Выбор темы проекта обучающимися при разработке и реализации ИТ-проектов на основе метода дизайн-мышления

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цель. Цель исследования - представить теоретические подходы и основные этапы работы с точки зрения дизайн-мышления, а также опыт выбора тем и разработки ИТ-проектов обучающимися 10-11 классов. Методология. Методологической основой работы послужил анализ метода дизайн-мышления, представленный в работах Р. Кюдейла, О. Кемпкенса, Г. Андреева, А.С. Кротовой и А.А. Баркова. Сформулированы подходы к использованию метода дизайн-мышления при разработке ИТ-проекта школьником, приведены их краткие характеристики и используемые инструменты. В качестве инструментов метода дизайн-мышления на разных этапах разработки проекта использовались анализ существующих решений, аналогичных ситуаций, инсайты от лидеров мнений, анализ артефактов, интервью, swot-анализ, пять «Почему?», метод фокальных объектов, scamper и др. Результаты. В процессе работы над проектом обучающиеся 10-11 классов используют инструменты дизайн-мышления в своей деятельности. Результат работы - ИТ-проект учеников «Умный Pomodoro Timer». Заключение. Для того чтобы внедрить метод дизайн-мышления в совместную практическую работу учителя и ученика над ИТ-проектом, необходимо разработать систему повышения квалификации учителей в части формирования практических навыков использования инструментов дизайн-мышления для эффективного управления процессом. Кроме того, развивать творческий потенциал учителей и обучающихся в условиях цифровой трансформации образования и привлекать специалистов из разных областей (дизайнеров, разработчиков программного обеспечения, аналитиков данных и др.).

