Актуальность, критерии и факторы кластерной региональной дифференциации студентов в рамках информатизации трансграничного образования
- Авторы: Факова М.О.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Выпуск: Том 18, № 3 (2021)
- Страницы: 272-283
- Раздел: ГЛОБАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/321213
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2021-18-3-272-283
- ID: 321213
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема и цель. На основе анализа отечественного и зарубежного опыта выявлена необходимость исследования целесообразности и возможности разделения иностранных студентов на региональные кластеры для последующей дифференциации методов и учебных материалов в рамках развития подходов к информатизации трансграничного образования. Такое исследование должно быть нацелено на обоснование актуальности, поиск критериев и факторов региональной дифференциации при подготовке трансграничных студентов. Методология. Проведена серия констатирующих экспериментов со студентами специальности «Экономика» из Замбии, Монголии, Казахстана, Узбекистана и других стран, направленных на выявление различий в учебной мотивации, рефлексии и прочих характеристик трансграничных обучающихся. Предложена модель подходов к информатизации трансграничного образования, опирающаяся на кластерную дифференциацию. Результаты. Предложена система кластеров, обоснована целесообразность введения описанного комплекса критериев и факторов, проиллюстрированного на примере выделения предыдущего опыта образования в качестве одного из значимых критериев для кластерной региональной дифференциации студентов. Заключение. Студенты из разных стран имеют различную мотивацию, опыт и восприятие информации, во многом этому способствует школьное образование. Необходим поиск баланса между совместным и дифференцированным обучением трансграничных студентов. Кластерная дифференциация трансграничных студентов целесообразна для последующего использования информационных технологий в рамках обеспечения вариативности методических систем обучения отдельным дисциплинам в вузе.
Об авторах
Марина Олеговна Факова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Автор, ответственный за переписку.
Email: marina.fakova@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-1043-2371
аналитик отдела системной архитектуры, Управление системной архитектуры и больших данных, Дирекция по обеспечению цифровой трансформации
Российская Федерация, 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20Список литературы
- Filippov VM, Grinshkun VV, Krasnova GA. Cross-border education. Platnoe Obrazovanie. 2008;(6):36. (In Russ.)
- Krasnova GA, Polushkina AO. State and prospects of distance learning during the COVID-19 pandemic. RUDN Journal of Informatization in Education. 2021;18(1):36–44. (In Russ.) http://dx.doi.org/10.22363/2312-8631-2021-18-1-36-44
- Markova AK. Formation of motivation for learning at school age. Moscow: Prosveshchenie Publ.; 1983. (In Russ.)
- Lyz NA, Shostak AA. The role of resources of educational competence of schoolchildren in adaptation to university education. Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Educational Sciences. 2016;8(4):30–36. (In Russ.)
- Moshkin AS, Kolesnikov AV, Koh NE. Motivation of educational activity of students. Scientific and Educational Problems of Civil Protection. 2017;(1(32)):90–96. (In Russ.)
- Golubeva NM, Golovanova AA. Factors of adaptation of students to the educational environment of the university. Izvestiya of Saratov University. New series. Series: Educational Acmeology. Developmental Psychology. 2014;3(2):125–131. (In Russ.)
- Valeeva DR, Spiridonova LN. Features of curatorial activities for the successful adaptation of foreign students. Science for Education Today. 2020;10(2):22–36. (In Russ.) http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2002.02
- Tkach GF, Filippov VM, Chistohvalov VN. Development trends and education reforms in the world. Moscow; 2008. (In Russ.)
- Hili N, Majkl L. The scale and types of transnational education in Great Britain. Transnational Education. London; 2016.
- Vincent-Lankrin S. Cross-border higher education: trends and perspectives. Higher Education to 2030. Vol. 2. Globalisation. 2009. https://doi.org/10.1787/9789264075375-4-en
- Rasha EE. Analysis of the peculiarities of transnational and international education in higher education. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences. 2013; (161):219–224. (In Russ.)
- Bui HTN, Selvarajah C, Vinen DG, Meyer D. Acculturation: role of student – university alignment for international student psychological adjustment. Journal of Studies in International Education. 2021;25(5):546–564. (In Russ.) https://doi.org/10.1177/1028315320964286
- Zaslavskij AA, Grinshkun VV. Building an individual trajectory for teaching informatics using an electronic database of educational materials. RUDN Journal of Informatization in Education. 2010;(3):32–36. (In Russ.)
- Goncharuk NP, Khromova EI. Models of integration of digital and pedagogical technologies in the process of training future engineers. Kazan Pedagogical Journal. 2019;(1):31–35. (In Russ.)
Дополнительные файлы
