Механизмы управления процессами цифровой трансформации школы: развитие цифровых компетенций педагогов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Постановка проблемы. Описаны результаты пилотного проекта по внедрению структурно-функциональной модели управления процессом развития цифровых компетенций педагогов как внутришкольной системы повышения квалификации с ориентацией на профессиональные дефициты в области цифровых компетенций педагогов, адресному методическому сопровождению. Цель проекта - повышение цифровых компетенций педагогов для модернизации образовательного процесса современной школы, изменения педагогических практик и форматов обучения. Проект предназначен для общеобразовательных школ, реализующих сценарии цифровой трансформации. Методология. Исследование дефицитов цифровых компетенций педагогов произведено на основе инструментов SAMR и мониторинга цифровой трансформации, осуществлен анализ образовательных ресурсов цифровых платформ, форматов обучения для построения программ развития цифровых компетенций. Результаты. Рассмотрены полученные эмпирических данные по апробации технологий управленческой деятельности на основе данных. Приведена классификация ресурсов, определены ключевые показатели эффективности, показаны механизмы реализации проекта. Заключение. Практический опыт моделирования процессов управления развитием цифровых компетенций педагогов может быть использован руководителями школ, органами управления образованием для конструирования проектов и программ цифровой трансформации, расширения практик использования цифровых инструментов педагогами, ускорения динамики процессов цифровизации образовательных организаций.

Об авторах

Татьяна Евгеньевна Хоченкова

Лицей № 4

Автор, ответственный за переписку.
Email: tex707070@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-3532-6102

кандидат педагогических наук, учитель

Российская Федерация, 390000, Рязань, Соборная пл., д. 15

Список литературы

  1. Gokhberg LM, Ozerova OK, Sautina EV. Education in numbers: 2021: a brief statistical compendium. Moscow: HSE University; 2021. (In Russ.)
  2. Polivanova KN, Lyubitskaya KA. Homeschooling in Russia and abroad. Journal of Modern Foreign Psychology. 2017;6(2):72–80. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/jmfp.2017060208
  3. Dvoretskaya IV, Mertsalova TA. Russian schools through the prism of monitoring the digital transformation of educational (analysis of the distinctive capabilities of the tool). Modern Education Analytics. 2020;(12). (In Russ.)
  4. Uvarov AYu, Frumina ID. (eds.) Difficulties and prospects of digital transformation of educational. Moscow: HSE University; 2019. (In Russ.)
  5. Rabinovich PD, Zavedenskiy KE, Kushnir ME, Khramov YuE, Melik-Parsadanov AR. Digital transformation of education: from changing funds to developing activities. Informatics and Education. 2020;(5):4–14. (In Russ.) https://doi.org/10.32517/0234-0453-2020-35-5-4-14
  6. Khavenson TE, Gizatullin MA. Digital technology readiness of teachers: measurement approaches. Trends in the Development of Education. Effectiveness of Educational Institutions. Moscow: Russian Academy of National Economy and Public Administration; 2020. p. 188–195. (In Russ.)
  7. Aimaletdinov TA, Baimuratova LR, Zaitseva OA, Imaeva GR, Spiridonova LV. Digital literacy of Russian teachers. Readiness to use digital technologies in the educational process. Moscow: Analitical Center NAFI; 2019. (In Russ.)
  8. Benedict T, Kirchmer M, Franz P, Scharsig M, Saxena R, Morris D, Hilty J. Business process management body of knowledge: BMP CBOK 4.0. Moscow: Alpina Publisher; 2022. (In Russ.)
  9. Rubach C, Lazarides R. Addressing 21st-century digital skills in schools – development and validation of an instrument to measure teachers’ basic ICT competence beliefs. Computers in Human Behavior. 2021;118:106636. https://doi.org/10.1016/j.chb.2020.106636
  10. Lucas M, Bem-Haja P, Siddiq F, Moreira A, Redecker C. The relation between in-service teachers’ digital competence and personal and contextual factors: what matters most? Computers & Education. 2021;160. https://doi.org/10.1016.compedu.2020.104052
  11. Khochenkova TE. Digital transformation of the school: SAMR for the personalization of the trajectory of development of digital cometencies of teachers. In: Andrienko EV, Zhuikovoi LP. (eds.) Teacher Education in the Conditions of Global Digitalization. Novosibirsk: NGPU Publ.; 2021. p. 226–234. (In Russ.)
  12. Tondeur J, Howard S, Yang J. One-size does not fit all: towards an adaptive model to develop preservice teachers’ digital competencies. Computers in Human Behavior. 2020;116: 106659. https://doi.org/10.1016/j.chb.2020.106659
  13. Fiofanova OA. Internships, project sessions, interactive case studies: new models for advanced training of teachers and heads of educational organizations. Trends in the Development of Education: What is an Effective School and an Effective Kindergarten?. Moscow: Delo Publ.; 2014. p. 148‒158. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».