Об авторах

Михаил Сергеевич Ружников

Школа № 1552

Автор, ответственный за переписку.
Email: ruzhnikov@mail.ru

учитель информатики

Российская Федерация, 115580, Москва, ул. Мусы Джалиля, д. 25

Ольга Михайловна Чарная

Школа № 1363

Email: olga-charka@yandex.ru

учитель информатики

Российская Федерация, 109444, Москва, Рязанский пр-кт, д. 82, корп. 4

Список литературы

  1. Kotova NS, Mitusova OA, Gelpey EA. “Design Thinking” as a new approach to teaching management in master’s degree. Uchenye Zapiski. 2018;(3): 47–51. (In Russ.) http://dx.doi.org/10.22394/2079-1690-2018-1-3-47-51.
  2. Altukhova NF, Vasilyeva EV. The practice of applying design thinking techniques in the course “Internet Entrepreneurship”: from idea creation to prototyping. Finance: Theory and Practice. 2017;(3):194–201. (In Russ.) Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/praktika-primeneniya-tehnik-dizayn-myshleniya-v-kurse-internet-predprinimatelstvo-ot-sozdaniya-idei-do-prototipirovaniya (accessed: 01.12.2020).
  3. Strahovich EV. Application of the design thinking method in teaching IT project management. Software Engineering: Methods and Technologies for the Development of Information and Computing Systems (PIIVS-2018): Collection of Scientific Papers of the Faculty of Computer Science and Technology of Donetsk National Technical University. Donetsk; 2018. p. 20–25. (In Russ.)
  4. Maksimova SM, Pulyavina NS. Design thinking in organizing students’ project work. Russian Journal of Entrepreneurship. 2018;19(4):1323–1330. (In Russ.) http://dx.doi.org/10.18334/rp.19.4.3899
  5. Krotova AS, Barkova AA. Design – thinking as a means of developing students’ creativity. International Scientific Review. 2016;(4(14)):195–197. (In Russ.) Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/dizayn-myshlenie-kak-sredstvo-razvitiya-kreativnosti-uchaschihsya (accessed: 01.12.2020).
  6. Van Ya, Kathanova YuF. Formation of design thinking in school teaching practice. Teacher XXI century. 2019;(3–1):178–185. (In Russ.) Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-dizaynerskogo-myshleniya-v-shkolnoy-praktike-obucheniya (accessed: 01.12.2020).
  7. Elfimova TA, Dulsky EYu, Ivanova MV. Pulling model of teaching in the system of additional education for children. Pedagogical Ideas: Modern Technologies for Modern Education: Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Kazan: Buk Ltd; 2020. p. 18–23. (In Russ.)
  8. Mueller-Roterberg C. Handbook of design thinking. 2018.
  9. Kempkens O. Design thinking. All tools in one book. Moscow: Eksmo Publ., 2019. p. 16–17. (In Russ.)
  10. Andreev G. Design thinking. Designing the future. Moscow: De’Libri; 2020. (In Russ.)
  11. Braun T. Design thinking in business: from new product development to business model design. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber Publ.; 2018. (In Russ.)
  12. Gvozdenko YuV, Ishchenko AA, Pilipenko AV. Development of design thinking of schoolchildren in the analysis of the results of educational achievements. European Student Scientific Journal. 2019;(3):54. (In Russ.)
  13. Holina SA, Popova AV. Using the project management method in extracurricular activities in physics. Bulletin of the MSRU. Series: Pedagogics. 2018;(1):91–98. (In Russ.) http://dx.doi.org/10.18384/2310-7219-2018-1-91-98
  14. Mesyac VA, Shemyakina EYu. Using the methodology “Map of Empathy” for solving educational, research and some production problems. Modern Education: Content, Technology, Quality. 2019;1:397–399. (In Russ.)
  15. Vasilyeva EV. Research of customer experience on the basis of design thinking tools in the course “Internet Marketing”. Modern Information Technologies and IT Education: Collection of Scientific Papers of the II International Scientific Conference and the XII International Scientific and Practical Conference. Moscow: Laboratoriya Otkrytyh Informacionnyh Tekhnologij Fakul'teta VMK MGU imeni M.V. Lomonosova; 2017. p. 171–179. (In Russ.)
  16. Doody O., Noonan M. Preparing and conducting interviews to collect data. Nurse Researcher. 2013;20(5):28–32.
  17. Bogomolova VG. SWOT analysis: theory and practice of application. Economic Analysis: Theory and Practice. 2004;(17):57–60. (In Russ.) Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/swot-analiz-teoriya-i-praktika-primeneniya (accessed: 03.12.2020).
  18. Price RA, Wrigley C, Staker K. Not just what they want, but why they want it: traditional market research to deep customer insights. Qualitative Market Research. 2015;18(2):230–248.
  19. Filippov MYu. Using the method of focal objects for the development of schoolchildren’s creativity in digital learning. Pedagogy, Psychology, Society: Development Prospects. 2020. p. 133–137. (In Russ.)
  20. Kuznetsova NP, Grigorieva PA. Application of the method of focal objects. Modern Conditions of Interaction Between Science and Technology. 2017. p. 66. (In Russ.)
  21. Vasileva EV. A little about the approach and a lot about the tools for developing creative thinking, exploring client requests and generating ideas (How to understand customers and create rewarding experiences in the experience economy?). Moscow: RUSAJNS Publ.; 2018. (In Russ.)
  22. Saginova OV, Zavyalova NB, Saginov YuL. The influence of the research activity of a university teacher on the effectiveness and quality of teaching: problem statement based on the analysis of scientific literature. Human Capital and Professional Education. 2013;(4):4–7.
  23. Warfel TZ. Prototyping: a practitioner’s guide. New York, NY: Rosenfeld Media; 2009.
  24. Tschimmel K. Design thinking as an effective toolkit for innovation. ISPIM Conference Proceedings. The International Society for Professional Innovation Management (ISPIM); 2012. p. 1.
  25. Ruzhnikov MS, Agafonov VM, Dulskij EYu. Development of 4K-competencies in the classroom of the children’s technopark “Quantorium Baikal”. New Information Technologies in Education and Science: Materials of the XI International Scientific and Practical Conference. Ekaterinburg: Ros. gos. prof.-ped. un-t Publ.; 2019. (In Russ.)
  26. Anohina NF. Study of the factors of school failure from the standpoint of time management. School Technologies. 2015;(5):85–90. (In Russ.) Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-faktorov-shkolnoy-neuspevaemosti-s-pozitsiy-taym-menedzhmenta (accessed: 01.12.2020).
  27. Chemerilova IA, Ivanova EK. The use of time management technology in the formation of self-organization skills in younger students. MNKO. 2019;(1(74)):253–255. (In Russ.) Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tehnologii-taym-menedzhmenta-v-formirovanii-umeniy-samoorganizatsii-u-mladshih-shkolnikov (accessed: 01.12.2020).
  28. Geel J. van. Pitching ideas: make people fall in love with your ideas. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber Publ.; 2019. p. 58. (In Russ.)
  29. Vasina OV. Elements of TRIZ-pedagogy in physics lessons. Problems of Pedagogy. 2017;(1(24)):45–52. (In Russ.)
  30. Dulsky EYu, Ivanov PYu, Gladkov AA, Ruzhnikov MS. Program-methodical case – the basis of a modern educational-methodical complex in educational activities. Problems and ways of development of vocational education: Collection of Articles of the All-Russian Scientific and Methodological Conference. Irkutsk: Irkutskij Gosudarstvennyj Universitet Putej Soobshcheniya; 2019. p. 118–122. (In Russ.)
  31. Mohapatra BN et al. Smart performance of virtual simulation experiments through Arduino Tinkercad Circuits. Perspectives in Communication, Embedded-Systems and Signal-Processing-PiCES. 2020;4(7):157–160.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».