Профессиональная идентичность педагога в эпоху искусственного интеллекта: к построению исследовательской программы
- Авторы: Бермус А.Г.1
-
Учреждения:
- Южный федеральный университет
- Выпуск: Том 22, № 4 (2025)
- Страницы: 389-399
- Раздел: ПЕДАГОГИКА И ДИДАКТИКА ИНФОРМАТИЗАЦИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/356906
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2025-22-4-389-399
- EDN: https://elibrary.ru/EMUBVZ
- ID: 356906
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Постановка проблемы . В условиях происходящей трансформации общества и культуры система образования сталкивается со значительными вызовами (демографические сдвиги, широкое распространение цифровых технологий и сервисов, изменение социальной инфраструктуры образования и др.). Педагог оказывается перед необходимостью освоения новых ролей (коуч, дизайнер, наставник, аналитик и др.), что очевидным образом сказывается на его профессиональной и личностной идентичности. Создание специальной исследовательской программы и технологий ее поддержки оказывается критически важным для качества образования и профилактики негативных сценариев личностной трансформации, в том числе профессионального выгорания, невротизации и др. Методология . Основываясь на феноменологическом подходе и методологии междисциплинарных исследований, включающих представления из области философии, социологии, психологии и педагогики, осуществлена критическая реконструкция понимания технологий искусственного интеллекта (ИИ) как системного интегратора и интерпретатора глубинной трансформации профессиональных культур. В этом контексте профессиональная идентичность педагога рассматривается как динамический результат процесса самопознания и самоопределения во взаимодействии с информационной средой. Результаты . Интеграция ИИ в образовательную среду порождает два ряда последствий, один из которых достаточно очевиден (необходимость овладения новыми средствами деятельности, следовательно, компетенциями), а второй менее заметен, но является определяющим для успешности процесса цифровой трансформации: переосмысление ценностно-смысловых оснований профессиональной идентичности и деятельности. Педагог вынужден переосмысливать свою роль, акцентируя внимание на таких аспектах, как эмпатия, креативность, этическое суждение. Разработка соответствующих представлений и технологий поддержки процесса идентификации и самоидентификации требует создания соответствующей исследовательской программы. Заключение . Исследовательская программа в сфере профессиональной идентичности педагога предполагает опору на многие актуальные направления развития социально-гуманитарного и психолого-педагогического знания в конце XX - начале XXI в., она способна дать значимый импульс к развитию науки и технологий в социально-гуманитарной сфере.
Об авторах
Александр Григорьевич Бермус
Южный федеральный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: bermous@sfudu.ru
ORCID iD: 0000-0002-9342-6339
SPIN-код: 7352-2625
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой образования и педагогических наук, Академия психологии и педагогики
Российская Федерация, 344006, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 105/42Список литературы
- Grinshkun VV, Shunina LA. Artificial intelligence in educational activities and teacher training: the need for research. In: Noskov MV. (ed.) Informatization of education and methods of e-learning: Digital technologies in education: Proceedings of the VII International Scientific Conference, 19–22 September 2023, Krasnoyarsk. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev Publ.; 2023. p. 1056–1059. (In Russ.)
- Amofa B, Kamudyariwa XB, Fernandes FAP, Osobajo OA, Jeremiah F, Oke A. Navigating the complexity of generative artificial intelligence in higher education: a systematic literature review. Education Sciences. 2025;15(7):826. https://doi.org/10.3390/educsci15070826
- Bermus AG, Sizova EV. Ethical aspects of the implementation of artificial intelligence technologies in a classical university: analysis of student audience attitude. Lifelong Education: The 21st Century. 2025;13(2). (In Russ.) https://doi.org/10.15393/j5.art.2025.10585 EDN: BQHTHY
- Levitsky ML, Grinshkun VV, Zaslavskaya OYu. Multi-component model of unification and integration of digital resources of the university. MSU Journal of Informatics and Informatization of Edication. 2023;1(63):7–23. (In Russ.) https://doi.org/10.25688/2072-9014.2023.63.1.01 EDN: IGRGAP
- Vodyanenko GR. Artificial intelligence in education: a new era of didactics. Vestnik Permskogo Gosudarstvennogo Gumanitarno-Pedagogicheskogo Universiteta. Seriya: Informacionny’e Komp’yuterny’e Texnologii v Obrazovanii = Bulletin of Perm State Humanitarian and Pedagogical University. Series: Information Computer Technologies in Education. 2024(20):82–88. (In Russ.) EDN: OEXYTH
- Sogomonov AYu. Artificial intelligence and university: new challenges for philosophy of education and professional ethics. Semestrial Papers of Applied Ethics. 2024:(1):77–93. (In Russ.) EDN: VBWQQC
- Toreeva TA. Axiological component of research teacher training at a classical university: pedagogical and philosophical aspects. Lomonosov Pedagogical Education Journal. 2025;23(1):28–53. (In Russ.) EDN: NFUGCC
- Boronenko TA, Fedotova VS. Generative artificial intelligence in education: new tasks and competencies of a teacher. The World of Science, Culture and Education. 2025:(2):228–233. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/1991-5497-2025-2111-228-233 EDN: FRXKIC
- Gruzdev MV, Tarkhanova IYu., Enzeldt NV. Educational engineering: conceptualization of the concept. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2019;(5):8–15. (In Russ.) EDN: UPBHNL
- Shoshev MD. Neuropedagogy as a new applied area in the education system in Bulgaria. Psychology in Education. 2023;5(4):568–578. (In Russ.) https://doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-4-568-578 EDN: OWRLBO
- Bermus AG. Introduction to humanitarian methodology. Moscow: Canon + ROOI Rehabilitation Publ.; 2007. 336 p. (In Russ.) EDN: QXBGNZ
- Faibyshenko VYu. Encountering phenomenon: realization and de-realization: on merab Mamardashvili’s phenomenology. International Journal of Cultural Research. 2013;(3):35–40. (In Russ.) EDN: RBTVSD
- Shevelev AN. The potential of the phenomenological approach to the research of history of education. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences. 2006;6(14):151–162. (In Russ.) EDN: KVAQLL
- Slinin YaA, Markov BV. (eds.) Essays on phenomenological philosophy. Saint Petersburg: St. Peterburg State University Publ.; 1997. p. 61–63. (In Russ.) EDN: UJAXOX
- Vasilenko IV, Koneva ND. Social field of education: the heuristic potential of Bourdieu’s theory. Logos et Praxis. 2014;(6):36–43. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/FdsP4XEwCJ8 EDN: RKNMTR
- Toktarova VI, Rebko OV. Integrating artificial intelligence into the work of an educator: tools for instructional design and development of educational products. Informatics and Education. 2024;39(1):9–21. https://doi.org/10.32517/0234-0453-2024-39-1-9-21 EDN: CPSABT
Дополнительные файлы

