Виртуальная реальность: учебно-методические аспекты

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цель. Виртуальная реальность в образовательной сфере используется в качестве информационного пространства, в котором ученик может не только получать необходимые сведения, но и вступать в контакт с вымышленными объектами. Погружение (иммерсия) в образовательную среду помогает школьникам приобретать навыки взаимодействия с виртуальными объектами, развивать приемы коллективного сотрудничества и обретать уверенность в ходе представления собственных проектов. Процесс создания ресурсов с элементами интерактивности, а также отбор необходимых инструментальных средств представляют собой технологическую и методическую проблему для педагогов, осваивающих новые информационные технологии. Целью настоящей статьи является построение и обоснование эффективности модели использования технологий виртуальной реальности в ходе обучения школьников в системе дополнительного образования. Методология. Разработка модели использования технологий виртуальной реальности в обучении школьников во внеурочной деятельности осуществлялась на основе комплексного анализа данных, полученных в ходе проведения апробации разработанных учебно-методических материалов в системе дополнительного образования, структуризации информационных баз, обобщения результатов исследования. Результаты. Выявлены дидактические возможности технологий виртуальной реальности в ходе обучения школьников в системе дополнительного образования. Дано теоретическое обоснование необходимости применения виртуальной реальности как средства развития креативного мышления школьников, эффективного инструмента создания иммерсивной обучающей среды. На основе исследования подготовлена рабочая программа, учебное пособие и методические рекомендации для учителей, использующих технологии виртуальной реальности для проведения учебных занятий. Заключение. Результаты проведенного исследования позволили сделать вывод об эффективности использования технологий виртуальной реальности в системе дополнительного образования. Она обеспечивается целенаправленным применением соответствующей модели обучения и системы инструментальных и методических средств. Применение виртуальной реальности, различных технологий имитационного моделирования способствует не только развитию алгоритмического и творческого мышления учащихся, но и максимальному раскрытию их интеллектуального потенциала.

Об авторах

Алексей Иванович Азевич

Московский городской педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: AzevichAI@mgpu.ru

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатизации образования

Российская Федерация, 127521, Москва, ул. Шереметьевская, 29

Список литературы

  1. Azevich A.I. Effekt porkhayushchey babochki [Effect of spoiling butterfly]. Informatika [Informatics]. 2013. No. 5. Pp. 32–35.
  2. Azevich A.I. Uchebnyye informatsionnyye modeli kak sredstvo formirovaniya IKTkompetentnosti pedagoga [Educational information models as a means of forming ICT competence of the teacher]. Innovatsii v sisteme vysshego obrazovaniya [Innovations in the system of higher education]: materials of V All-Russian scientific-methodical conference. Cheljabinsk: ChIJeP imeni M.V. Ladoshina, 2014. Pp. 59–64.
  3. Azevich A.I. Modelirovaniye sredstvami MS Excel v deyatel’nosti uchitelya fizicheskoy kul’tury [Modeling by MS Excel in the activity of the teacher of physical culture]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Informatizacija obrazovanija [Bulletin of Peoples’Friendship University of Russia. Series: Informatization of Education]. 2015. No. 1. Pp. 24–28.
  4. Azevich A.I. Prikladnyye programmy i servisy kak sredstvo formirovaniya uchebnometodicheskogo kontenta [Applied programs and services as a means of forming educational and methodical content]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Informatizacija obrazovanija [Bulletin of Peoples’ Friendship University of Russia. Series: Informatization of Education]. 2015. No. 4. Pp. 27–32.
  5. Azevich A.I. Vizualizatsiya pedagogicheskoy informatsii: uchebno-metodicheskiy aspect [Visualization of pedagogical information: educational and methodological aspect]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Informatika i informatizacija obrazovanija [Bulletin of the Moscow City University. Series: Informatics and Informatization of Education]. 2016. No. 3(37). Pp. 74–82.
  6. Azevich A.I. Interaktivnyy urok v Moskovskoy elektronnoy shkole: ot zamysla do voploshcheniya [Interactive lesson at the Moscow Electronic School: from design to implementation. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Informatika i informatizacija obrazovanija [Bulletin of the Moscow City University. Series: Informatics and Informatization of Education]. 2018. No. 3(45). Pp. 64–73.
  7. Azevich A.I. Virtual’naya real’nost’ kak obuchayushchaya sreda [Virtual Reality as a Learning Environment]. Sovremennyye informatsionnyye tekhnologii v obrazovanii [Modern Information Technologies in Education]: materials of XXX International conference. Troick: FNTO “BAJTIK”, 2019. Pp. 135–139.
  8. Azevich A.I. Polnoye pogruzheniye [Full dive]. Uchitel’skaja gazeta [Teacher’s Newspaper]. 2019. No. 32. http://ug.ru/archive/80254 (accessed: 21.08.2019).
  9. Grinshkun A.V. Vozmozhnosti ispol’zovaniya tekhnologiy dopolnennoy real’nosti pri obuchenii informatike shkol’nikov [Possibilities of using augmented reality technologies in teaching computer science to schoolchildren]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Informatika i informatizacija obrazovanija [Bulletin of the Moscow City University. Series: Informatics and Informatization of Education]. 2014. No. 3(29). Pp. 87–93.
  10. Grinshkun A.V. Redaktor igr “Unity” kak instrument razrabotki sred dopolnennoy, virtual’noy i smeshannoy real’nosti v ramkakh shkol’nogo obrazovaniya [“Unity” game editor as a tool for developing augmented, virtual and mixed reality environments within schooling]. Info-Strategija 2019: obshhestvo, gosudarstvo, obrazovanie [Info-Strategy 2019: society, state, education]: materials of XI International scientific-practical conference. Samara: Kniga Publ., 2019. Pp. 303–305.
  11. Kobelev N.B., Polovnikov V.A., Devyatkov V.V. Imitatsionnoye modelirovaniye [Simulation modeling]: textbook. Moscow: KURS Publ., 2013. 368 p.
  12. Ivanova A.V. Tekhnologii virtual’noy i dopolnennoy real’nosti: vozmozhnosti i prepyatstviya primeneniya [Virtual and augmented reality technologies: opportunities and obstacles to the use]. Strategicheskie reshenija i risk-menedzhment [Strategic decisions and risk management]. 2018. No. 3(108). Pp. 12–15.
  13. Korablev Yu.A. Imitatsionnoye modelirovaniye (dlya bakalavrov) [Simulation modeling (for bachelor’s degrees)]. Moscow: KnoRus Publ., 2018. 59 p.
  14. Kurnosenko M.V., Grigoriev S.G. Elektronnyye tekhnologicheskiye resursy i STEMobrazovaniye [Electronic technological resources and STEM-education]. Informatizacija nepreryvnogo obrazovanija [Informatization of continuous education]: materials of International scientific conference. Moscow: RUDN University Publ., 2018. Pp. 466–477.
  15. Selivanova L.N. Virtual’naja real’nost’ kak metod i sredstvo obuchenija [Virtual reality as a method and means of learning]. http://docplayer.ru/34194485-Virtualnaya-realnostkak-metod-i-sredstvo-obucheniya.html (accessed: 21.08.2019).
  16. Patarakin E., Burov V., Yarmakhov B. Computational Pedagogy: Thinking, Participation, Reflection. Digital Turn in Schools – Research, Policy, Practice. Lecture Notes in Educational Technology. Singapore: Springer, 2019. Pp. 123–137.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».