страницы: 487-497
- Раздел: ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/356913
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2025-22-4-487-497
- EDN: https://elibrary.ru/DYPDPS
- ID: 356913
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Постановка проблемы . Актуальность формирования и развития предпринимательских компетенций у студентов высшей школы обусловлена тем, что бизнес играет ключевую роль в экономическом и социальном развитии общества. Благодаря предпринимательству создается конкурентная среда, которая в конечном счете повышает уровень жизни людей. При этом особое значение имеет технологическое предпринимательство, опирающееся на знания и умения пользоваться новейшими научными достижениями и новыми информационными технологиями. В многочисленных научных исследованиях рассматриваются как определения предпринимательских компетенций, так и подходы к их формированию у студентов различных вузов и направлений подготовки. Методология . Предлагается методика формирования предпринимательских компетенций у студентов ИТ-направлений подготовки, при этом делается акцент на формировании тех качеств, которые, на взгляд авторов, наиболее важны для технологического предпринимательства. Педагогическая стратегия ролевого информационного моделирования, которая в течение многих лет применялась одним из авторов для эффективного формирования ИКТ-компетенций, рассматривается в контексте формирования предпринимательских компетенций студентов высшей школы. Результаты . Приводятся результаты анализа опроса студентов и профессорско-преподавательского состава факультета компьютерных технологий и прикладной математики Кубанского государственного университета об отношении к проблеме формирования предпринимательских компетенций, примеры разработанных ролевых информационных моделей и конкретных ролей, выступая в которых студенты формируют и/или развивают качества, важные предпринимателям. Заключение . Педагогическая стратегия ролевого информационного моделирования позволяет эффективно формировать ряд качеств, необходимых для будущих предпринимателей, поэтому целесообразна работа по расширению спектра ролевых информационных моделей и совершенствованию их дидактического сопровождения.
Об авторах
Владимир Владимирович Мельник
Кубанский государственный университет
Email: mvv97@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8645-1181
SPIN-код: 6977-8081
аспирант, аспирант кафедры анализа данных и искусственного интеллекта
Российская Федерация, 350040, Краснодар, ул. Ставропольская, д. 149Сергей Владленович Юнов
Кубанский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: usv58@mail.ru
ORCID iD: 0009-0009-9840-7944
SPIN-код: 9260-5285
доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, профессор кафедры анализа данных и искусственного интеллекта
Российская Федерация, 350040, Краснодар, ул. Ставропольская, д. 149Список литературы
- Malinin VA. Theory and practice of formation of entrepreneurial abilities of students in the context of integration of schools and universities (dissertation for the degree of Doctor of Psychological Sciences). Moscow; 2021. 43 p. (In Russ.) EDN: LDZWPF
- Aukhatshin IG. Formation of entrepreneurial culture of technical university students based on an integrative approach (dissertation for the degree of Candidate of Psychological Sciences). Kazan; 2020. 24 p. (In Russ.) EDN: SRPCAG
- Voronina RN. Formation of students’ entrepreneurial competencies by means of organizational and pedagogical design of the educational environment of the university (dissertation for the degree of Candidate of Psychological Sciences). Moscow; 2019. 210 p. (In Russ.)
- Zemlina EM. Formation of students’ readiness for entrepreneurial activity in the educational space of the university (dissertation for the degree of Candidate of Psychological Sciences). Kazan; 2021. 24 p. (In Russ.) EDN: TTSVVD
- Yunov SV. Role-based information modeling as a pedagogical strategy for the formation of ICT competencies of students of non-core universities (dissertation for the degree of Doctor of Psychological Sciences). Krasnodar; 2018. 46 p. (In Russ.) EDN: UCSVCN
- Beshenkov SA, Rakitina EA. Modeling and Formalization: A Method Manual. Moscow: Laboratory of Basic Knowledge Publ.; 2002. 336 p.
- Yunov SV, Akinshina VA. Game information models in MS Excel and NetMeeting. Informatics and Education. 2006;(10):58–70. (In Russ.) EDN: HVNRPB
- Melnik VV, Yunov SV. Multimedia Educational Game Life. Patent of the Russian Federation 2024660189. 22 April 2024. (In Russ.) EDN: LMMBDB
- Smirnov AA. Problems of Psychology of Memory. Moscow: Prosveshchenie Publ.; 1966. 423 p. (In Russ.)
- Zinchenko PI. Involuntary Memorization. Moscow: Institute of Practical Psychology Publ., Voronezh: MODEK Publ.; 1996. 544 p. (In Russ.)
- Kushnir AM. Principle of life in harmony of nature as the methodological basis of design technology and learning content. Journal of School Technology. 2011;(3):12–22. (In Russ.) EDN: OEERMX
- Guzeev VV, Ostapenko AA. Complete system classifier of educational methods. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2011;(2):8–24. (In Russ.) EDN: NUPLWN
- Rubinstein SL. Fundamentals of General Psychology. 2nd ed. Moscow: Uchpedgiz Publ.; 1940. 596 p. (In Russ.)
- Yunov SV. Theoretical aspects of role-based information modeling. Informatics and Education. 2011;(8):25–30. (In Russ.) EDN: ODSPTZ
- Yunov SV. Practical aspects of role-based information modeling. Informatics and Education. 2011;(9):19–24. (In Russ.) EDN: OGJKYB
Дополнительные файлы

