Актуальность, критерии и факторы кластерной региональной дифференциации студентов в рамках информатизации трансграничного образования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цель. На основе анализа отечественного и зарубежного опыта выявлена необходимость исследования целесообразности и возможности разделения иностранных студентов на региональные кластеры для последующей дифференциации методов и учебных материалов в рамках развития подходов к информатизации трансграничного образования. Такое исследование должно быть нацелено на обоснование актуальности, поиск критериев и факторов региональной дифференциации при подготовке трансграничных студентов. Методология. Проведена серия констатирующих экспериментов со студентами специальности «Экономика» из Замбии, Монголии, Казахстана, Узбекистана и других стран, направленных на выявление различий в учебной мотивации, рефлексии и прочих характеристик трансграничных обучающихся. Предложена модель подходов к информатизации трансграничного образования, опирающаяся на кластерную дифференциацию. Результаты. Предложена система кластеров, обоснована целесообразность введения описанного комплекса критериев и факторов, проиллюстрированного на примере выделения предыдущего опыта образования в качестве одного из значимых критериев для кластерной региональной дифференциации студентов. Заключение. Студенты из разных стран имеют различную мотивацию, опыт и восприятие информации, во многом этому способствует школьное образование. Необходим поиск баланса между совместным и дифференцированным обучением трансграничных студентов. Кластерная дифференциация трансграничных студентов целесообразна для последующего использования информационных технологий в рамках обеспечения вариативности методических систем обучения отдельным дисциплинам в вузе.

Об авторах

Марина Олеговна Факова

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Автор, ответственный за переписку.
Email: marina.fakova@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-1043-2371

аналитик отдела системной архитектуры, Управление системной архитектуры и больших данных, Дирекция по обеспечению цифровой трансформации

Российская Федерация, 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20

Список литературы

  1. Filippov VM, Grinshkun VV, Krasnova GA. Cross-border education. Platnoe Obrazovanie. 2008;(6):36. (In Russ.)
  2. Krasnova GA, Polushkina AO. State and prospects of distance learning during the COVID-19 pandemic. RUDN Journal of Informatization in Education. 2021;18(1):36–44. (In Russ.) http://dx.doi.org/10.22363/2312-8631-2021-18-1-36-44
  3. Markova AK. Formation of motivation for learning at school age. Moscow: Prosveshchenie Publ.; 1983. (In Russ.)
  4. Lyz NA, Shostak AA. The role of resources of educational competence of schoolchildren in adaptation to university education. Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Educational Sciences. 2016;8(4):30–36. (In Russ.)
  5. Moshkin AS, Kolesnikov AV, Koh NE. Motivation of educational activity of students. Scientific and Educational Problems of Civil Protection. 2017;(1(32)):90–96. (In Russ.)
  6. Golubeva NM, Golovanova AA. Factors of adaptation of students to the educational environment of the university. Izvestiya of Saratov University. New series. Series: Educational Acmeology. Developmental Psychology. 2014;3(2):125–131. (In Russ.)
  7. Valeeva DR, Spiridonova LN. Features of curatorial activities for the successful adaptation of foreign students. Science for Education Today. 2020;10(2):22–36. (In Russ.) http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2002.02
  8. Tkach GF, Filippov VM, Chistohvalov VN. Development trends and education reforms in the world. Moscow; 2008. (In Russ.)
  9. Hili N, Majkl L. The scale and types of transnational education in Great Britain. Transnational Education. London; 2016.
  10. Vincent-Lankrin S. Cross-border higher education: trends and perspectives. Higher Education to 2030. Vol. 2. Globalisation. 2009. https://doi.org/10.1787/9789264075375-4-en
  11. Rasha EE. Analysis of the peculiarities of transnational and international education in higher education. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences. 2013; (161):219–224. (In Russ.)
  12. Bui HTN, Selvarajah C, Vinen DG, Meyer D. Acculturation: role of student – university alignment for international student psychological adjustment. Journal of Studies in International Education. 2021;25(5):546–564. (In Russ.) https://doi.org/10.1177/1028315320964286
  13. Zaslavskij AA, Grinshkun VV. Building an individual trajectory for teaching informatics using an electronic database of educational materials. RUDN Journal of Informatization in Education. 2010;(3):32–36. (In Russ.)
  14. Goncharuk NP, Khromova EI. Models of integration of digital and pedagogical technologies in the process of training future engineers. Kazan Pedagogical Journal. 2019;(1):31–35. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».