О разработке дидактических систем в условиях цифровой трансформации профессионального образования (часть 2)
- Авторы: Алехина И.Г.1,2, Душин А.В.1, Жедяевский Д.Н.1, Калашников П.К.1, Мартынов В.Г.1, Подуфалов Н.Д.2, Савенков А.И.2,3
-
Учреждения:
- Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина
- Российская академия образования
- Московский городской педагогический университет
- Выпуск: Том 22, № 2 (2025)
- Страницы: 129-149
- Раздел: ПЕДАГОГИКА И ДИДАКТИКА ИНФОРМАТИЗАЦИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/321331
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2025-22-2-129-149
- EDN: https://elibrary.ru/ARWKVU
- ID: 321331
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Постановка проблемы. Разработка и применение в образовательном процессе профессиональной школы современных цифровых и сетевых технологий привели к необходимости развития общей теории и дидактики профессионального образования с учетом анализа инновационного опыта деятельности ведущих университетов в условиях цифровой трансформации. В статье продолжена разработка основ теории дидактических систем технического образования в условиях цифровой и сетевой трансформации, начатая в первой части работы. Обсуждается информационный подход к развитию общей теории и дидактики образования, начата разработка основ модельной дидактической системы высшего образования. Методология . Авторы формулируют основные методологические положения дидактических систем в высшей школе и подходы к разработке модельной дидактической системы. Рассматриваются концептуальные положения использования цифровых технологий при построении дидактических систем, а также особенности разработки дидактических систем для технического образования. Результаты . Выработаны методологические основы построения дидактических систем в высшем техническом образовании в условиях цифровой и сетевой трансформации, сформулирован ряд методологических положений теории цифровой и сетевой трансформации образования, начато создание модельной дидактической системы. Заключение. Результаты проведенных исследований и разработка методов формирования модельной дидактической системы позволяют построить модельную дидактическую систему высшего образования по группам предметных областей знаний, обеспечивающих подготовку кадров для нефтегазовой отрасли, которая может стать методической основой для совершенствования образовательного процесса в высшей технической школе в целом. Многие положения имеют большое значение для всей системы общего и профессионального образования и дают возможность развернуть аналогичные исследования в системе среднего профессионального образования.
Об авторах
Ирина Геннадьевна Алехина
Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина; Российская академия образования
Email: alekhinaig@gmail.com
ORCID iD: 0009-0000-3735-5671
ответственный секретарь, научный совет «Инженерное образование и профессиональное самоопределение», отделение профессионального образования, Российская академия образования; помощник ректора, Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина
Российская Федерация, 119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8; Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинский пр., д. 65Андрей Владимирович Душин
Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина
Email: dushin.rgung@gmail.com
ORCID iD: 0009-0000-3377-1176
кандидат философских наук, доцент, начальник учебнометодического управления, заведующий кафедрой геополитики и устойчивого развития общества, факультет комплексной безопасности ТЭК
Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинский пр., д. 65Дмитрий Николаевич Жедяевский
Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина
Email: jdn@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2159-4827
кандидат технических наук, доцент, заместитель начальника управления стратегического развития, доцент кафедры оборудования нефетегазопереработки
Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинский пр., д. 65Павел Кириллович Калашников
Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина
Email: kalashnikov_pk@bk.ru
ORCID iD: 0009-0006-9366-8895
кандидат технических наук, доцент Российской академии образования, проректор по научной работе, доцент кафедры проектирования сооружений нефтяной и газовой промышленности
Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинский пр., д. 65Виктор Георгиевич Мартынов
Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина
Email: martynov.v@gubkin.ru
ORCID iD: 0000-0002-7034-3979
доктор экономических наук, профессор, академик Российской академии образования, ректор
Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинский пр., д. 65Николай Дмитриевич Подуфалов
Российская академия образования
Автор, ответственный за переписку.
Email: londont@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0002-7542-8354
доктор физико-математических наук, профессор, академик Российской академии образования, научный руководитель лаборатории развития высшего профессионального образования, центр развития высшего и среднего профессионального образования, Российская академия образования
Российская Федерация, 119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8Александр Ильич Савенков
Российская академия образования; Московский городской педагогический университет
Email: asavenkov@bk.ru
ORCID iD: 0000-0001-7532-7540
доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования, научный руководитель лаборатории проблем непрерывного развития педагогических кадров, центр развития педагогического образования, Российская академия образования; директор, Институт педагогики и психологии образования, Московский городской педагогический университет
Российская Федерация, 119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8; Российская Федерация, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4Список литературы
- Kalashnikov PK, Martynov VG, Podufalov ND, Savenkov AI. Current directions of vocational education didactic development in modern conditions. Pedagogy. 2023;7:5–33. (In Russ.)
