Цифровая трансформация управления качеством образовательных бизнес-процессов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Постановка проблемы. Образовательные учреждения активно переходят к процессам цифровизации, которые реализуются не с нуля, а с учетом уже внедренных на этапе информатизации и использующихся информационных баз, систем и технологий. Актуализируются вопросы, касающиеся концепции цифровой трансформации организаций образования. Цель исследования - рассмотреть общие принципы и подходы к реализации цифровой трансформации образовательных бизнес-процессов, сформированные на основе изучения отечественного и зарубежного опыта, а также авторского опыта участия в информатизации и цифровизации образовательных учреждений России и Казахстана. Методология. Использовались методы систематизации подходов отечественных и зарубежных исследователей к определению понятия цифровой трансформации, проблем, опыта и перспектив цифровизации организаций образования, методы математического и компьютерного моделирования, проектирования информационных систем управления, системы менеджмента качества. Результаты. Представлен опыт и принципы непрерывной цифровой трансформации управления качеством образовательных бизнес-процессов в Сибирском государственном университете геосистем и технологий. Описаны отличительные особенности цифровой трансформации: документационного обеспечения образовательных программ, издательской деятельности, промежуточной аттестации, формирования цифрового следа, управления учебной нагрузкой, аудиторными ресурсами, системой локальных нормативных актов, исполнительской дисциплиной («Календарь исполнителя»). В результате цифровой трансформации управления качеством образовательных бизнес-процессов отмечено повышение целевых показателей и эффективности образовательной деятельности. Заключение. Цифровая трансформация должна развивать положительные результаты этапа информатизации. Использование принципов процессного подхода, стандартизации и документирования процессов в рамках системы менеджмента качества упрощает постановку цели и задач цифровой трансформации. Принципы обеспечения востребованности и контроля процессов позволяют в общем случае рассмотреть цифровую трансформацию управления качеством процессов как индикативную систему управления с обратной связью. В задачи цифровой трансформации должны входить совершенствование, постоянное улучшение деятельности образовательной организации, оптимизация процедур достижения ее целевых показателей, предупреждение возникновения различных несоответствий. Процессы цифровизации должны быть непрерывными, учитывать постоянно меняющиеся внешние и внутренние вызовы и ожидания системы образования и общества.

Об авторах

Елена Владимировна Шевчук

Сибирский государственный университет геосистем и технологий

Автор, ответственный за переписку.
Email: evshevch@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1206-3960

кандидат технических наук, доцент, директор департамента образования

Российская Федерация, 630108, Новосибирск, ул. Плахотного, д. 10

Андрей Владимирович Шпак

Сибирский государственный университет геосистем и технологий

Email: andrey.v.shpak@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-1744-3214

