ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ XXI ВЕКА СРЕДСТВАМИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Стремительное развитие знаний и технологий за последние десятилетия предъявляет членам современного общества новые задачи, для решения которых требуются навыки, отвечающие XXI веку. К ним относят следующие личные качества: творческое мышление - креативность, критическое мышление, умение общаться, умение работать в коллективе. В настоящее время дискуссии о составе и формировании этих навыков связывают со школьным обучением. Рассматриваются возможности их формирования средствами учебных предметов. Этот процесс требует постановки и решения таких проблем, как создание соответствующих заданий и организационных форм работы учащихся с ними. В статье рассматриваются возможности разработки специальных заданий, способствующих развитию у учащихся креативности средствами изучаемого предмета. Показаны подходы к созданию подобных заданий и соответствующие формы построения урока математики с применением ИКТ. Апробация разработанных заданий и форм организации работы с ними убедительно свидетельствует о возможности формировать данное качество в процессе школьной практики.

Об авторах

Лариса Олеговна Денищева

Московский городской педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: denisheva@inbox.ru

кандидат педагогических наук, профессор кафедры высшей математики и методики преподавания математики Московского городского педагогического университета

Шереметьевская ул., 29, Москва, Россия, 127521

Клара Алексеевна Краснянская

Институт стратегии развития образования Российской академии образования

Email: klarakr@mail.ru

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования

ул. Макаренко, 5/16, Москва, Россия, 105062

Список литературы

  1. Bashina T.F. Kreativnost’, kak osnova innovatsionnoji pedagogicheskoji deyatel’nosti [Creativity as a basis of innovative pedagogical activity]. Molodoji uchenyji [Molodoji uchenyji]. 2013. No. 4. Pp. 521—525.
  2. Bol’shoi psihologicheskji slovar’ [Large psychological dictionary]. Pod red. B.G. Meshcheryakova, V.P. Zinchenko. 2003. 299 p.
  3. Grigor’ev S.G., Denishcheva L.O. Vozmozhnosti «umnoj auditorii» v podgotovke i provedenii urokov matematiki [Opportunities “smart audience” in the preparation and conduct of mathematics lessons]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija «Informatika i informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Moscow city pedagogical university. “Informatics and Informatization of Education” series]. 2014. No. 1 (27). Pp. 8—14.
  4. Torshina K.A. Sovremennye issledovaniya problemy kreativnosti v zarubezhnoi psihologii [Modern research of the problem of creativity in foreign psychology]. Voprosy psihologii [Questions of psychology]. 1998. No. 4. Pp. 123—132.
  5. Federal’nyji gosudarstvennyji standart nachal’nogo obshchego obrazovaniya [Federal state standard of primary General education]: tekst s izm. i dop. / Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossijiskoji Federatsii. M.: Prosveshchenie, 2017.
  6. Guilford J.P. The Nature of Human Intelligence. McGraw-Hill, New York, 1967. 538 p.
  7. OECD (2017), PISA 2015 Assessment and Analytical Framework: Science, Reading, Mathematic, Financial Literacy and Collaborative Problem Solving, revised edition, PISA, OECD Publishing, Paris.
  8. OECD (2017), PISA 2015 Results (Volume V): Collaborative Problem Solving, PISA, OECD Publishing, Paris.
  9. Treffinger D., Young G., Selby E., and Shepardson C. Assessing Creativity: A Guide for Educators, The National Research Centre on the Gifted and Talented, Connecticut. 2002. No. 1.
  10. Torrance E.P. Torrance Tests of Creative Thinking. Scholastic Testing Service, Inc. 1974.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».