- Kalashnikov PK, Martynov VG, Podufalov ND, Savenkov AI. Main problems and directions of formation of higher education theory and didactics (part 1). Pedagogy. 2024;1:5–20. (In Russ.)
- Kalashnikov PK, Martynov VG, Podufalov ND, Savenkov AI. Main problems and directions of formation of higher education theory and didactics (part 2). Pedagogy. 2024;2:25–40. (In Russ.)
- Zhedyaevsky DN, Kalashnikov PK, Martynov VG, Podufalov ND, Savenkov AI. On formation of a new section of the theory of learning – special didactics. In: Bordovsky GA, Podufalov ND, Shmatko AD. (comps.) Research of problems and trends in the development of higher education in modern Russia: collection of scientific papers. Issue 3. St. Petersburg: RANEPA St. Petersburg Publ.; 2024. p. 49–79. (In Russ.)
- Podufalov ND, Shmatko AD. Problems and solutions of innovative development of higher education and high school didactics in the context of digital transformation. Pedagogical Informatics. 2023;4:160–173. (In Russ.)
- Alyokhina IG, Zhedyaevsky DN, Kalashnikov PK, Malykh SB, Martynov VG, Podufalov ND, Savenkov AI, Shmatko AD. Development of general theory and didactics of higher education and formation of effective information environment in education. Pedagogy. 2024;11:5–15. (In Russ.)
- Alyokhina IG, Dushin AV, Zhedyaevsky DN, Kalashnikov PK, Martynov VG, Podufalov ND, Savenkov AI. On the development of didactic systems in the context of digital transformation of vocational education (part 1). RUDN Journal of Informatization in Education. 2025;22(1):7–36. (In Russ.) https://doi.org/10.22363/2312-8631-202522-1-7-36
- Ibragimov GI. Problems of didactics of vocational education: monograph. Kazan: Kazan National Research Technological University Publ.; 2020. (In Russ.)
- Groholskaya OG. Main approaches to the construction of didactic systems today. Bulletin of the University of the Russian Academy of Education. 2007;1:15–23. (In Russ.)
- Robert IV, Kastornova VA. (comps.) Informatization of education: explanatory dictionary of conceptual apparatus. Moscow: AEO Publ.; 2023. (In Russ.)
- Robert IV. Didactics of the period of digital transformation of education. In: Martynov VG, Zhurakovsky VM. (comps.) Problems of development of didactics in the context of digital transformation of education: collection of scientific papers. Moscow: Gubkin University Publ.; 2022. p. 30–69. (In Russ.)
- Mayer RV. Multicomponent model of didactic system and its research on the computer. Nauka i studia. 2015;9:20–26.
- Kalashnikov PK, Martynov VG, Podufalov ND, Savenkov AI. Formation of the general theory and didactics of higher professional education in the context of digital transformation. In: Borisenkov VP, Levitsky ML. (eds.) Value foundations of development of Russian education: theory and practice: monograph. Moscow: MAKS Press; 2023. p. 71–79. (In Russ.)
- Martynov VG, Zhurakovsky VM. (comps.) Problems of development of didactics in the context of digital transformation of education: collection of scientific papers. Moscow: Gubkin University Publ.; 2022. (In Russ.)
- Martynov VG, Podufalov ND. (eds.) Technologies of virtual, augmented and mixed reality in the system of higher and secondary vocational education (assessment of the applicability of technologies): collection of papers. Moscow: Gubkin University Publ.; 2024. (In Russ.)
- Podufalov ND. Problems of didactics development in the context of digital transformation and network interaction. In: Martynov VG, Zhurakovsky VM. (comps.) Problems of development of didactics in the context of digital transformation of education: collection of scientific papers. Moscow: Gubkin University Publ.; 2022. p. 10–29. (In Russ.)
- Kondakov AM, Sergeev IS. Education in a convergent network environment. In: Martynov VG, Zhurakovsky VM. (comps.) Problems of development of didactics in the context of digital transformation of education: collection of scientific papers. Moscow: Gubkin University Publ.; 2022. p. 98–121. (In Russ.)
- Savenkov AI. Teacher as a digital designer of educational programs: new opportunities and technologies. Hominum. 2023;2:131–144. (In Russ.)
Дополнительные файлы