кандидат технических наук, доцент, заведующий научно-технической библиотеки

Российская Федерация, 630108, Новосибирск, ул. Плахотного, д. 10

Список литературы

  1. Bidaibekov E, Grinshkun V. How the education system should respond to the technological development and informatization of the society. Communications in Computer and Information Science. 2021;1204:26‒33. https://doi.org/10.1007/978-3-030-78273-3_3
  2. Noskov MV, Dyachuk PP, Dobronets BS, Vainshtein YuV, Kytmanov AA, Lapchik MP, Ragulina MI, Khenner EK, Zakharova IG, Pak NI, Stepanova TA, Mikheev SA, Skibitsky EG. The evolution of education in the conditions of informatization. Krasnoyarsk: Siberian Federal University; 2019. (In Russ.)
  3. Lapchik MP. Informatization of education as an academic specialty. Informatics and Education. 2016;(10):3‒8. (In Russ.)
  4. Bygstad B, Ovrelid E, Ludvigsen S, Daehlen M. From dual digitalization to digital learning space: exploring the digital transformation of higher education. Computers and Education. 2022;182:104463. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2022.104463
  5. Shevchuk EV, Shpak AV. Information and educational environment of the university. Experience and prospects. Innovative educational technologies. Lambert Academic Publishing; 2016. (In Russ.)
  6. Mutanov GM, Shevchuk EV, Shpak AV. Decision support system according to the distribution of the classroom fund of the university. Astana: Foliant Publ.; 2008. (In Russ.)
  7. Shevchuk EV, Shpak AV. Continuous improvement of the university's activities based on the principles of indicative management. Bulletin of the Omsk Regional Institute. 2016;(1):95‒100. (In Russ.)
  8. Bronov SA, Stepanova EA, Katsunova AS, Pichkovskaya SYu, Lipunova TV, Volkov MV, Shelukhin AV, Guk LA, Chibisova IS, Sokolov PV, Kora AV, Kornilov VS, Polunin VV, Pestov DN. Complex automation of design and implementation of an educational program at a university. Informatization of Education and Methods of E-Learning : Materials of the III International Scientific Conference, Krasnoyarsk, 24‒27 September 2019 (part 1). Krasnoyarsk: Siberian Federal University; 2019. p. 44‒49. (In Russ.)
  9. Grinshkun VV. Development of integrative approaches to the creation of educational informatization tools (dissertation of the Doctor of Pedagogical Sciences). Moscow; 2004. (In Russ.)
  10. Isupova NI, Suvorova TN. Digital tools for the implementation of modern educational technologies. Web Technologies in the Implementation of Remote Education Format: A Collection of Articles by Participants of the International Scientific and Practical Conference, Arzamas, 19‒20 May 2021. Arzamas; 2021. p. 275‒280. (In Russ.)
  11. Grinshkun VV, Zaslavskaya OYu. Development of digital technologies in universities under forced restrictions: patterns and consequences. Informatization of Education and Methods of E-Learning: Digital Technologies in Education: Materials of the VI International Scientific Conference, Krasnoyarsk, 20‒23 September 2022 (part 1). Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev; 2022. p. 230‒235 (In Russ.)
  12. Stepanenko AA, Feshchenko AV. “Digital footprint” of a student: search, analysis, interpretation. Open and Distance Education. 2017;(4):58–62. (In Russ.) http://doi.org/10.17223/16095944/68/9
  13. Soboleva EV, Suvorova TN, Podnavoznova EO, Fakova MO. Formation of digital literacy of future teachers by means of cloud technologies. Perspectives of Science and Education. 2019;54(6):505‒520. (In Russ.) http://doi.org/10.32744/pse.2021.6.34
  14. Markelov KA, Polyanskaya EV, Mineva OK, Taran VN. Paradigm transformation of education system in digital reality. Distance Learning Technologies (DLT 2020): 5th International Scientific and Practical Conference. Yalta; 2020. p. 186–198. (In Russ).
  15. Prohorov A, Konik L. Digital transformation. Analysis, trends, world experience. Moscow: AlyansPrint; 2019. (In Russ.)
  16. Vajndorf-Sysoeva ME, Subocheva ML. Digital education as a system-forming category: approaches to definition. Bulletin of Moscow State Regional University. 2018;(3):25–36. (In Russ.)
  17. Li M, Jotikasthira M, Pu R. Digitalization, knowledge sharing and higher education for sustainable development. World Journal on Educational Technology: Current Issues. 2022;14(5):1468‒1484. https://doi.org/10.18844/wjet.v14i5.771
  18. Börnert-Ringleb M, Casale G, Hillenbrand C. What predicts teachers’ use of digital learning in Germany? Examining the obstacles and conditions of digital learning in special education. European Journal of Special Needs Education. 2021;36(1):80–97. https://doi.org/10.1080/08856257.2021.1872847
  19. Bogdanova MV, Bakshtanovsky VI. Digitalization of education and university ethics – are two things compatible? Vedomosti of Applied Ethics. 2021;(57):20‒146. (In Russ.)
  20. Sychev AA. The future of university education in the conditions of digitalization. Proceedings of Applied Ethics. 2021;(58):9‒16. (In Russ.)
  21. Repin VV, Eliferov VG. Process approach to management. Modeling of business processes. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber Publ.; 2013. (In Russ.)
  22. Goryaeva IA. Stakeholder management as a factor of higher education institution development. Vestnik Universiteta. 2019;(3):11‒17. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2019-3-11-17
  23. Tikhonova AD. Interaction with stakeholders as a factor in increasing the effectiveness of universities. Journal of Creative Econom. 2017;11(12):1315‒1328. (In Russ.) https://doi.org/10.18334/ce.11.12.38680
  24. Khvetskovich EB, Mazurik MS. Automated information systems for managing the educational process of the university: a practical study. Science of Man: Humanitarian Studies. 2011;(2):138‒149. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».